Все музеи Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург - жемчужина мировой культуры. Здесь находится большое количество музеев, где собраны ценнейшие художественные шедевры и исторические экспонаты. Они дают нам возможность познать историю мира, историю России.

  • Музей гражданской авиации Пулково

    Единственный в Санкт-Петербурге профессионально организованный авиационный музей с необычной экспозицией существует с 1975 г.. Музей гражданской авиации расположен в Авиагородке, в здании университета гражданской авиации. Он занимает четыре больших выставочных зала, здесь собрана вся информация о самолетах, их конструкторах, аэропортах «Пулково» и «Ржевка». Кабина самолета Ил-14М в музее гражданской авиации – настоящая. Специалисты восстановили ее в первозданном виде. Приборы, штурвал, тумблеры – все работает. Посетителям разрешают сесть в кресло пилота и ощутить себя летчиком. В музее посетители могут посмотреть на униформу, которую в разные годы носили стюардессы и пилоты отечественных авиалиний, а также познакомиться с приборами, без которых ни один самолет не сможет ориентироваться в воздухе.

  • Горный музей Санкт-Петербургского Государственного горного института

    Это один из старейших музеев нашей страны учрежден по Указу императрицы Екатерины II одновременно с Горным училищем в 1773 г. Начало ему положили учебные Минеральный, Горный и Металлический кабинеты, объединенные позднее в Музеум. Уже с конца XVIII в. преумножению его собраний придавалось особое значение, поскольку музей обслуживал не только студентов и преподавателей, но и «любопытных посетителей». Здание Горного института – монументальное сооружение с классическим 12-колонным портиком – было возведено в 1806-1811 г.г. по проекту выдающегося зодчего А.Н. Воронихина. Две скульптурные группы «Похищение Прозерпины Плутоном» (скульптор В.И. Демут-Малиновский) и «Борьба Геракла с Антеем» (скульптор С.С. Пименов) языком аллегорий прославляют силу и богатство земных недр, раскрывают назначение сооружения. Правое и левое своей…

  • Подводная лодка «Народоволец»

    В русском подводном флоте нет равных лодке «Народоволец». Она проплыла множество морей, прошла через исторические этапы и теперь является уникальной культурной ценностью. «Народоволец» стала первой подводной лодкой, которая стала музеем и памятником всем морякам подводникам и людям, которые посвятили себя морю. Уникальная лодка «Народоволец» была построена на Балтийском заводе в 1927-1931 годах. Она входила в военные подводные лодки Северного флота. В свое первое подводное путешествие «Народоволец» отправился в 1931 году. Это был целый праздник с военным оркестром и трибунными выступлениями высших чиновников. «Народоволец» – лодка боевая, поэтому она была хорошо вооружена, в основном, торпедами. Всего на лодке было 14 торпед – 6 на носу, 2 на корме и еще 6…

  • Ледокол-Музей «Красин»

    Филиал Музея мирового океана. Плавающий ледокол-музей, получивший европейскую известность как спасатель экспедиции У.Нобиле, первопроходец по Северному морскому пути, исследователь и воин-участник Полярного конвоя PQ-15. ЭКСКУРСИЯ ПО МАШИННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ И КАПИТАНСКОМУ МОСТИКУ (иллюстрация к урокам физики) Возраст: 8-11 класс Описание: рассказ об истории создания и промышленного применения паровых машин, общих принципах работы паросиловой энергетической установки на ледоколе «Красин» — угольных и мазутных котельных установках, паровой машине трёхкратного расширения, замкнутой системе использования воды в паросиловой установке, о принципы действия рулевого устройства судна — рулевая машина, привод руля. Посещение штурманской и рулевой рубки даст представление о навигационном оборудовании, средствах связи, управлении рулевой машиной, системе герметизации отсеков, системе оповещения о пожароопасной обстановке. Обзорная экскурсия…

  • Центральный музей Октябрьской железной дороги

    Первые железные дороги Когда появились первые железные дороги, никто и не думал, что громыхающие по рельсам вагоны скоро изменят мир. Об извергающих клубы дыма паровозах в те годы говорили как о фантастическом транспорте будущего, не подозревая, что это будущее наступило. Мечта о быстром и надежном транспорте постепенно воплощалась в жизнь. В течение второй половины XIX века путь прогресса пролегал по рельсам в самом прямом смысле. Железная дорога оказала поистине неоценимые услуги человечеству в развитии цивилизации. Центральный музей Октябрьской железной дороги создан в 1978 году. Музей знакомит с историей развития Санкт-Петербургского транспортного узла и сети железных дорог Северо-Запада, охватывающей около 30 дорог Царскосельскую, Петербурге-Московскую, Петербурге-Варшавскую, Балтийскую, Финляндскую, Московско-Виндаво-Рыбинскую, Мурманскую и другие.…

  • Музей фарфора

    Императорский фарфоровый завод — явление уникальное. Его продукция — художественный фарфор, является первым фарфором России, как по времени своего возникновения, так и значительному вкладу в российскую и мировую культуру. Процесс изготовления фарфоровых изделий весьма сложен. К примеру, чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. В целом, на заводе сохранена основа технологии производства классического фарфора, разработанная еще в середине ХVIII века Д. И. Виноградовым. Широкую мировую известность заводу принесла ручная высокохудожественная роспись. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Императорский фарфоровый завод — один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить катаклизмы революций и войн, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти…

  • Музей Сновидений

    Музей Сновидений в отличие от венского и лондонского музеев, не связан ни с конкретным местом, где жил Фрейд, ни с окружавшими его материальными вещами, но с его идеями, сновидениями, теориями, мечтами, всем тем, что идеально, эфемерно, фантазмично, виртуально, едва уловимо. В Музее Сновидений два зала, вводный и сновиденческий, светлый и темный, «сознательно-предсознательный» и «предсознательно-бессознательный». В первом зале мы видим двенадцать витрин, посвященных отдельным эпизодам жизни и деятельности «отца основателя» психоанализа. Зрительные образы, которые представлены во втором зале музея, погружают зрителя в его собственный мир — мир воспоминаний, ассоциаций, фантазий, представлений. Для его восприятия необходимы соучастие и активность зрителя. Некоторые объекты едва различимы, отдельные слова можно прочитать только меняя положение глаз.…

  • Музей печати в Санкт-Петербурге

    Музей располагается в бывшем доходном доме на набережной реки Мойки, 32. Архитектурный облик дома сложился в 1870–1910-х годах. Два двухэтажных флигеля, выходивших на набережную Мойки и Волынский переулок, перестроены в 1877 году по проекту архитектора А. В. Иванова: угловой флигель надстроен до трех этажей, дворовый — до четырех. Тогда же была проведена некоторая перепланировка и отделка внутренних помещений: установлены перила художественного литья, выполнены лепное убранство вестибюля и мозаичная выкладка пола. В 1905 году по заказу нового владельца дома А. А. Суворина в восточной части участка по проекту архитектора П. М. Макарова был сооружен производственный флигель типографии. В 1908 году дом был продан, и новая владелица М. П. Гау произвела надстройку…

  • Музей кукол

    Неподалеку от набережной реки Смоленки и часовни Ксении Блаженной — покровительницы Санкт-Петербурга расположился один из самых уютных и гостеприимных музеев города на Неве – Петербургский музей кукол. Один из первых негосударственных музеев России, он был создан в 1998 году при научно-методическом руководстве Российского Этнографического музея. Основу музейных фондов составили несколько частных коллекций. Ныне музейные экспозиции пополняются современными авторскими и антикварными куклами. Сейчас это единственный музей в Санкт-Петербурге, наиболее полно рассказывающий об истории куклы от архаической до современной. 8 залов постоянной экспозиции, среди которых залы интерьерной куклы, сказки, русской фольклорной куклы, традиционных обрядов и праздников, залы “Театр и маскарад” и “Лесное царство”, а также демонстрационные мастерские по изготовлению сувенирной куклы открывают…

  • Центральный музей связи имени А.С. Попова

    Здание, которое сегодня занимает Центральный музей связи им. А.С. Попова, расположенное на Почтамтской улице под № 7, является памятником архитектуры последней четверти XVIII века. Оно было построено по проекту известного архитектора Джакомо Кваренги для видного государственного деятеля времен Екатерины II Александра Андреевича Безбородко (1747-1799). Благодаря феноменальной памяти и исключительным дипломатическим способностям, он сделал головокружительную карьеру от «подателя прошений» до канцлера Российской империи. С 1784 г. — граф, с 1797 — светлейший князь и канцлер. С 1782 г. до последних дней своей жизни А.А. Безбородко возглавлял почтовое ведомство. В 1781 г. А. Безбородко приобретает в Адмиралтейской части города два участка со строениями. Один из домов принадлежал Курскому Знаменскому монастырю, а второй…

  • Мемориальный музей семьи актеров Самойловых

    Это единственный в Петербурге музей драматических артистов. Он рассказывает о замечательной династии Самойловых, существовавшей почти полтора века (1803-1948). Музей был открыт на Стремянной улице 28 января 1994 года. Этот музей посвящен собирательному образу артиста-профессионала, для которого жизнь частная неразрывна с жизнью сценической. С 1869 г. по 1887 г. хозяином дома, где сегодня находится музей, был знаменитый актер Императорского Александринского театра Василий Васильевич Самойлов – представитель второго поколения артистической династии. В эти годы дом был оживленным центром культурной жизни Петербурга, в нем собирались актеры, музыканты, художники, литераторы. Ко времени создания музея бывшая квартира Самойловых, ставшая старой коммунальной квартирой, оказалась входящей в состав отеля «Невский Палас». В результате кропотливых реставрационных и строительных…

  • Музей театрального и музыкального искусства

    Создан в 1918 в быв. помещении Дирекции императорских театров, где находится и ныне. Первая экспозиция открылась в 1922году. В основе музея — коллекция портретов и документов, собиравшаяся с 1883 актером Александринского театра И. Ф. Горбуновым (экспонировалась в 1908 на Первой русской театральной выставке Литературно-художественного общества в Панаевском театре), архив Дирекции императорских театров и др. гос. и частные собр. (в т. ч. М. Г. Савиной, А. Е. Молчанова, В. В. Протопопова, Л. Н. Жевержеева, В. Ф. Комиссаржевской, П. В. Самойлова, О. Г. Спесивцевой). Фонд отдела живописи, графики и прикладного искусства (32 тыс. ед. хр.) включает: портреты, скульптуру, миниатюры, гравюры, эскизы костюмов и декораций, театр. макеты (с сер. 18 в.), в т.…

  • Музей-квартира С.М.Кирова

    Музей С.М.Кирова располагается в бывшем доходном доме, принадлежавшем Первому Российскому страховому обществу. Здание, построенное в 1911 – 1914 г.г. по проекту Л.Н.Бенуа и А.И.Гунста, до Октябрьской революции считалось престижным, и его комфортабельные квартиры занимали солидные и хорошо обеспеченные люди. Среди публики, населявшей дом 26/28 по Каменноостровскому проспекту, имелись почетные граждане города, чиновники высших классов, модные тогда писатели, журналисты, архитекторы. С октября 1917 года, после ликвидации Российского страхового общества, часть квартир дома была «уплотнена» и превращена в коммунальные, а некоторые квартиры были предоставлены известным партийным деятелям Г.Е.Зиновьеву, Г.Е.Евдокимову, А.А.Кузнецову, П.С.Попкову. В 1926 году квартиру №20 занял С.М.Киров – первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б). Киров жил в этом доме со…

  • Музей циркового искусства

    Цирковые представления пользовались успехом у жителей Петербурга еще в XVIII веке. Они устраивались на площадях во время народных гуляний, в манежах, служивших для обучения верховой езде. В XIX веке стали строиться специальные цирковые здания. Однако, они были деревянными и не отличались удобствами. Инициатива постройки цирка принадлежала итальянскому артисту, наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли — главе большой цирковой семьи, впервые приехавшей в Петербург на гастроли в 1847 году. Первый такой постоянный цирк -«Цирк Турниера» был построен в 1827 году, примерно на том же месте, где сейчас стоит цирк. Более 120 лет назад, 26 декабря 1877 года состоялось открытие цирка на Фонтанке — первого в России каменного здания, построенного с учетом цирковой…

  • Музей общественного транспорта

    Санкт-Петербург многие десятилетия был и остается самым «трамвайным» в мире. Так по сообщениям ИТАР ТАСС, и даже в Книге рекордов Гиннеса есть записи о наибольшей протяженности трамвайных путей в Петербурге, о самом многочисленном подвижном составе и самом длинном в мире трамвайном вагоне. Самым первым видом общественного транспорта в Петербурге были омнибусы — большие кареты на 10-16 человек. А в 1860-м году появилась первая конно-железная дорога, или просто хорошо известная всем конка. Первый ее маршрут (правда не пассажирский, а грузовой) пролегал по Васильевскому острову. И в память об этом памятник конке стоит именно там, рядом со станцией метро «Василеостровская». Музей общественного транспорта Санкт-Петербурга начался с коллекции исторических трамвайных вагонов, сегодня в…

  • Музей воды

    Музей Воды — самый молодой и современный музей города на Неве, рассказывающий о таинстве Воды с использованием мультимедийных систем. 19 мая 2003 года в Санкт-Петербурге состоялось знаменательное событие — открылся новый и необычный музей «Мир воды Санкт-Петербурга», организованный ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Музей располагается в первой в нашем городе водонапорной башне на Шпалерной улице, 56 (архитекторы Э. Г. Шуберский и И. А. Мерц, 1859—1861 гг.), с которой и началась история централизованного водоснабжения Северной столицы. До середины XIX века в Санкт-Петербурге не было централизованного водопровода.В течение полутора ста лет после основания Санкт-Петербурга горожане обеспечивали себя водой сами или пользовались услугами водовозов и водоносов. По булыжным мостовым они катили деревянные бочки на двух…

  • Главная Астрономическая обсерватория Академии наук

    Все начиналось здесь, в Кунсткамере. В здании Кунсткамеры с 1735 г. стала работать первая в России государственная астрономическая обсерватория. Ее руководителем был приглашенный Петром Великим французский астроном и картограф Жозеф Никола Делиль (1688-1768). Он приехал в Россию со своими помощниками и своей программой работ. Благодаря его деятельности астрономия в России стала наукой, а в Петербурге появилась первая астрономическая научная школа. Астрономическая обсерватория Академии наук располагалась в трех ярусах башни Кунсткамеры, была хорошо оборудована и позволяла вести серьезную научную работу. После отъезда Делиля во Францию (1747 г.) интенсивность работ заметно снизилась, и новый этап в развитии русской астрономии был связан с именем академика Василия Яковлевича Струве (1793-1864). К 1839 году новое…

  • Музей Арктики и Антарктики

    Музей Арктики был открыт для посетителей 8 января 1937 г., однако решение о его создании было принято значительно раньше. Уже в 1920-х годах в связи с активным исследованием Арктики многие видные полярники и ученые выступали с предложениями об организации постоянно действующего полярного музея. В 1930 г. Президиумом ЦИК СССР было утверждено решение о создании Всесоюзного арктического института (ВАИ), в котором в качестве специального отдела предусматривался музей Арктики. Первоначально экспонаты музея хранились в подвале ВАИ и использовались только для проведения выставок. В 1933 г. Арктическому институту для создания музея было отдано в аренду здание бывшей Никольской единоверческой церкви на улице Марата, построенное в 1820—1838 гг. по проекту архитектора А. И. Мельникова.…

  • Экскурсии детям в музее Истории религии

    Для школьников музей предлагает различные варианты обзорных экскурсий. Они адаптированы к детскому восприятию и учитывают возраст и уровень знаний учащихся. Экскурсии рассчитаны на пребывание школьников в музее в течение одного часа. «Мифология и религия в Древнем мире» Экскурсия знакомит с особенностями архаического понимания устройства мира и места человека в нем. Откуда взялись Земля и небесные светила? Почему сменяются дни и ночи, лето, осень, зима и весна? Как появились животные и первые люди? Отвечая на эти вопросы, древние объясняли мировой порядок деяниями духов, богов и героев. Египтяне верили, что движение солнца по небу – это путешествие бога Ра на барке по небесному Нилу. Греки трактовали смену времен года как встречу или…

  • Музей истории религии

    Со времени своего открытия, в 1932 г, Государственный музей истории религии находился в одном из старинных зданий центра Ленинграда-Петербурга — Казанском соборе. С наступлением XXI века в истории музея наступил новый этап. Музей переехал в здание на Почтамтской улице, обрёл новую жизнь, но сохранил свой уникальный и неповторимый характер. Аналогов Петербургскому музею истории религии в мире нет. Он поражает разнообразием фондов, образованных по конфессиональному принципу, в его коллекциях собраны экспонаты по истории религий от древнейших времён до наших дней, в экспозиции представлена эволюция религиозных верований от самых ранних форм до современности. Внимание научных сотрудников музея сосредоточено главным образом на изучении музейных предметов и коллекций. Важное место в научно-исследовательской проблематике Музея…

  • Музей хлеба

    Единственный в России и тринадцатый в мире Санкт-Петербургский музей хлеба был создан в 1988 году как отраслевой. В 1993 году он получил статус государственного. Название музея отражает его суть. Интерес к хлебу — гениальному изобретению человечества — не случаен. В век развития техники хлеб остается символом гармоничных отношений человека с природой. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники. В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая. Хлебом-солью встречали новорожденного, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей. Во всех этих народных обычаях заключена человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое…

  • Экскурсии и игровые занятия для 1 — 4 классов в

    «Где учился Филипок?» Чтобы ответить на этот вопрос, дети совершат «путешествие» в XIX век. Побывают на трёх уроках в старой СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ (русская словесность, арифметика, Закон Божий), смогут сравнить современный мир с жизнью крестьянских детей, получат первые представления об истории России. Рекомендуем учащимся 4-ых классов. «Прогулка по особнякам» Дети совершат путешествие по  старинным особнякам начала XX  века и узнают, почему говорят «Мой дом – моя крепость». Побывав «в гостях у  М.Ф. Кшесинской»,  разучат некоторые  правила этикета и оставят для хозяйки свои визитки, а в особняке В. Брандта разгадают символику старинного дома. На златом крыльце… Игровое занятие для детей 8-12 лет, дидактическая игра «Построение государства». Детская считалочка поможет совершить путешествие в…

  • Государственный музей политической истории России

    Государственный музей политической истории России является преемником Государственного музей Революции (ГМР), созданного 9 октября 1919 года по постановлению Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Двадцать пять лет местом расположения государственного музея революции был Зимний дворец. В 1955 году музею передаются два новых здания: особняки Кшесинской и Бранта. Особняк Кшесинской, созданный в 1904-1906 гг. по проекту известного архитектора А.И. фон Гогена для знаменитой балерины М.Ф.Кшесинской, — свидетель важных исторических событий. В марте — начале июля 1917 г. Здесь находились Центральный и Петербургский комитеты РСДРП (б), а также Военная организация большевиков. Другой особняк также принадлежит к числу архитектурных памятников города. Он был построен в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф.Мельцера для крупного…

  • Крейсер «Аврора»

    История Крейсера очень интересна. Учитывая, что военный российский флот рос и активно развивался, требовались новые корабли, по новому защищенные, с новой боевой мощью. Так появился новый класс крейсеров — бронепалубные. Броней была защищена вся палуба. Она защищала жизненно важные части всего корабля. Это был большой прорыв в перед. К такому виду кораблей и принадлежал новый крейсер. Крейсер «Аврора» был заложен в Петербурге на судостроительной верфи «Новое-Адмиралтейство» 23 мая 1897 г. Строительство корабля продолжалось шесть лет. В 1900г 11 мая корабль был спущен на воду. На фото запечатлели именно этот момент. «Новое- Адмиралтейство». На набережной (у сожалению не видно) царский павильон для почётных гостей, в котором находятся царь Николай Второй и…

  • Императорский Ботанический сад

    В Санкт-Петербурге — старейший ботанический сад России. В 1714 на берегу речки Карповки по указу Петра I для выращивания лекарственных растений был заложен Аптекарский огород, впоследствии превратившийся в крупное научно-исследовательское и просветительское учреждение — Ботанический сад и Ботанический музей. В основу богатейшего собрания музея, насчитывающего свыше 80 тыс. образцов, вошли гербарии петровской Кунсткамеры и коллекции, собранные многими отечественными ботаниками и путешественниками, в том числе Николаем Пржевальским, Григорием Потаниным. Всеволодом Роборовским и Владимиром Комаровым, имя которого носит музей. Ботанический сад(Библиотека и Гербарий) Прямым продолжением экспозиций музея являются живые коллекции Ботанического сада. Здесь в открытом грунте растет флора, обычная для умеренных широт; на альпийских горках — растения Кавказа, Средиземноморья, Центральной Азии, Северной…

  • Ботанический музей

    Датой основания Музея следует считать 1823 год, когда Аптекарский огород был реорганизован в Императорский Ботанический сад. Именно тогда было положено начало первым ботаническим коллекциям Экспозиции Ботанического музея знакомят посетителей с растительностью различных регионов Земли, эволюционной историей растительного мира, ролью растений в жизни человека. В отличие от ботанических экспозиций большинства естественно-исторических музеев мира, в Ботаническом музее почти нет муляжей: основная часть его экспонатов – это натуральные объекты (древесины, плоды и семена, гербарии, образцы ископаемых растений, разнообразные изделия и продукты, изготовленные из растительного сырья, и др.) из богатых фондовых коллекций. Ботанический музей БИН РАН соседствует, однако не входит в состав Ботанического сада, в котором находятся коллекции живых растений. Раскрывая разные стороны жизни…

  • Зоологический музей

    Зоологический музей в Санкт-Петербурге входит в число самых крупных музеев мира. Он является и одним из старейших музеев России: он был основан на базе коллекций Зоологического кабинета Кунсткамеры в 1832 году и открыт для публики в 1838 году. В 1896 году коллекции Зоологического музея были перевезены в здание бывшего южного пакгауза Биржи, куда с 1901 года имела доступ широкая публика. В 1930 году музей был преобразован в Зоологический институт Академии наук СССР, который существует и сегодня. Экспозиция Зоологического музея состоит более чем из 30 000 экспонатов, и это лишь небольшая часть фондов музея, насчитывающих около 15 миллионов единиц хранения. Экспозиция, организованная в систематическом порядке, представляет все основные виды животных —…

  • Академии художеств

    В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п. В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание на Университетской набережной. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств представляет собой уникальное художественное собрание не только в России, но и в мире. Возникнув в середине XVIII века одновременно с Академией художеств, музей превратился в собрание поистине уникальное. Только здесь, знакомясь с работами учеников и педагогов, можно видеть с чего начинает будущий художник, какие ступени ведут к вершинам мастерства. В Академии художеств собирали рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров,…

  • Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке

    Музей-квартира А.С. Пушкина — мемориальный музей поэта, рассказывающий о последнем периоде его жизни и творчества. Он располагается в одном из старейших каменных домов Петербурга на Мойке, 12. В этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала последней в его жизни. Здесь поэт, смертельно раненый на дуэли, скончался 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 2 часа 45 мин. пополудни. Александр Сергеевич Пушкин никогда не имел собственного дома в Санкт-Петербурге и жил в съемных квартирах. После свадьбы с Натальей Гончаровой он менял место жительства каждый год. В квартиру на набережной реки Мойки, шестую по счету, семья Пушкина…

  • Экскурсии в Этнографическом музее

    «В некотором царстве …». Программа экскурсий и игровых занятий по этнографии русского народа. 1. «Делу — время, потехе — час». Экскурсия. Основные и подсобные занятия русских крестьян, традиции трудового воспитания детей. 2. «Жили-были дед и баба…».Игровое занятие. Русский крестьянский дом, народный костюм, семейные обычаи и обряды, этикет. Театрализация по мотивам сказки «Курочка Ряба». 3. «Как рубашка в поле выросла». Экскурсия. Русский народный костюм, культура льна в народной традиции, рубаха — основа русского костюма (по мотивам одноименного рассказа Д.К.Ушинского). «Как рубашка в поле выросла». Экскурсия. 4. «Уродилась Коляда накануне Рождества». Игровое занятие. Календарные праздники русской зимы. Участие детей в праздничных обрядах. 5. «Русская народная игрушка». Игровое занятие. Игрушка как часть народной…

  • Этнографический Музей в Петербурге

    Музей располагается в историческом центре на площади Искусств. Архитектурно «Этнографический Музей» находится в едином комплексе с Русским музеем. Этнографический музей Петербурга посвящен исконной культуре различных народов, проживающих на территории России. Посмотрев, уникальные экспозиции «Этнографического музея» вы сможете понять быт, нравы, мировоззрение наших предков. Сюжеты представляемых историй достаточно просты. Этнографический Музей рассказывает о том как люди жили, как они работали, чему поклонялись, что любили, а что ненавидели. В музейные экспонаты входит национальная одежда, которая привносит на выставку очень яркий и необычный колорит.Предметы быта, праздничные атрибуты. В залах музея представлена целая галерея костюмов народов России, в том числе уникальная одежда из рыбьей кожи и крапивного волокна, а также редкие комплексы атрибутов шаманов…

  • Адмиралтейство

    Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром Первым на левом берегу Невы осенью 1704 года. Считается, что строилось первое здание Адмиралтейства по чертежам самого Петра Великого. Проект включал верфи, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, а также склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения и снаряжения. Первое здание Адмиралтейства, которое в то время называли «Адмиралтейским домом», представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы «П» с производственным двором, раскрытым к Неве. Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним мазанковую башню со шпилем, увенчанным корабликом. Первоначально все мазанковые строения имели чисто утилитарное назначение, однако с самого начала в центре южного фланга, противоположного Неве,…

  • Петропавловская крепость

    Петропавловская крепость, положившая начало городу Санкт-Петербургу, была заложена 16 (27) мая 1703 г. В годы Северной войны, когда Русское государство вело тяжелую борьбу со Швецией за выход к балтийскому морю, крепость, строившаяся на Заячьем острове (длиной 750 и шириной 400 метров), являлась в первую очередь военным объектом, призванным защищать устье Невы. По задумке Петра Первого, Петропавловская крепость должна была защищать отвоеванные в ходе Северной войны земли и оборонять, строящийся город. Она имела форму неправильного шестиугольника, в вершинах которого размещались бастионы, соединенные куртинами. Свое название бастионы получили в честь Петра Первого и его ближайших соратников — Государев, Меншиков, Нарышкин, Зотов, Трубецкой, Головкин. 1 октября 1703 года в день Покрова Пресвятой Богородицы…

  • Русский музей

    Императорским Указом от 20 января 1895 года Михайловский дворец со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом был выкуплен в казну — за 4 миллиона рублей серебром у наследников великой княгини Екатерины Михайловны. Судьба здания была окончательно решена 13 апреля 1895 года, когда Именным Указом Николай II учредил «Русский Музей Императора Александра III» и передал для его устройства весь комплекс Михайловского дворца. Так, наконец, слились воедино давно уже искавшая воплощения идея создания государственного музея отечественного изобразительного искусства и судьба дворца, словно ожидавшего своего истинного, не суетного предназначения. И в его стенах началась новая, уже музейная жизнь. Управляющий музеем назначался Высочайшим Именным Указом и непременно должен был быть членом Императорского…

  • Экскурсии для детей в Кунсткамере

    Игровые экскурсии Играем в эскимосов В игровой форме проходит знакомство с традиционной культурой эскимосов, живущих на крайнем севере нашей планеты. Экскурсия-игра проводится на экспозиции «Коренное население Северной Америки». Дети делают праздничные маски и разыгрывают праздник встречи солнца. «Вместе с Иссумбоси» Экскурсия-игра проходит на экспозиции зала «Япония». Используя методику рассказа народной сказки, детям дается представление о традиционной повседневной жизни японцев. Дети играют в игры японских девочек и мальчиков, узнают, как в Японии отмечают дни рождения и примеряют на себя национальный костюм. «Ганеша-победитель» Знакомство с индийскими традициями и обрядами при участии персонажа индийской мифологии – Ганеши – проходит на экспозиции в зале «Индия». В игровой форме ребята получают представление об иной мировоззренческой…

  • Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Кунсткамера

    Здание Кунсткамеры (в переводе с немецкого — «кабинет редкостей») было заложено в 1718 году по проекту архитектора Г. Маттарнови. Оно предназначалось для библиотеки и коллекции «монстров и раритетов», собираемой Петром I. Сегодня в Кунсткамере находится Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, сформированный на базе петровских коллекций, которые значительно расширились в последующие годы. В настоящее время в музее действует несколько постоянных экспозиций, посвященных этнографии народов Америки, Африки, Китая, Японии, Индонезии, Австралии, Океании и других стран, а также выставка «Анатомические редкости петербургской Кунсткамеры». На этнографических выставках представлены макеты жилых и культовых построек, традиционная одежда населения различных стран мира, домашняя утварь, орудия труда, керамика, художественное стекло, изделия из металлов, в том числе…

  • Фото Эрмитажа

    C чего начиналось все великолепие Зимнего дворца? Начало прекрасной коллекции картин Эрмитажа дала частная коллекция собранная берлинским коллекционером берлинским купцом Гоцковским. Затем к нему присоединился И.И. Шувалов, который подарил Эрмитажу картины итальянских и фламандских художников. В дальнейшем покупка картин поручалась российские послы при европейских дворах. Именно они пополняли ценнейшую коллекцию Эрмитажа, занимаясь покупкой картин . Самое большое количество ценнейших произведений искусства приобрел Д.М. Голицын. Он подолгу жил в Париже и Вене и был прекрасным знатоком полотен искусства. Помогал в покупке полотен для Эрмитажа и граф Шувалов. Много картин оказалось в коллекции Эрмитажа после смерти владельцев, так появились в Эрмитаже картины, принадлежавшие А.Д. Ланскому, фавориту Екатерины Второй князю Г.А. Потемкину. Большое…

  • Экскурсии детям в Эрмитаже

    Для школьников 1-3 классов «Первые шаги в искусство» 1. Первые шаги в искусство 2. Мифологические сюжеты в искусстве 3. Христианские сюжеты в искусстве 4. Рыцарский зал «Предмет и его жизнь в искусстве» 1. Приглашение во дворец 2. Колесница и сани: средство передвижения и произведение искусств 3. Часы: механизм и художественный образ 4. Гостиная, кабинет, опочивальня (интерьеры Дворца Меншикова) «Предмет и его жизнь в искусстве» 1. Приглашение во дворец 2. Настольные украшения и сервизы — праздничное оформление стола 3. Колесница и сани: средство передвижения и произведение искусств 4. Часы: механизм и художественный образ 5. Гостиная, кабинет, опочивальня (интерьеры Дворца Меншикова) Для школьников 4-5 классов «По страницам русской истории» 1. Зимний дворец…

  • Зимний дворец Эрмитаж

    Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII — XIX веках, занимает Зимний дворец — резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище. Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед…

  • Летний сад

    Работы по .устройству Летнего сада начались в первые же годы строительства Петербурга. Уже весной 1704 г. по просьбе царя были высланы из Москвы для Летнего сада различные цветы и травы. С 1706 г. начались работы по устройству фонтанов. Издалека привозились многолетние деревья. На территории сада разбивались аллеи, устанавливалась скульптура. Летний сад – первый сад Петербурга – был заложен в 1704 году, спустя год после основания новой столицы. Вначале это была парадная царская резиденция. В летнее время протекала общественная и придворная жизнь Петербурга. Желая иметь сад «лучше, чем в Версале у французского короля», Петр I принял личное участие в составлении первого проекта его планировки и с присущей ему энергией и увлеченностью…

  • Домик Петра Первого

    Этот домик, ставший первой петербургской резиденцией Петра Первого, был сооружен солдатами Семеновского полка в рекордно короткие сроки — с 24 по 26 мая 1703 года. «Красные хоромы» были срублены из тесаных сосновых бревен, снаружи окрашены под кирпич, а изнутри обиты холстом «на голландский манер». Царская резиденция отличалась небольшими размерами (кабинет и столовая, разделенные сенями и спальней) и скромным внутренним убранством. Стены и потолки комнат были обтянуты грубым белым холстом. Петр Первый любил небольшие размеры помещений и проемов, поэтому высота потолков равнялась всего двум с половиной метрам, а входная дверь была еще ниже. Петр Первый периодически жил во «дворце» с 1703 по 1708 год во время своих визитов в строящийся Петербург.…