Достопримечательности

Достопримечательности Санкт-Петербурга

  • Дом Глуховского («Дом с мезонином»)

    Небольшой особняк на берегу Малой Невки — памятник архитектуры классицизма начала XIX в. неизвестного автора. Он на сто лет моложе дома Троекурова. Это двухэтажное, прямоугольное в плане здание известно как Дом с мезонином. Главное украшение особняка — стройный четырехколонный портик коринфского ордера, завершенный классическим треугольным фронтоном. Лепной фриз портика состоит из гирлянд и шлемов. Скромное по внешнему облику, здание выглядит гармоничным благодаря хорошо найденным пропорциям и красивым деталям. Дом Глуховского был построен по распространенном начале XIX в. схеме «домов с мезонином». Внутри здания, в помещениях бельэтажа, выходящих в сторону набережной, сохранились фрагменты декоративного убранства первой четверти XIX века. К концу XIX в. стали строить особняки меньших размеров. В них появились…

  • Дом Троекурова

    На Васильевском, острове, неподалеку от Андреевского собора, на 6-й линии расположен памятник архитектуры петровского барокко — дом Троекурова. Он был построен в 30-х гг. XVIII в. для А. И. Троекурова, стольника Петра Великого. Этот дом — редкий образец каменных жилых домов той эпохи. По нему можно судить, как выглядели улицы Петербурга в середине XVIII в., застроенные подобными особняками. В отличие от первоначального проекта «образцового дома для именитых» Д. Трезини, это здание имеет не семь, а девять окон. Центральная часть дома слегка выступает вперед (здесь был небольшой зал). Над ней расположен мезонин. Окна украшены фигурными рельефами. Дом окрашен в два цвета. В 1738 г. владельцем значился «принц Штерке вице-президент». В середине…

  • Дом Мурузи

    Дом был построен в 1874-1877 гг. по проекту архитектора А. К. Серебрякова для «миллионера и византийского князя» А. Д. Мурузи (1807-1880) в мавританском стиле. Восточные мотивы в это время были модны в живописи, музыке, литературе и архитектуре. Дом сразу привлек к себе внимание, о нем говорили и писали. Князь Александр Мурузи -внук правителя Молдавии и сын турецкого дипломата. Отец Александра Дмитриевича был посажен в Стамбуле на кол, и вдова с семейством переехала в Петербург. До строительства этого дома здесь располагалось просторное деревянное строение, принадлежавшее сенатору Николаю Резанову, который, овдовев, отправился в кругосветное путешествие (описанное в известном произведении «Юнона и Авось»). В 1848-50 годах домом Резанова владел князь Кочубей. Князь Мурузи…

  • Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

    На пересечении двух проспектов Петроградской стороны, Большого и Каменноостровского, еще в первой половине XX в. образовалась площадь (ныне — площадь Льва Толстого). Здесь расположилось здание, построенное в 1913-1917 гг. Строил его владелец, инженер К. И. Розенштейн и приглашенный позднее архитектор А. Е. Белогруд. Поражает здесь многое. Сроки — менее трех лет. Качество строительства. Дом, которому исполнилось 95, пострадавший во время войны, не подвергался капитальному ремонту. Это тем более удивительно, что архитектор Белогруд работал не с начала проектирования, а после начала строительства, в качестве «спасателя проекта». Владелец дома, инженер-строитель и удачливый предприниматель Константин Розенштейн, петербургский представитель шведской фирмы по изготовлению цементных труб, после приобретения этотого не только очень дорогого, но и…

  • Памятники Петру Первому в Петербурге

    Личность Петра I, его преобразования привлекали внимание многих деятелей искусства. Было создано значительное число картин, портретов, скульптур, изображающих императора. Часть из установленных в нашем городе памятников, к сожалению, после революции была утрачена. Первым по времени открытия является всемирно известный Медный всадник, воспетый А. С. Пушкиным и ставший своеобразным символом Санкт-Петербурга. Решив установить в столице памятник Петру I, Екатерина II, по рекомендации Дени Дидро, пригласила 50-летнего французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, который в 1766 г. приступил к созданию монумента. Отвергнув предложенные ему варианты, он начал работу над своим проектом. По его замыслу, это должна была быть конная статуя Петра, созидателя и реформатора. Работа велась в специально оборудованной мастерской в Кирпичном переулке.…

  • Памятник Охтенской молочнице

    «С кувшином охтенка спешит…» Идею обессмертить охтенку в бронзе, скорее всего, подсказали пушкинские строчки из первой главы «Евгения Онегина»: “С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит”. Именно такой, спешащей на переправу через Неву, с кувшином молока, прижатым к груди, изобразили её скульпторы В.Д. Свешников, Я.Я. Нейман, С.М. Короленко. Немного истории «С кувшином охтенка спешит…» (Типы петербургских разносчиков) Для того чтобы стать продавцом-разносчиком в Санкт-Петербурге, достаточно было получить разрешение от властей и иметь небольшой начальный капитал. В среде разносчиков существовала своя внутренняя иерархия. Например, низшую ступень занимали старьевщики и торговки гнилыми фруктами. Уличные разносчики подразделялись на сезонных и постоянных. Сезонные, как правило, приезжали на заработки летом, а на зиму,…

  • Необычный дворик на улице Правды

    Во дворах 2–8 на улице Правды построен настоящий «Изумрудный город». Там дорога, вымощенная желтым кирпичом и возведены фигуры сказочных персонажей: Страшилы, Железного дровосека, Льва, добрых волшебниц Стеллы и Велины, Фароманта, а также Людоеда, Бастинды, и Саблезубых тигров. Такой чудесный дворик построили в 2007 году.

  • Необычные памятники на улице Правды

    Наверно самая необычная в Санкт-Петербурге улица — это улица Правды. Здесь с 2005 года располагается «Парк современной скульптуры», который объединяет несколько скульптурных произведений, некоторые из которых довольно странные. Скульптура «Слепой» (или «Одинокий»), автор Дмитрий Каминкер, расположена на пересечении улиц Социалистической и Правды со стороны м.Владимирская. Скульптура «Агитатор» («Организатор», или «Режиссер» — данное альтернативное название видимо связано с расположенным напротив Санкт-Петербургским Институтом Кино и Телевидения), скульпторы Дмитрий и Даниил Каминкеры, стоит далее по улице Правды за композицией «Три ангела». Скульптура «Добрая собака» (или «Гаврюша», «Нюша»), автор Виктор Сиваков, установлена в сквере у Санкт-Петербургского Института Кино и Телевидения (ул. Правды, д.13). Скульптуру «Добрая собака Гаврюша» в октябре 1999 года установили во дворе…

  • Памятник зайцу

    Петербуржцы решили отдать дань памяти зайцам, населявшим когда-то эту местность. Существует легенда, согласно которой Петр I, выбирая место для закладки нового города, увидел зайца на одном из островов в устье Невы, решил назвать этот остров Заячим, и начать именно с этого места строительство города. Существует и еще одна легенда, по которой, заяц, спасшийся от наводнения, прыгнул на сапог Петру I, который в этот момент выходил из лодки на остров. В честь этого события остров был назван Заячим, и именно отсюда началось строительство Санкт-Петербурга. Скульптура «Зайчика, спасшегося от наводнения» находится у Петропавловской крепости на одной из свай, предохраняющей опоры Иоанновского моста от ледохода. Иоановский мост соединяет Петроградскую Сторону с островом, на…

  • Памятник фотографу в Санкт-Петербурге

    Именно на Малой Садовой в доме № 3 с начала ХХ века и до 30-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла. До сих пор неизвестно, что заставило десятилетнего мальчишку из обеспеченной немецкой семьи взобраться на борт парохода, плывущего в Россию. В 1862 году мальчик сошел на берег в Петербурге, устроился посыльным в местную фотофирму «Дюнант». Владельцы заведения звали мальчишку по имени — Карлом, поручали ему мелкие работы в салоне, а со временем, за старание произвели в лаборанты. Молодой человек не оправдал доверия хозяев — проработав некоторое время в фирме, отправился на «вольные хлеба»: приобрел аппаратуру и зарабатывал на жизнь изготовлением частных фотопортретов. Дело разрасталось — в 1875 году Булла…

  • Памятник бродячей собаке Гаврюше

    Памятник, выполненный скульптором В. А. Сиваковым, расположен в маленьком дворике, который стал настоящим местом паломничества туристов и жителей Санкт-Петербурга. Дело в том, что некоторые горожане считают, что Гаврюша может помочь в достижении каких-либо целей — например, сдать сессию на отлично или найти хорошую работу. Раньше все стены закоулка, где установлен памятник, были исписаны незамысловатыми надписями, но недавно творческая мастерская Юрия Круша подарила собачке «почтовый ящик мечты», куда теперь можно отпускать письма со своими просьбами и пожеланиями. Среди других скульптур на Малой Садовой улице можно отметить фигуру фотографа с бульдогом, кота Елисея и кошку Василису

  • Памятник бравому солдату Швейку

    Памятник бравому солдату Швейку. Памятник герою знаменитого произведения чешского писателя Ярослава Гашека установлен на Балканской площади. Бронзовый памятник по проекту скульптора Альберта. Место установки выбрано неслучайно: именно от Балканской площади начинается улица Ярослава Гашека. В церемонии открытия принимал участие внук автора Швейка — Рихард Гашек, известный чешский специалист, занимающийся литературным наследием Гашека.

  • Черный кот

    Установлен: январь 2000 года Авторы: историк С. Лебедев, архитектор Л. Домрачева Адрес: Малая Садовая улица На Малой Садовой улице есть любопытный скульптурный житель — чугунный кот. Авторы киски (ростом 33 см и весом 25 кг) — петербургский историк Сергей Лебедев и архитектор Лариса Домрачева, под руководством которой возрождалась Малая Садовая. Фигурка находится на втором этаже «Елисеевского» гастронома, а потому не всегда заметна для прохожих. Горожане шутили, что этот кот забрался так высоко от глаз Доброй собаки. Елисей Котович Питерский – так нарекли петербуржцы обаятельное животное. Существует мнение, что кота поставили в честь знаменитого в свое время черного кота графа Шувалова. На углу Итальянской и Садовых улиц находился в середине XVIII…

  • «Городовой», скульптура

    Скульптор А.С. Чаркин, архитектор В.В. Попов. Установлен 28 мая 1998 г. на Малой Конюшенной улице. Материал: бронза — статуя, серый неполированный гранит — постамент. Высота статуи — 227 см, высота пьедестала с плинтом 52 см.

  • Памятник Остапу Бендеру

    Остап Бендер — главный герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок», «великий комбинатор», «идейный борец за денежные знаки», знавший «четыреста сравнительно честных способов отъёма денег». Один из самых популярных героев плутовского романа в отечественной литературе поселился в Петербурге. Бронзовый памятник Остапу Бендеру установлен у входа в ресторан «Золотой Остап». Итальянская улица, дом 4. Скульптор А.С. Чаркин. Архитектор В.Б. Бухаев. Установлен 22 июля 2000 г. уМатериал: бронза. Высота 190 см.

  • Чижик-пыжик в Санкт-Петербурге

    19 ноября 1994 года во время фестиваля «Золотой Остап» в Санкт-Петербурге был открыт памятник Чижику-Пыжику. Это самый маленький памятник Санкт-Петербурга, работы петербургского архитектора Вячеслава Бухаева и грузинского скульптора Резо Габриадзе. Он представляет собой бронзовую птичку, высотой всего 11 сантиметров, весом — 5 килограммов. Вот какие существуют версии его возникновения: В 1835 году в здании на другом берегу Фонтанки (дом № 6) по инициативе принца Петра Ольденбургского открылось высшее юридическое учебное заведение — училище правоведения. Его учащиеся носили особую форму: мундиры жёлто-зелёного цвета и пыжиковые шапки. За это гвардейские офицеры назвали юных правоведов Чижиками-Пыжиками. Что касается второй части имени, существует ещё один вариант его происхождения. Пыжиками офицеры называли курсантов за их…

  • Скульптура Дворник XIX века

    На площади Островского рядом со зданием жилищного комитета появилась новая скульптура — дворник XIX века. По словам скульптора Яна Неймана, «такой образ был выбран потому, что именно в то время расцвела профессия дворника. Он не только подметал, но и заведовал порядком, был хозяином дома, дворник мог даже принять роды, а еще он находился в подчинении Министерства внутренних дел и оформлял жильцам заграничные паспорта». Памятник представляет собой двухметровую скульптуру дворника с лопатой в руках, которую некоторые верующие восприняли как перевернутый крест, сообщает Интерфакс-Религия.

  • Памятник «Конке»

    Памятник находится на углу 7-ой линии и Среднего проспекта Василевского острова, рядом с вестибюлем метро «Василевская».До появления электричества в столице империи (начало XX века) на улицах города царствовали конно-железные дороги, так называемые конки. Это была разновидность омнибуса, которая к концу XIX — началу XX века стала самым популярным средством массовой перевозки людей. В 1910-х было около тридцати линий, проходящих по центральной части города — Невскому проспекту, Садовой улице и от Адмиралтейской площади до Николаевского моста. До окраин конки конечно не доходили. Выгода от этого предприятия оказалась огромная — когда в городе появилась первая линия, то только за один год она перевезла почти миллион пассажиров. Поэтому было организовано товарищество с ограниченной…

  • Необычные скульптуры во дворе СПбГУ

    Скульптура «Бегемота» находится во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета на крыльце кабинета синхронного перевода. Ближайшая станция метро «Василеостровская». Из метро нужно выйти на 6-ю линию Васильевского острова, и идти по ней вправо от метро до набережной. Далее налево по набережной до здания СПбГУ. Идея установки скульптуры «Бегемота» в университетском дворе принадлежит декану филфака Сергею Богданову. Автором является Владимир Петровичев. Торжественное открытие скульптуры состоялось 14 октября 2005 г. Бегемот, получивший кличку «Тоня», изготовлен из бронзы, его размеры составляют примерно 35 на 20 см. Бегемот во многих мировых культурах и традициях является символом власти, благополучия, мощи и единства. По словам Сергея Богданова — автора идеи — именно бегемоты приносят удачу студентам…

  • Старинная метеостанция в Санкт Петербурге

    Старинная метеостанция находится на Малой Конюшенной улице. Во второй половине XIX века именно такие метеостанции стояли на улицах города. Петербуржцы могли узнавать по ним прогноз погоды. Как начиналось. В конеце XVII в.,при Петре I начались постоянные наблюдения за погодой. В 1715 г. появился первый в России водомерный пост, по приказу Петра I на Неве у Петропавловской крепости. 10 апреля 1722 по указу Петра Великого в Санкт-Петербурге начались систематические наблюдения за погодой. Записи вёл вице-адмирал Корнелиус Крюйс. Первое время записи были довольно скупы на интересную информацию и выглядели примерно так: «Апрель, 22, воскресенье. Поутру ветер норд-вест; вода також стоит, как выше упомянуто. Пасмурно и студено… в полдни ветр малый норд-вест и…

  • Нос майора Ковалёва в Санкт-Петербурге

    Нос майора Ковалёва в Санкт-Петербурге

    ос майора Ковалева, принадлежащий к числу самых необычных памятников Санкт-Петербурга, был установлен в 1995 году на фасаде дома № 11 по Вознесенскому проспекту. Автор идеи — писатель, актер и режиссер В. С. Жук. Установлен в октябре 1995 г., открыт 27 нояб. 1995 г. Памятник персонажу повести Н.В. Гоголя «Нос» представляет собой серую известняковую путиловскую плиту, в нижней части которой вмонтировано изображение носа, высеченного из розового украинского мрамора, привезенного с родины Н. В. Гоголя. В верхней части плиты выбита надпись: Нос майора Ковалева. Размер плиты — 60 Х 35 см. Доска была похищена 12 сентября 2002 г. В 2003 г. — воссоздана архитектором В. Б. Бухаевым. Вскоре был обнаружен подлинник, который…

  • Памятник фонарщику в Санкт-Петребурге

    Памятник фонарщику в Санкт-Петребурге

    В Санкт-Петербурге в 1870-е годы на Одесской улице находилась мастерская известного русского электротехника Лодыгина Александра Николаевича, изобретателя лампы накаливания. На этом же месте 11 сентября 1873 года им был установлен первый в мире уличный электрический фонарь. За это изобретатель Лодыгин получил Ломоносовскую премию. Увековечили это место памятной доской. А в 1998 году появился и сам памятник. Скульпторы Б.М.Сергеев и О.Н. Панкратов исполнили монумент в виде чугунного мужчины, сидящего с длинной лестницей и веревкой в руках на тротуарном ограждении. В результате успеха Лодыгина петербургские фонарщики потеряли работу, так что, можно сказать — это памятник жертвам технического прогресса. Говорят с этим памятником произошла забавная история. По словам очевидцев, некий горожанин привязал к…

  • Доходные дома Петербурга

    Доходными домами называются здания, специально построенные или перепланированные для сдачи квартир внаем на длительный срок. Многоквартирные дома «под жильцов» появились еще в XVIII в., а в XIX в. город рос в основном за счет доходных домов. С развитием капитализма резко увеличился приток населения в город, росли цены на землю. Стало выгодно строить дома, сдаваемые внаем. Возводили их быстро. Так, четырехэтажный дом фабриканта Жукова в 1845 г. на углу Садовой и Гороховой улиц был построен (без внутренней отделки) всего за 50 (!) дней. Доходные дома строили вплотную друг к другу высотой в 5-6 этажей. Постепенно они вытесняли особняки. Оборотистые люди скупали участки с особняками и перестраивали их. Иногда особняк оставался у…

  • Итальянские зодчие в Санкт-Петербурге

    Бюсты четырех итальянских архитекторов Антонио Ринальди, Карло Росси, Джакомо Кваренги и Бартоломео Расстрелли появились на Манежной площади в Санкт-Петербурге в 2003году благодаря скульпторам В.Э. Горевому и архитектору В.В. Попову. Это был дар правительства Итальянской республики и муниципалитета города Милана к 300-летию Санкт-Петербурга. зодчие Бартоломео Франческо Растрелли, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги и Карло Росси, усовершенствовав образование, полученное в молодости, долгие периоды жили в Санкт-Петербурге и, все кроме Ринальди, скончались здесь же. «Вклад итальянских зодчих, художников и ремесленников XVIII и XIX веков в создание новой столицы не подается оценке, — сказал заместитель Министра иностранных дел Сенатор Роберто Антониони. – Инаугурация памятников — это напоминание о глубоких связях Италии и Санкт-Петербурга».