Все дворцы Санкт-Петербурга,  Пригороды Санкт-Петербурга

Большой Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец

Большой Гатчинский дворец – главная достопримечательность города. Он окружен роскошным парком, вместе с которым они составляют великолепный дворцово-парковый ансамбль под названием Государственный музей заповедник «Гатчина» . Эта достопримечательность привлекает тысячи туристов каждый год, и, несмотря на то, что в истории дворца были темные дни, он по-прежнему радует гостей своей красотой и великолепием.

История Гатчинского дворца

Гатчинский дворец 1845-1858гг. Литография рисунок: Иосиф Шарлемань, гравер: Карл Шульц
Гатчинский дворец 1845-1858гг. Литография рисунок: Иосиф Шарлемань, гравер: Карл Шульц

Когда-то на месте нынешнего Гатчинского дворца располагалась мыза, небольшое поместье с участком, которое принадлежало князю Борису Куракину. В 1765 году его выкупила Екатерина II, чтобы сделать подарок графу Григорию Орлову. Он был фаворитом императрицы и отцом ее внебрачного сына – графа Алексея Бобринского. Но столь дорогой подарок был не только знаком внимания, но и благодарность. Григорий Орлов был одним из организаторов дворцового переворота, в результате которого Екатерина II и взошла на престол. Через год, в 1766 году было начато возведение дворца.

Строительство дворца в Гатчине

Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781
Чертежи фасадов Гатчинского дворца, 1781

Собственная роскошная резиденция была давней мечтой графа, поэтому он с воодушевлением приступил к работам. Вместе с императрицей они пригласили архитектора из Италии – Антонио Ринальди, который строил монастырь Святого Августина в Риме, руководил постройкой третьего Исаакиевского собора, Мраморного дворца, и строительством многих зданий в Царском Селе и Ораниенбауме. Архитектор разработал проект, в котором удивительно гармонично сочетались дух русской загородной усадьбы и стиль английского охотничьего замка. В результате его работы Гатчинский дворец стал первым и единственным замком в окрестностях Санкт-Петербурга.

Хоть к строительству дворца приступили практически сразу после покупки земли, работы длились медленно. Дворец довели до карниза только к 1768 году, а работы над фасадом Гатчинского дворца начались лишь в 1770 году, и затянулись на 2 года. Внутри работы были окончены к 1771 году. О ходе строительства напоминала доска из меди, на которой было выгравировано: строительства «Заложен в 1766 мая 30. Окончен 1781 года».

Архитектура Гатчинского дворца сложилась из трех, связанных друг с другом частей. Центральный корпус был высотой три этажа, по бокам к главному строению примыкали две пятигранные башни, которые и придают дворцу средневековый шарм. На одной из башен, той, что располагается на юге, были установлены часы, на другой же, северной, возвышался громоотвод.

Полуциркульные галереи соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными каре, Кухонным и Конюшенным. У каждого из них был собственный внутренний двор и восьмиугольные башни.

Для облицовки дворца использовали парицкий известняк, названный так из-за деревни, в которой он добывался. Вестибюль и парапет облицовывали пудостским камнем. В настоящее время доподлинно неизвестно, каким было внутреннее убранство дворца в период владения им графа Орлова, так как описи его имущества были потеряны.

Хозяин недолго прожил в своей резиденции, он умер всего через 2 года после окончания строительства – в 1783 году. После его кончины императрица Екатерина II выкупила усадьбу у наследников графа, его братьев, и уже через месяц преподнесла ее в качестве подарка сыну – князю Павлу Петровичу.

Дворец при Павле I

Открытие мемориала Павла I в Гатчине". Густав Шварц , 1850-е гг.
Открытие мемориала Павла I в Гатчине». Густав Шварц , 1850-е гг.

Павел Петрович, будущий Павел I, не сразу принялся за работы в Гатчине. В это время он занимался возведением личной резиденции, названной в его честь Павловском, и не имел свободных средств, которые можно было бы вложить во дворец. Павел смог заняться делами в Гатчине только после окончания большей части работы в Павловске, это случилось в 1790-х годах.

Павел I не хотел вносить глобальные изменения в облик дворца, поэтому просто указал расширить служебные помещения. Работы начались в 1796 году, возглавил их Винченцо Бренна, который участвовал в строительстве многих зданий Павловска. Было решено, что архитектор надстроит оба одноэтажных каре до трех этажей, а также создаст в них жилые помещения. Кроме того, в его задачи входило перестройка колоннады, открытых аркад и сквозного прохода в парк.

Конюшенное каре было переименовано в Арсенальное, в нем были обустроены комнаты для семьи Павла I, работы начались в 1797 году. Изменения затронули и придворцовую площадь, которая стала плацем, обнесенная бастионной стеной. Рядом был обустроен Собственный сад.

Император Павел был убит в 1801 году, а дворец перешел в собственность его жены. Она велела внести небольшие изменения – было переделано внутреннее убранство, а также оборудованы помещения для зимнего проживания. После ее смерти дворец перешел во владение сына – Николая I, который провел масштабную реконструкцию.

Период до революции 1917 года

Император Николай II и императрица Мария Федоровна принимают парад полка перед Гатчинским дворцом
Император Николай II и императрица Мария Федоровна принимают парад полка перед Гатчинским дворцом. 1897г.

Николай I велел перестроить каре, которые изменились до неузнаваемости. В них появились подвальные этажи, а высота первого и третьего этажей была увеличена, а второй этаж стал антресольным. Эти изменения привели к тому, что каре затмили центральный корпус, и он перестал выделяться. Поэтому к башням, располагавшимся по бокам от основной части, пристроили еще один этаж.

Кроме этого перестроили парадную лестницу, к одному из балконов добавили навес с чугунными колоннами, разобраны старые бастионы и построены новые.

Эти серьезные изменения стали последними – в дальнейшем проводились только поддерживающие реставрационные работы. В 1851 году перед дворцом установили памятник Павлу I, в дальнейшем он стал символом всей Гатчины – статую нередко можно встретить на сувенирной продукции.

В 1880-х годах в Гатчинский дворец провели электричество, телефон, новая канализация и водопровод, а отопление изменили с печного на калориферное.

Дворец Павла 1 в Гатчине после революции

После февральской революции 1917 года специально назначенная комиссия решила, что Гатчинский дворец должен стать национальным музеем, и уже в 1918 году он был открыт. Сохранились данные, что ежегодно музей посещали около 20 тысяч человек. В 1926 году внутреннее убранство, как мебель, ковры и скульптуры, было вывезено. Планировалось, что позже имущество будет продано. До 1941 года музей Гатчинский дворец в Санкт-Петербурге был один из самых крупных пригородных музейных учреждений.

Гатчинский дворец во время Великой Отечественной войны

Гатчинский дворец во время оккупации, 1943г.
Гатчинский дворец во время оккупации, 1943г.

Как только стало известно об объявлении войны, работники стали готовиться к налетам. Дворец и другие строения на территории дворцово-паркового ансамбля были подготовлены к атакам настолько, насколько это было возможно. 24 августа 1941 года было значительно повреждено Арсенальное каре, а немногим позже бомба нанесла ущерб двору.

Все ценности работники музея вывезти не успели, подальше от центральной России было отправлено только 4 эшелона, и еще 1 – в Петербург. Все, что осталось – укрывали в подвалах, закапывали в парке, заваливали мешками с песком.

Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.
Разрушенная Чесменская галерея Гатчинского дворца, 1944г.

До 1944 года дворец был в оккупации, перед отступлением фашисты его заминировали и подожгли. Некоторые ценности были полностью уничтожены, часть же – украли и вывезли в Германию. До сих пор на одной из стен сохранилась надпись, выскобленная на штукатурке: «Здесь были мы. Сюда мы больше не вернемся. Если придет Иван, все будет пусто», реставраторы оставили ее в нетронутом виде.

Послевоенная реконструкция

Хоть к реконструкции принялись почти сразу после окончания войны, работы нельзя было назвать восстановительными. Делалось все, чтобы здание можно было использовать. Поврежденные барельефы закрывались металлическими щитами, ремонтировались перекрытия между этажами, окна, крыша.

Не шло речи о воссоздании музея, так как власть не считала это рентабельным. Все предметы и ценности, которые удалось сохранить, были распределены между 24 музеев на территории СССР. До сих пор сотрудники возвращают их в родные стены, и не всегда успешно.

В разные годы в здании дворца размещались Военно-Морское училище и ВНИИ «Электростандарт», а в 1960 году его лишили статуса памятника архитектуры. Только спустя 10 лет удалось добиться признания дворца – культурным наследием, но планы восстановления от архитекторов по-прежнему не утверждались.

Изменить это удалось А. С. Елкиной – главной хранительнице музея Дворцового парка. Целых 8 лет она добивалась освобождения здания и начала реконструкции. Работы начались в 1976 году, и уже в 1985 году первые интерьеры были открыты для гостей.

Гатчинский дворец восстанавливается и по сей день, только с 2006 года финансирование реконструкции стало существенным. Сейчас гости могут увидеть немало красивых помещений, но немалую работу только предстоит проделать реставраторам.

Архитектура Гатчинского дворца

Архитектура Гатчинского дворца

Архитектура дворца в Гатчине органично сочетает элементы, характерные для европейских средневековых замков и классической русской императорской загородной резиденции. В фасаде выделяется центральный корпус с башнями, увенчанными часами и громоотводом, полуциркулярные галереи, служебные каре – Кухонное и Арсенальное.

Гатчинский дворец вид сверху

Образ дворца строгий, лаконичный, но интересный. Благодаря расположению на возвышенности он будто доминирует над окружающей территорией. Нет излишних украшений, все пилястры, колонны, парапеты, аттики органично вписываются во внешний вид и дополняют друг друга.

Архитекторам удалось совместить и легкость загородного дома, и мощь укрепленного замка.

Интерьеры дворца

Мраморная лестница в Гатчинском дворце
Мраморная лестница

На интерьеры Гатчинского дворца повлияли 2 разных архитектора – Антонио Ринальди и Винченцо Бренна. Первый уделял внимание изысканной лепке и паркетам из ценных деревьев, часто использовал в росписи природные мотивы – цветы, листья, плоды. Второй же сочетал античность с барокко, любил позолоту, сложный орнамент, гобелены.

Ознакомится с интерьерами Гатчинского дворца и узнать о главных достопримечательностях и выставках Вы можете при помощи интерактивного плана дворца

К сожалению, во время войны были уничтожены интерьеры всех помещений без исключения, а их реставрация длится уже более 44 лет.

На данный момент для посетителей открыты более 50 помещений, в которых воссозданы интерьеры, а также создана тематическая экспозиция.

 Аванзал в Гатчинском дворце
Аванзал

Гости могут посетить Аванзал, который был приемной для гостей, Мраморную столовую, где проводились парадные обеды, Верхнюю тронную Павла I – самую роскошную из 4. В Малиновой гостиной представлен один их трех гобеленов, сделанных по мотивам «Истории Дон Кихота», остальные два находятся в Павловске, их пока не удалось вернуть на историческое место. Парадная опочивальня, состоящая из личных 5 комнат Марии Федоровны, поражает роскошью. Также обязательно загляните в Белый зал – самое просторное помещение дворца, и побывайте на выставке старинного охотничьего оружия XVI-XIX веков. Для осмотра доступны и другие залы дворца.

В Гатчинском дворце есть подземный туннель, который выходит за пределы дворца и заканчивается гротом «Эхо» в парке на северной стороне дворца. Протяженность подземного тоннеля составляет 120 метров.

Подземный туннель в Гатчинском дворце
Подземный туннель в Гатчинском дворце

Где находится Гатчинский дворец

Адрес Большого Гатчинского дворца – Красноармейский проспект, 1.

Из Санкт-Петербурга можно доехать от станции метро «Московская» на маршрутных такси № 18 и 18А, а также на автобусе № 431. Также доехать можно на электричке, которая отправляется с Балтийского вокзала.

Официальный сайт: https://gatchinapalace.ru/

Телефон для справок: 8 (812) 958 0366