Все дворцы Санкт-Петербурга

Таврический дворец

Таврический дворец

Таврический дворец в Санкт-Петербурге известен как резиденция фаворита императрицы Екатерины II — князя Григория Потёмкина. По стилю дворец явился первым образцом классицизма в Санкт-Петербурге с уникальной архитектурой и внутренним убранством. Он имел внушительные размеры, позволявшие ему считаться самым крупным строением во всей Европе XVIII века! Площадь всего строения составляет 65 700 квадратных метров, в высоту 12 метров, а длина главного фасада — 260 погонных метров. Дворец стал эталоном архитектуры русской дворянской усадьбы. Карьера архитектора Ивана Егоровича Старова, который строил усадьбу, достигла по своему масштабу размеров, сопоставимых с воздвигнутым им бессмертным произведением искусства.

За простым и строгим фасадом Таврического дворца скрываются ошеломляющие своей помпезностью и мощью интерьеры. В начале двадцатого века в стенах дворца размещалась Государственная дума. Здесь же проходили Всероссийские Съезды Советов. А вплоть до 1990 года в Таврическом дворце находилась Ленинградская высшая партийная школа. Мы расскажем все самое интересное об этом уникальном дворце.

Режим работы Таврического дворца 2024

Дворец открыт для посетителей только в составе экскурсионных групп по расписанию:

  • понедельник — четверг с 10:00 до 17:00;
  • в пятницу на один час короче до 16:00;
  • суббота-воскресенье — выходной.

Правила посещения

Отправляясь во дворец ознакомьтесь с основными правилами его посещения:

  • Проход в Таврический дворец только при наличии паспорта (для детей до 14 лет — свидетельства о рождении). При входе вас также ждет обязательный досмотр ручной клади;
  • Передвижение по дворцу только в сопровождении экскурсовода и по утвержденному маршруту;
  • Посетителям запрещается осматривать дворец самостоятельно, заходить за установленные ограждения и в служебные помещения,  портить имущество, разговаривать по мобильному телефону во время проведения экскурсии, производить фото- и видеосъемку с использованием профессиональной фото- и видеоаппаратуры.

Цена билетов

Главный вход в Таврический дворец в Санкт-Петербурге

Посещение дворца возможно только в сопровождении экскурсовода. Существует два типа билетов:

  • Индивидуальные — запись на экскурсию производится индивидуально каждым туристом минимум за 2 рабочих дня, если количество посетителей наберется меньше 5 то экскурсию могут отменить;
  • Билеты для организованных групп — заявку на экскурсию подает организация на группу до 20 человек.

Билеты можно купить исключительно за наличные в день проведения экскурсии.

Запись на экскурсию производится по телефону 8 (812) 404-57-46 минимум за 2-3 дня.

Тип билета Название экскурсии и размер группы Стоимость билета, рублей
полный льготный для школьников, студентов, пенсионеров для иностранцев
Индивидуальный билет на экскурсию Обзорная экскурсия по парадным залам 500
Экскурсия «Повседневная жизнь в Таврическом дворце» 500
Экскурсия «Усадьба Таврического дворца» 900
Экскурсия «Усадьба Таврического дворца» без посещения дворца 400
Групповая путевка Экскурсии по Таврическому дворцу:

  • до 10 человек
 

5000

 

 

6000

  • до 20 человек
10000 2000 12000
Экскурсия «Усадьба Таврического дворца» до 10 человек 9000
Групповая путевка на игру до 20 человек 3000

Экскурсии и цены

Существует несколько типовых экскурсий по дворцу, все они представлены в таблице.

Название экскурсии Программа Продолжительность Размер группы, человек
Обзорная экскурсия по парадным залам Прогулка по 3 парадным залам, в том числе посетите знаменитый Думский зал, познакомитесь с выставками, посвященными истории дворца. 1 час 15 минут 5-20
Усадьба Таврического дворца Экскурсия состоит из 2 частей: пешеходная прогулка по Таврическому саду и экскурсия по залам дворца. 2 часа 30 минут 5-12
Повседневная жизнь в Таврическом дворце в XIX — начале XX вв. Вы посетите помещения, справа и слева от парадных залов дворца. В XVIII — XIX вв. были жилые покои императорской семьи, а также церковь и театр. 1 час 5-20

Архитектурные особенности и внешнее убранство

Вид Таврического дворца в Санкт-Петербурге сверху
Вид Таврического дворца сверху, автор фотографии Andrew Shiva

Архитектурный стиль Таврического дворца – классицизм. В эпоху строительства Таврического дворца в петербургской архитектуре процветало барокко, но И.Е. Старов решил построить здание в новом для столицы стиле. Задумка зодчего основывалась на классической усадебной схеме, которая включает главный корпус и крылья, соединенные галереями. Они обрамляют просторный парадный двор.

Архитектурный ансамбль здания состоит из центрального двухэтажного корпуса с шестиколонным портиком. Венчает его барабан с плоским куполом. Два боковых флигеля создают форму П, растягивая фасад корпуса на протяжении 260 метров. Высокие окна четко выделяются на гладких стенах фасадов.

К зданию Таврического дворца с боковых сторон прилегают более сдержанные галереи, соединяющие его с флигелями. Здесь были расположены помещения для гостей, залы для танцев и концертный зал. В состав архитектурного комплекса входит также дом садового мастера В. Гульда, который создал Таврический сад в 1800 году.

Читать еще:  Мраморный дворец

Отличительная особенность дворца – его внешняя простота. На фасадах мы не увидим ни скульптур, ни лепнины, ни оконных наличников или иных украшений. Все это создавало строгий и даже аскетичный облик, который резко контрастировал с роскошью, которая открывалась внутри.

Залы дворца и интерьеры

Как уже было сказано выше, Таврический дворец отличается броской роскошью своих интерьеров. Удобная и продуманная планировка способствовала созданию просторных и богатых залов. Отделка и обстановка комнат полностью отвечала вкусам графа Потемкина с претензией на роскошь. При входе гостей встречает главный портик с двойным рядом колонн, а далее открывается просторный холл, откуда можно пройти в залы Таврического дворца.

Купольный зал

Купольный зал в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

Первое помещение, где оказываются гости при входе во дворец. Зал расположен под тем самым куполом зеленого цвета, по которому можно легко узнать Таврический дворец снаружи. При этом потолок в зале плоский, хотя на первый взгляд кажется изогнутым. Такая иллюзия создается за счет особой потолочной росписи в технике гризайль. Роспись появилась здесь в 1819 году, над ней работал выдающийся декоратор Дж. Б. Скотти.

Зал вмещает до 780 человек. Здесь почти не было мебели, он предназначался для сбора и общения гостей. Купольный зал украшен необычными колоннами и фаянсовыми глазурованными печами.

Екатерининский зал

Таврический дворец Екатерининский зал

Соседнее помещение от Купольного зала является центральной частью дворца. Этот огромный зал, площадью 1,3 кв. м. может вместить одновременно до 5 тысяч гостей. Не случайно он считается одним из самых величественных залов нашей страны. По своей форме зал напоминает манеж, а его главным предназначением было проведение танцевальных балов.

В интерьере зала прослеживаются античные мотивы. Монументальные колонны придают залу роскошные, и в то же время строгие черты. Особое внимание привлекает потолок. Он торжественно и богато расписан, а огромные золоченые люстры являются точными копиями люстр из Георгиевского зала Зимнего дворца.

Думский зал

Думский зал в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

В XVIII-XIX вв. на месте Думского зала, который со временем стал визитной карточкой Таврического дворца, размещался зимний сад удивительной красоты. Однако необходимость в нем отпала, когда Таврический дворец передали первому российскому парламенту. Мастера, которые работали над обустройством зала заседаний, взяли за образец Палату Депутатов в Бурбонском дворце Франции. Первоначально стены были отделаны в светлых тонах. Их оттеняла светло-сиреневая ткань депутатских кресел. В дальнейшем интерьер зала изменился и приобрел красный цвет. В наши дни стены Думского зала вновь обрели светло-кремовые оттенки. Примечательно, что в зале сохранились оригинальные кресла, обновилась лишь их обивка.

Готлиссовая гостиная

Готлиссовая гостиная в в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

В XVII веке во время пышного бала, устроенного Потемкиным, главная гостья приема императрица Екатерина предпочла проводить время именно в этом помещении. Танцы в то время ее уже не так сильно интересовали, ей больше нравилось общаться с гостями в более приватной обстановке.

В 1907-1917 гг. здесь размещался кабинет председателя Госдумы, а в период Февральской революции заседал Временный комитет. В наши дни бывшая гостиная в сдержанных светло-желтых тонах выполняет роль конференц-зала.

Гостиная и диванная Александра I

Гостиная и диванная Александра I в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

Когда Александр I взошел на престол, Таврический дворец переживал упадочный период. По указу императора начались восстановительные работы. Многое было восстановлено, и дворец приобрел прежний вид. Александр I время от времени проживал в покоях дворца. Прямо перед его опочивальней обустроили диванную, где император мог отдыхать или устраивать частные аудиенции. Стены диванной были богато расписаны, причем между росписями были оставлены пустые места, на которые можно было повесить картины и гобелены. Гостиную также украшали роскошные ковры.

Читальный зал

Читальный зал в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

Библиотека была оборудованы в этом помещении в 1908 году. До этого момента, в начале 19-го столетия, здесь находился придворный театр. Перестройкой зала, что находится в восточном крыле Таврического дворца, занимался архитектор А.А. Бруни. Он подобрал подходящий интерьер для книгохранилища – строгие черты и лаконичный декор создают атмосферу особой элегантности. В наши дни в Читальном зале проводятся совещания, есть кабины синхронного перевода, а само помещение оснащено современным цифровым оборудованием.

Картинный зал

Картинный зал в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

Зал под номером 10 в конце XVIII был известен как «Картинная» из-за полусотни холстов с живописью, которые висели на его стенах. В начале 19 столетия зал был получил другое название – «Комитетскую». Связано это с тем, что здесь проводились совещания Комитета министров. В те годы стены были декорированы росписями Д.Б. Скотти 1802-1803 годов, но они не дошли до наших дней. Сегодня зал №10 представляет собой роскошную комнату для переговоров с камином и старинными зеркалами. Зал занимает особое место в анфиладе парадных залов дворца.

Бежевый зал

Бежевый зал в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

Анфилада парадных залов Таврического дворца включает в себя Бежевый зал, который воссоздает эпоху величия императрицы Екатерины II через музейные витрины и исторические интерьеры. Благодаря своему особому настроению, Бежевый зал идеально подходит для размещения оргкомитета или создания зоны регистрации.

Читать еще:  Дворец Разумовского

Зал «Атриум»

Зал «Атриум» в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

Просторный и заполненный светом Атриум расположен в месте, где раньше был «церковный двор». Интерьер зала выполнен в стиле уютного итальянского дворика. Вместо потолка – стеклянная крыша, за счет которой и создается наполненное светом пространство. Сегодня здесь размещается постоянная экспозиция, посвященная истории парламентаризма.

Фонарик

Небольшое помещение было задумано для того, чтобы удивить гостей и привести их в некоторое заблуждение. Таких залов-фонариков во дворце было два, и они располагались друг напротив друга в западном и восточном крыле, разделенные коридорами и другими залами. Они имели абсолютно идентичное убранство, и гости, прогуливаясь по парадным помещениям дворца, думали, что снова оказались там же, откуда пришли. Стены Фонарика были покрыты роскошным искусственным мрамором.

Краткое описание Таврического дворца

Собрали всю важную информацию о Таврическом дворце в краткую справку:

  • 1783-1789 гг. – годы постройки;
  • 1793-1794 гг. – перестройка;
  • 1797 г. – передача дворца Конногвардейскому полку;
  • 1801 г. – восстановлен как императорская резиденция;
  • 1906 г. – первое заседание Государственной Думы;
  • 1918 г. – Третий Всероссийский съезд Советов.
  • Площадь: 65 700 кв. м.
  • Количество этажей: 3
  • Высота: 12 метров
  • Архитекторы: И.Е. Старов, Ф.И. Волков, Л. Руска, К. Росси, П. Висконти
  • Архитектурный стиль: классицизм
  • Известные обитатели и владельцы: Григорий Потемкин-Таврический, император Александр I, А.В. Суворов, Н.М. Карамзин

Видео о Таврическом дворце в Санкт-Петербурге

Панорама дворца

История Таврического дворца

В течение своей истории Таврический дворец испытал несколько изменений и переделок, включая перестройку в стиле рококо и классицизма, а также использование здания в различных целях, включая парламентские заседания и выставки искусства. Сегодня Таврический дворец является культурно-деловым комплексом и одним из символов Санкт-Петербурга. Он часто используется для проведения различных культурных и общественных мероприятий.

Проект, строительство и дворец при Потемкине

Проект Таврического дворца в Санкт-Петербурге (чертежи фасада, план 1-го этажа, поперечный разрез), архитектор И.Е. Старов, 1783-1788 гг.

Величественное здание Таврического дворца расположилось недалеко от Смольного института. Ранее на месте дворца находилось Архиерейское подворье. Дворец появился благодаря князю Григорию Потемкину-Таврическому, фавориту Екатерины II, из-за которого он и получил свое название. Потемкин был генерал-губернатором Азовской и Астраханской губернии, но по долгу службы часто приезжал в Петербург. Ему приходилось останавливаться в Зимнем дворце, что со временем оказалось неудобным для светлейшего князя, и он пожелал возвести в столице собственную резиденцию.

Архитектором Таврического дворца в Санкт-Петербурге стал Иван Егорович Старов. Он был хорошим знакомым и однокурсником князя Потемкина. Строительство длилось в течение 6 лет: с 1783 до 1789 года. Старов спроектировал для князя не просто дом, а роскошную городскую виллу с прилегающей к территории парковой зоной. В целом на постройку и отделку внутреннего убранства было потрачено 400 тысяч рублей золотом.

Григорий Александрович Потемкин
Князь Григорий Александрович Потемкин

При Потемкине Таврический дворец имел четыре основных помещения: Купольный зал, Большая галерея, вестибюль и зимний сад. В то время Большая галерея, или Екатерининский зал, являлась самым просторным дворцовым помещением в Российской столице. Зимний сад с редкими растениями тоже оказывал яркое впечатление на гостей дворца. Благодаря ему можно было любоваться цветением не только летом.

Изначально дворец назывался Конногвардейским домом из-за того, что рядом располагались казармы этого полка. Почти сразу после строительства, спустя два года, Потемкин продал его в казну, выручив за это огромную сумму – 450 тысяч рублей золотом. Однако после того, как в 1791 году князь разбил Турцию и присоединил Тавриду (Крым), он получил титул светлейшего князя Таврического, и Екатерина в награду вернула ему дворец, нареченный отныне по фамилии князя. В честь этого события Потемкин организовал в залах своего дворца грандиозный бал, который своей роскошью покорил даже высокопоставленных гостей из Европы. Пять месяцев спустя хозяин дворца скончался на военной службе. Екатерина II выкупила дворец у наследников князя и объявила его императорским.

Дворец после Потемкина

Вид Таврического дворца со стороны Невы, 1797 г., картина Бенжамена Патерсена
Вид Таврического дворца со стороны Невы, 1797 г., картина Бенжамена Патерсена

После смерти Потемкина архитектор Федор Волков восстановил замок по своему проекту. Церковь была построена на месте Большого зала, а к главному входу добавили портик – крытую галерею со столбами.

В этот период Таврический дворец стал очень популярным не только в России, но и за рубежом. Высокопоставленные иностранцы, приезжающие в Петербург, считали своим долгом посетить его. Участок дворца был благоустроен постройкой сада и оранжереи. Также по проекту был благоустроен берег Невы, и перед дворцом была поставлена красивая решетка.

Сразу после смерти Екатерины II в 1796 году, император Павел I передал дворец конногвардейскому полку, под управлением которого резиденция превратилась в казармы и конюшню. Однако под руководством Александра I началось восстановление творения И. Е. Старова. Архитектор Л. Руска участвовал в этой работе, в результате которой была снесена ротонда и поднят пол в главном зале. Впоследствии художник Д. Скотти выполнен роспись потолка, частично сохранившуюся до наших дней. В течение долгих лет здание использовалось различными высокопоставленными лицами.

Читать еще:  Строгановский дворец

Первоначальная отделка дворца XVIII века была утрачена. Также сегодня мы не сможем полюбоваться зимним садом, которым в свое время восхищался даже Наполеон Бонапарт. В 1905 году помещение, занятое зимним садом, перестроили в Думский зал.

Первый русский парламент

Заседание Государственной думы в в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, 1905-1910 гг.
Заседание Государственной думы в в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, 1905-1910 гг.

17 октября 1905 года ознаменовалось изданием манифеста о создании Российского парламента Николаем II, который предпринял попытку учредить в России парламентскую монархию. По указу императора, Таврический дворец передали в распоряжение Госдумы, из-за чего потребовалась перестройка.

Все комнаты и залы, которые раньше являлись покоями и гостиными, были перестроены в кабинеты. Екатерининский зал и зимний сад отделили друг от друга стеной, а в самом саду вместо экзотических растений появились ряды кресел и трибуны.

27 апреля 1906 года состоялось первое заседание Государственной думы. Всего в нее было избрано 499 депутатов из разных сословий – от дворян до крестьян. Всего в Таврическом дворце успело поработать 4 созыва Госдумы. Всего за время существования императорской Госдумы было рассмотрено около пяти тысяч законопроектов – по современным меркам это немного.

Такая замедленная работа Госдумы может объясняться особенностью процесса голосования. Для него были придуманы специальные аппараты, разделенные на темную и светлую половину. Чтобы проголосовать, необходимо было опустить руку в трубу, нащупать отверстие с нужной стороны и кинуть шарик. Светлая сторона означала «за», темная – «против». Затем шарики извлекали и подсчитывали.

14 (27) февраля 1917 года в зале заседаний Таврического дворца началось заседание IV Государственной думы, которое стало последним. Сессии парламента были прерваны царским указом 25 февраля и больше не возобновлялись, а вскоре случился Февральский переворот.

Советское время и наши дни

Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге, фотография 1917 года
Зал заседаний Государственной думы в Таврическом дворце, 1917 год

27 февраля (12 марта) 1917 года, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов начал свою работу в Таврическом дворце, превратив его в центр революционных демонстраций и место проведения важных мероприятий.

Мемориальные доски в вестибюле Таврического дворца напоминают о пребывании Ленина в этом здании. Таврический дворец стал традиционным местом для проведения партийных и комсомольских конференций, съездов, симпозиумов и других важных мероприятий.

В Таврическом дворце организовывались обучение и переподготовка кадров для коммунистической партии и советской системы. Здесь находились партийные школы и университеты, такие как Высшая партийная школа, Крестьянский университет и другие.

В последующие годы в Таврическом дворце располагались Коммунистический университет, Коммунистический сельскохозяйственный университет, школа пропагандистов и другие учебные заведения. С 1956 года работала Высшая партийная школа с четырехгодичным сроком обучения.

Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблей государств — участников СНГ. Но, кроме того, в нем регулярно проводятся концертные вечера, названные в честь первого владельца «Потемкинскими вечерами». Здесь можно услышать как классическую русскую музыку, так и европейскую музыку восемнадцатого века.

Интересные факты о Таврическом дворце

Резиденция князя Потемкина имела строгий вид снаружи и поражала роскошью внутри. Интерьеры были не только богатыми, но и весьма оригинальными. В некоторых залах многие архитектурные элементы, такие как колонны, скульптуры, лепнина, были нарисованными. Причем рисунки были выполнены настолько искусно, что пространство дворца казалось огромным и необъятным. Такое решение объяснялось тем, что в те времена в моде были разного рода иллюзии. Настоящие колонны и лепнина были украшением каждого богатого дворянского жилища и никого не удивляли, а вот нарисованные колонны были поводом для обсуждений.

После смерти владельца в покоях дворца в разное время проживало множество исторических личностей. Здесь часто селились члены императорских семей, у которых не было собственных резиденций. В 1795 году во дворце несколько месяцев жил великий русский полководец А.В. Суворов. А в 1826 году в покоях Таврического проживал историк и писатель Николай Карамзин, который в этих же стенах и скончался из-за осложнений после простуды.

При императоре Александре I с 1801 года во дворце хранилась античная скульптура Венеры, которая стала называться Таврической именно поэтому. Она находилась в стенах резиденции до середины XIX века, а сейчас экспонируется в Эрмитаже.

Фотогалерея

Адрес и как добраться

Таврический дворец в Санкт-Петербурге расположен по адресу: улица Шпалерная, д. 47. Ближайшая станция метро – «Чернышевская». От нее можно дойти до дворца примерно за 20 минут пешком. Также можно сесть на автобус на остановке «Шпалерная», маршруты: 46, 136, 54, 169А. Еще доехать до Таврического дворца можно прямо от Московского вокзала на автобусах №№ 74 и 76.

Официальный сайт Таврического дворца: http://tauridepalace.tilda.ws

Телефон для справок: 8 (812) 404-57-46

Схема проезда на карте:

Таврический дворецДостопримечательность в Санкт‑ПетербургеМузей в Санкт‑Петербурге

Отзывы