Все музеи Санкт-Петербурга

Кунсткамера

Кунсткамера в Санкт-Петербурге – билеты и режим работы

Сегодня музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, известный больше по историческому названию Кунсткамера – один из самых посещаемых музеев Петербурга. Многие думают, что в нем можно увидеть только анатомические экспонаты, но это не так. Музей славится большой коллекцией, посвященной антропологии и этнографии – здесь можно узнать о быте многих народов со всего мира. Помимо музейных экспонатов, в нем же разместились Анатомический театр, обсерватория, Академия наук и Готторпский глобус – самый первый в мире глобус-планетарий, который был утрачен во время пожара 1747 года. Здесь же работал знаменитый ученый Михаил Ломоносов.

Режим работы Кунсткамеры Санкт-Петербурга

Музей открыт со вторника по воскресенье, с 10:00 до 18:00. Вход для посетителей открыт до 17:00. Купить билеты в Кунсткамеру в кассах можно с 10:00 до 17:00. Посещения музея организовано по сеансам, с ограниченным количеством входных билетов. Билет действителен для входа в музей в течение часа от начала сеанса.

Понедельник – выходной день. Музей не работает 31 декабря и 1 января, а также 9 мая. В последний вторник каждого месяца в музее санитарный день, посетители не принимаются.

Посетить экспозиции «Большой Готторпский глобус», «Первая астрономическая обсерватория», «М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века», расположенных в башне Музея, можно только в сопровождении экскурсовода по предварительной заявке.

Правила посещения

  • Фотографировать и снимать видно можно только любительской камерой, и без использования вспышки, штатива и другой профессиональной техники.
  • Посетитель может взять в музей ребенка и использовать прогулочную коляску, но предварительно очистив колеса.
  • Принимать пищу и напитки можно только в кафетерии музея, делать это в музейных залах запрещено.
  • Верхнюю одежду необходимо сдать в гардероб. Как и зонты, чемоданы, крупные рюкзаки, и другие сумки, габариты которых больше 30х30х20 сантиметров.
  • В случае нарушения этих правил музей в праве отказать вам в предоставлении услуг и удалить из залов, даже при наличии действующего билета.

Стоимость посещения Кунсткамеры в 2025 году

  • Цена стандартного билета – 400 рублей, независимо от гражданства.
  • Для льготных категорий граждан – 200 рублей. К ним относятся пенсионеры России и Беларуси, студенты, школьники, курсанты, обучающиеся в российских военных училищах. Для получения льготы необходимо представить подтверждающий документ.

Билеты в Кунсткамеру можно купить онлайн или в кассе музея. Купить электронные билеты в Кунсткамеру можно с помощью любой банковской карты. На сайте доступен выбор дня и времени посещения. Такой способ поможет избежать очереди в кассах. Приобрести билеты в Кунсткамеру онлайн можно и на тематические программы на официальном сайте. В стоимость экскурсионных и тематических программ входной билет уже включен.

Рекомендуется заранее покупать электронные билеты с аудиогидом на конкретные сеансы, онлайн:

Билет в Кунсткамеру с аудиогидом

Кунсткамеру могут посетить бесплатно индивидуальные посетители каждый третий четверг с сентября по апрель. А для членов многодетных семей граждан РФ и РБ вход свободный второй четверг каждого месяца.

Экскурсии

Для тех, кто еще ни разу не бывал в Кунсткамере, предлагается обзорная экскурсия в группе до 15 человек. Также возможно посещение по программе «Музей, который придумал Петр» в группе.

Для школьников младших классов и дошкольников предлагается программа «В гости к большому Готторпскому глобусу». Кроме того, для младшеклассников проводятся занятия-квесты в Этнографическом разделе музея в группе. Для старшеклассников и среднего звена действуют интерактивные экскурсии. Подробнее ознакомиться с программами и экскурсиями можно на официальном сайте музея. Также вы можете купить билет с аудиоэкскурсией в приложении на вашем смартфоне.

Экспозиция музея – что посмотреть

Музей Кунсткамера разделен на несколько разделов и экспозиций, посмотреть их можно за одно посещение.

Анатомический раздел

Экспонаты в Кунсткамере Санкт-Петербурга

В этом зале с естественно-научным профилем собраны экспонаты с различными отклонениями или особенностями развития. Например, заспиртованные эмбрионы с аномалиями развития органов, скелеты животных или людей, чучела двуглавых животных. Кроме этого, здесь можно увидеть старинные инструменты медиков или диковинные морские раковины.

Началом этой коллекции послужил приказ Петра I в 1718 г. о том, чтобы люди во всех городах и губерниях находили и приносили всякие редкие и необычные вещи. За подобные находки полагалось вознаграждение. Знаменитые анатомические экспонаты в банках были куплены и созданы не из праздного любопытства, а для изучения человеческого тела, что дало огромный толчок развития медицине.

Раздел «История Кунсткамеры и русской науки в XVIII веке»

Зрительная труба Ломоносова в Кунтскамере
Зрительная труба Ломоносова

Здесь представлено несколько экспозиций:

  • Академический зал. Музей Ломоносова. В конце XVIII века в здании Кунсткамеры располагалась Академия наук, основанная Петром Великим. Здесь работал известный русский ученый Михаил Ломоносов. В одноименном музее Академического зала, расположенном на 3 этаже башни, собраны как личные вещи ученого, так и предметы, рассказывающие о становлении Академии наук в Петербурге.
  • Петровская Кунсткамера, или Башня знаний. Эта выставка была открыта в 2022 году в честь 350-летия со дня рождения Петра I. Экспозиция находится на двух этажах башни. Первый этаж занимает воссозданный кабинет с экспонатами из мира аномалий, в том числе «диковинки» из коллекции анатома Фредерика Рюйша (это собрание было куплено Петром I в Голландии). На втором этаже представлена экспозиция, рассказывающая об истории морских кругосветных путешествий XVIII-XIX века. Здесь можно увидеть экспонаты, которые были собраны известными мореплавателями, в том числе Иваном Крузенштерном или Фаддеем Беллигсгаузеном.
  • Астрономический зал. Обсерватория. В XVIII веке в башне Кунсткамеры находилась обсерватория. В ней служили ученые по разным направлениям: астрономы, картографы, геодезисты, метеорологи. Первая астрономическая обсерватория рассказывает о развитии астрономии, метеорологии, географии, топографии и других наук. На выставке представлено оборудование, использовавшееся для наблюдения за космосом, в том числе зрительная труба Ломоносова. Среди известных личностей, работавших в обсерватории, можно отметить швейцарского астронома Леонарда Эйлера или математика Фридриха Майера. Сегодня в этом кабинете воссоздана обстановка того времени – здесь можно увидеть сложные измерительные приборы, телескопы, часовые механизмы и знаменитый Готторпский глобус, которому посвящена отдельная экспозиция.
  • Готторпский глобус. Планетарий. Оригинальный глобус-планетарий был изготовлен в 1650-х немецкими мастерами по проекту географа Адама Олеария. Глобус, диаметром 3,1 м, с картой земли снаружи и небесной картой звезд внутри, был прислан в 1717 году в качестве подарка Петру I и установлен в башне Кунсткамеры в Обсерватории. Снаружи на нем были изображены все известные на тот момент страны, моря и реки, а внутри глобуса были изображены все известные созвездия — это был первый в мире планетарий. В глобусе находился круглый стол, за которым могли разместиться 12 человек. Петр, как ребенок, забывая обо всем на свете, просиживал в чреве Готторпского глобуса каждый день. загорались светильники, включался специальный механизм, шар начинал крутиться и небо «оживало». Петр как будто смотрел на землю из космоса. Но в 1747 году во время пожара глобус сгорел, от него остались только дверца и некоторые металлические детали. В 1750-х была воссоздана копия глобуса. Работами занимались механик Б. Скотт, картограф И. Трускотт и живописец И. Гриммель. Глобус можно увидеть в обсерватории на пятом этаже башни.
Готторпский глобус

  • История здания Кунсткамеры. В историческом зале, который занимает два первых этажа башни, с сохранившейся с XVIII века отделкой и лепниной на потолке рассказывается об этапах строительства здания музея и его истории со дня основания. Наглядно увидеть архитектурные и интерьерные детали можно на макете Кунсткамеры, созданном по образам музея в XVIII веке.

Этнографические разделы

Зал «Латинская Америка» в Кунсткамере в Санкт-Петербурге
Зал «Латинская Америка»

Этот раздел составляет большую часть музея. Несколько залов рассказывают о жизни первобытных племен, остальные – о разных народах мира и их особенностях. Кратко пройдемся по каждой экспозиции:

  • Зал «Северная Америка» – открывает зрителям мир культуры американских народов от Аляски до Калифорнии. Здесь можно увидеть предметы быта индейцев XIX века, например, байдарки, палатки, керамические изделия, атрибуты шаманов.
  • Зал «Латинская Америка». Посвящен коренным народам Латинской Америки. Среди экспонатов можно увидеть вещи XVIII-XIX веков: рубашки, парадные костюмы, шаманские предметы.
  • Зал «Африка» знакомит посетителей с культурой Эфиопии, западного Судана и Центральной Африки начала XIX века. Помимо тех вещей, которыми африканцы пользуются повседневно, в зале представлено собрание «бенинской бронзы» — изображения правителей или животных, отлитых в бронзе.
  • Зал «Индокитай». Здесь представлены предметы, рассказывающие о жизни народов Таиланда, Бирмы, Камбоджи и Лаоса: одежда, музыкальные инструменты, посуда, маски и многое другое.
  • Зал «Япония». Богатую историю этой страны можно узнать по различным предметам быта, макетам традиционных японских домов, образцам праздничной одежды, атрибутам театров или чайных церемоний.
  • В зале «Монголия» вас ждет большая модель традиционного жилища – юрты, а также много домашней утвари, инструментов и украшений кочевников-монголов.
  • Зал «Китая» полон ранними и полными музейными собраниями. В нем можно увидеть коллекцию фарфора XVIII века, национальные костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства.
  • Зал «Корея» удивит как современными предметами корейского быта, так и археологическими историческими находками, например, посудой, оружием или инструментами;
  • Коллекции Ближнего и Среднего Востока знакомит посетителей с жизнью народов Турции, Афганистана, Ирана, с их религией и предметами вооружения. В коллекции представлено несколько видов Корана, художественные изделия, национальные наряды, старинные шлемы и холодное оружие.
  • Имперский зал: многонародная Россия. В этой части музея рассказывается о многообразии национальностей в нашей стране. Один из ключевых экспонатов здесь – это фарфоровая скульптурная серия фигурок «Народности России», изготовленная к 300-летию дома Романовых. Еще в одной части экспозиции можно увидеть собрание «Императорских даров» — подарков для императоров, которые были переданы в Кунсткамеру, например, албанский костюм с вышивкой золотом от эмира Бухары.
  • Николаевский зал: народы Южной Азии. В этом зале находятся экспонаты, привезенные цесаревичем Николаем Романовым из путешествия по Индии, Непалу, Пакистану, а также коллекции, собранные этнографами из экспедиций в 1915-1917 годах.

Топ самых знаменитых экспонатов

В коллекциях Кунсткамеры на сегодняшний день находится чуть более миллиона экспонатов, привезенных с разных частей света. Расскажем о нескольких известных и интересных:

  • Готторпский глобус. Его диаметр – чуть больше трех метров. Конструкция представляет собой планетарий с картой Земли снаружи и звездным небом внутри. Попасть в глобус можно через специальную дверь. Оказавшись внутри, можно посмотреть на движение звезд по небосклону – перемещение запускает механизм — гидравлический привод.
  • Человек-гигант – это скелет жившего некогда человека по имени Николя Буржуя. Его рост составлял 226 см. Буржуя служил при дворе Петра лакеем, а после смерти император распорядился передать его тело Кунсткамере. По легенде, во время пожара в 1747 г. у скелета Буржуа пропала голова – куда она делась, не знает никто. Позже ее заменили на другой череп.
  • Летопись индейцев Дакота. Проживающие на севере Америке индейцы Дакота не имеют собственной письменности, а передают информацию устно или с помощью рисунков. Так, в XIX веке была найдена летопись их периода жизни, нарисованная на шкуре бизона. В ней рассказывается, например, об эпидемии кори или сражении с другим племенем.
  • «Солнечный кипятильник» из Китая. Оригинальное приспособление для кипячения воды родом из XIX века. Представляет собой большую полусферу по типу раскрытого зонта. Внутри сферы стенки обложены зеркалами. В центре полусферы на длинном железном шесте находится подставка для чайника. Чайник ставится на эту подставку, а полусфера поворачивается к солнцу, таким образом вода закипает примерно за десять минут.
  • Флейта из кости человека, изготовленная монгольским шаманом в начале XX века. Используется только в ритуальных целях до сих пор.
  • Монгольская юрта. Макет традиционного монгольского жилища из каркаса, обтянутого войлоком. Внутри юрта поделена на мужскую и женскую сторону, в центре – место для костра, который считается у монгол священным.
  • Скелет ребенка с двумя головами. Экспонат из коллекции голландского анатома Фредерика Рюйша, купленной Петром I во время путешествия по Европе.
  • Бурятские шахматы «Шатар» — сделаны из слоновой кости, вместо привычных нам фигур, используются фигуры собак, верблюда или юрты.
  • Нэцке – миниатюрные фигурки животных или людей из слоновой кости и дерева, которые японцы крепили на пояс, чтобы носить кисейные мешочки для табака.
  • Рикша – старинная повозка, впервые появившаяся в Японии в 1870-х. В музее представлен оригинальный вариант, изготовленный примерно в XIX веке.
  • Небесная ладья. Небольшая механическая игрушка в виде корабля с фигурками из янтаря. Внутри кораблика спрятан механизм, похожий на часовой, он заводится ключом. Заведенная игрушка перемещается на колесиках, а фигурки двигаются вокруг своей оси. Кораблик изготовлен в Китае примерно в XVIII веке неизвестным часовым мастером.
  • Демон Ракшас — деревянная скульптура, изображающая демона, изготовлена в XIX веке на Шри-Ланке неизвестным мастером. На Шри-Ланке этот демон считается злым духом, фигуру Ракшаса устанавливали обычно при входе в храм. Скульптура попала в Россию в начале XX века и была установлена перед входом в Кунсткамеру.
  • Волшебный дракон, вырезанный из дерева, находится на входе в сувенирную лавку Кунсткамеры. Существует легенда, что если написать записку с желанием, опустить ее в специальный ящик рядом с драконом и потереть ему брюшко, то желание обязательно сбудется.
  • Астролябия Арсениуса. Инструмент для определения положения звезд был создан в 1568 г. и принадлежал когда-то Альбрехту фон Валленштейну – генералиссимусу Священной Римской империи.

История Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Фасад Императорской Библиотеки и Кунсткамеры, 1735-1740 год
Фасад Императорской Библиотеки и Кунсткамеры, 1735-1740 год

Во время своих путешествий по Амстердаму, Лондону, Роттердаму и Данцигу в 1690-х, Петр I любил посещать кабинеты «редкостей», в которых выставлялись на всеобщее обозрение различные диковинные предметы. В то время в Европе среди дворянства было модно открывать небольшие кабинеты «кунштов», что в переводе с немецкого означает «редкость». В них они выставляли на всеобщее обозрение для своих гостей коллекции интересных, загадочных экспонатов, привезенных из разных стран. Петр I из таких поездок привозил в Россию целые собрания редкостей, в том числе и экспонаты с анатомическими «уродствами».

Датой основания Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук принято считать 1714 год. В то время Петр I издал указ об объявлении Петербурга столицей России и приказал перевезти из Москвы свой кабинет, в котором собиралась серия редких вещей. Всю коллекцию редкостей Петр I разместил в ныне утраченных палатах Летнего сада и назвал это место Кунсткамерой (от немецкого kunstkammer — комната искусства).

В 1717 г. количество предметов в кабинете императора значительно возросло. Было принято решение построить отдельное здание на стрелке Васильевского острова. Так в 1734 году появились «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, библиотеки и кунсткамеры». За то время, пока строились «Палаты», коллекцию Кунсткамеры разместили в доме боярина Кикина на улице Ставропольской, 9. Когда здание было построено, то музейное собрание перевели в его восточное крыло.

Этапы строительства

Фасад Библиотеки и Кунсткамеры со двора, 1735-1741 год, гравёр - Качалов Г.
Фасад Библиотеки и Кунсткамеры со двора, 1735-1741 год, гравёр — Качалов Г.

Проект Кунсткамеры разработал немецкий архитектор Андреас Шлютер, а строительными работами с 1718 г. руководил его ученик прусский архитектор Георг Маттернови. Пять лет спустя Маттернови умер, и до 1724 г. строительство велось инженером-архитектором Николаусом Гербелем. Он внес несколько изменений в проект: крыша стала более высокой, угловые ризалиты украшены фронтонами с завитками, башня стала выше на один ярус.

После смерти Гербеля работы продолжил зодчий Гаэтано Кьявери, а с 1727 г. – Михаил Земцов. Именно при нем здание было достроено в 1735 г. и открыто для посещений. Кстати, Земцов стал автором эскизов статуй, установленных на фасадах здания. Они олицетворяли собой науки — Мемории, Медицины, Географии, Юстиции и другие. К сожалению, оригинальные статуи простояли до начала XIX века, а затем были утрачены.

В 1747 г. случился крупный пожар, в результате которого здание Кунсткамеры пришлось заново восстанавливать, пострадали и некоторые экспонаты — более 200 книг и рукописи. Верхняя башня и армиллярная сфера были утрачены. На восстановление музея было потрачено около 20 лет. Здание снова стало функционировать только в 1766 г. Сгоревшую башню с обсерваторией перестроили, внутри установили большой глобус, диаметром 3 метра, открыли типографию, Анатомический театр для студентов-медиков, мастерские. В левом крыле находились учреждения Академии наук, в которой работал Михаил Ломоносов.

В 1830-х здание было разделено на несколько отделений в связи с обширной коллекцией. Собрание разделили на Зоологический, Анатомический, Ботанический, Этнографический и Минералогический музеи.

В советское время в здании разместился Институт антропологии и этнографии АН СССР, а Кунсткамера стала Ленинградским филиалом Музея антропологии и этнографии. В 1992 г. филиалу был возвращен статус самостоятельного учреждения.

Кунсткамера в Санкт-Петербурге

Архитектура здания и интерьеры

Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук в Санкт-Петербурге

Здание Кунсткамеры, находящееся по адресу Университетская наб., 3, считается одним из главных памятников архитектуры «петровского барокко». Для этого стиля типично копирование архитектуры Германии и Голландии начала XVIII века, к чему относятся такие детали, как: шпиль, высокая кровля, окраска фасада в два цвета, ступенчатые фронтоны.

Здание состоит из двух корпусов в три этажа, которые соединены в середине башней из нескольких ярусов. Высота башни — 27 метров, в петровское время она была самым высоким сооружением в городе. Верх башни венчал купол с украшением в виде модели Солнечной системы – армиллярной сферы, изготовленной изначально из дерева. Фасады Кунсткамеры считаются парадными с разных сторон.

Круглый зал Кунсткамеры в Санкт-Петербурге
Круглый зал

Свой нынешний облик здание приобрело в 1950 г., когда начались первые реставрационные работы. Был надстроен недостающий ярус башни, сгоревший по время пожара в 1747 г. и установлена новая армиллярная сфера из металла, фигурные фронтоны убрали, исчезли многие детали, характерные для «петровского барокко» (убрали статуи, балюстрады, орнаменты на фасадах). В начале 1990-х и в середине 2000-х проводились повторные восстановительные работы внутри и снаружи. В том числе поменяли армиллярную сферу на титановую, провели небольшой косметический ремонт интерьеров.

Внутреннее убранство музея представляет собой функциональное пространство, в котором коллекции редкостей выступают как главное «украшение» здания, а не наоборот. Каждая экспозиция выставляется в отдельном зале, а в общих коридорах можно увидеть различные скульптурные композиции и бюсты ученых. Потолки комнат украшены лепниной, стены некоторых кабинетов декорированы вставками-медальонами с росписью, барельефами.

Мифы, легенды и интересные факты

Экспонаты Кунсткамеры

За несколько сотен лет своего существования, Кунсткамера обросла множеством мифов. Вот самые любопытные из них:

  • «Уродливая» сосна. По легенде, на месте, где должно было строится здание Кунсткамеры, Петром I было обнаружено дерево сосны с причудливой веткой в виде изогнутой ручки. Император приказал срубить сосну и построить на этом месте будущий музей. Часть срубленной сосны хранится теперь в Кунсткамере.
  • Строили «всем миром». Это не легенда, а вполне устоявшийся факт. Здание Кунсткамеры строили 16 лет несколько архитекторов, сменявшие друг друга. Кстати, Петр I так и не увидел полностью достроенного музея. Когда император умер, то были возведены только стены.
  • Угощения от Петра Великого. Император распорядился, чтобы диковинные вещи в его музее были доступны для просмотра любому человеку. В его приказе говорилось, что «ежели кто придет компанией смотреть на редкости, то их надобно угощать за мой счет рюмкою водки или чашкой кофею». Правда это или нет, доподлинно неизвестно, но такой приказ был вполне в духе Петра Великого.
  • Флейта из человеческой кости, хранящаяся в Этнографическом разделе музея, используется только в ритуальных целях. Согласно легенде, обычному человеку в нее нельзя дуть – это можно делать только шаману и только тогда, когда он готов пожертвовать своим телом.
  • Еще одна исчезнувшая голова. В XVIII веке было обнаружено, что из одной колбы, где хранилась голова казненной Марии Гамильтон, исчез спирт и сама голова. Она так и не была найдена впоследствии.
  • Еще одна легенда связана с часами. Когда-то давно неизвестный солдат привез в музей куранты из ценных пород дерева с искусно сделанным циферблатом. Позже выяснилось, что они не функционируют. Часы оставили в музее, однако с тех пор наблюдается, что иногда часы идут назад, останавливаясь на отметке 21:45. Сейчас этот экспонат находится в хранилище Кунсткамеры.
  • В петровское время в Кунсткамере проживали живые экспонаты – люди с различными «уродствами». Одним из таких был Федор Игнатьев, который много лет прожил в стенах музея. У него было по два пальца на ногах и на одной руке, а на другой руке – еще две недоразвитые руки.
  • Штрафы и награды. В 1718 г. Петром I был издан указ о том, что каждому, кто привезет в музей «звериных или человеческих уродов» полагается вознаграждение, а огромный штраф полагался тем, кто утаит от государя таких индивидуумов.

Посещение Кунсткамеры самостоятельно: лайфхак.

Каждый хоть раз в жизни слышал про Кунсткамеру, даже если никогда здесь не был. Если вы только собираетесь посетить этот музей, то вам будет полезно знать несколько лайфхаков.

  • Гид на вашем смартфоне

Чтобы не просто смотреть на экспонаты, но и узнать о них информацию, вы можете скачать гид на свой смартфон. В нем вы найдете аудиорассказы об экспонатах, гид по музею и другую полезную информацию, в стоимость включен входной билет в музей.

  • Как попасть без очереди

Чтобы избежать большой очереди при входе в музей, следует приобрести билет заранее на официальном сайте Кунсткамеры или купить билет с аудиоэкскурсией. Лучше всего запланировать посещение на будний день (однако летом туристов много даже в теплое время года, имейте это в виду).

  • Продумайте программу посещения

Первый раз посетить Кунсткамеру лучше с экскурсией и гидом. Так вы не растеряетесь и осмотрите главные достопримечательности.

Если решите посетить музей самостоятельно, то учитывайте, что на осмотр главной экспозиции уйдет примерно два часа. Пользуйтесь информационными стендами, чтобы подробнее узнать о каждом экспонате.

  • Будьте готовы к увиденному

В музее много шокирующих экспонатов, поэтому людям с чувствительной психикой, возможно, не стоит посещать Анатомический раздел. Детей тоже стоит заранее подготовить морально к тому, что они могут увидеть части тел, чучела или скелеты.

  • Посетите сувенирную лавку

На первом этаже музея расположены кассы и небольшой магазин. В нем можно приобрести сувенирную продукцию Кунсткамеры на память: различные окаменелости, гравюры, засушенные насекомые, книги, открытки и даже чучела животных.

Как добраться до Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

Адрес Кунсткамеры: Университетская набережная, 3, рядом со стрелкой Васильевского острова, в центре Санкт-Петербурга.

Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее до музея 1,5 километра – это 15 минут пешей прогулки по Невскому проспекту, Дворцовому проезду и Дворцовому мосту. Здание музея видно издалека – зеленое, с белыми колоннами и башней. Рядом расположена остановка общественного транспорта «Университетская набережная», где останавливаются автобусы № 7 и 24, а также троллейбусы № 1, 10 и 11.

Официальный сайт музея: http://www.kunstkamera.ru

Телефон отдела приема посетителей: +7 (812) 328-01-18

Схема проезда

Отзывы

Последнее обновление: