Все дворцы Санкт-Петербурга,  Все музеи Санкт-Петербурга

Зимний дворец Эрмитаж

Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII — XIX веках, занимает Зимний дворец — резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли. В музейный комплекс входят также восточное крыло здания Главного штаба, Меншиковский дворец и недавно построенное Фондохранилище.

Первый Зимний дворец в Петербурге

Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой.

В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Маторнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Г.Маторнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император.

Экскурсии в Эрмитаж

Третий Зимний дворец

Экскурсии детям

Фото Эрмитажа

Через 10 лет императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство.

Читать еще:  Адмиралтейство

Зимний дворец считается основой Эрмитажа, так как это самое большое здание среди всех окрестных представителей. Все строения, входящие в состав Эрмитажа, обладают своей архитектурной индивидуальностью и в то же время прекрасно дополняют друг друга, создавая поистине грандиозное и неповторимое архитектурное полотно.

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год. Именно в этот год в Петербург доставили крупную партию картин, приобретенных Екатериной Второй у берлинского купца Гоцковского. Эта коллекция стала первой в собрании Эрмитажа. А история с картинами вышла такая.

В конце 1763 года Гоцковский предложил русскому послу Долгорукову в качестве выплаты долга коллекцию старинных картин. Имя Гоцковского в те времена было достаточно громким в деловых кругах — он владел крупнейшей шелковой фабрикой и фарфоровым заводом в Берлине и был одним из комиссионеров Фридриха Второго. У Фридриха была замечательная коллекция полотен французских живописцев — Ватто, Ланкре, Шардена. Гоцковский приобрел для монарха картины фламандских и итальянских художников, но из-за Семилетней войны и оскудения казны Фридрих выкупить картины не смог. Зато это с удовольствием сделала Екатерина. Русская императрица, желая подтвердить свою репутацию «северной Минервы», с головой ушла в коллекционирование. Ареной ее собирательской деятельности стал Париж. Приобретать картины для музея Екатерине помогал великий француз Дидро. Правда, поначалу Дидро считал невозможным, чтобы «в России когда-либо сложилось достаточное количество картин, способное внушить подлинный вкус к искусству», но в помощи русской императрице не отказывал. Именно благодаря его усилиям в Эрмитаже появилось полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына». Немногим позднее Екатерина приобретает в Париже знаменитую коллекцию Пьера Кроза, одно из самых богатейших европейских собраний. «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Вакх» Рубенса, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта — это только часть галереи Кроза. Покупка Россией этих произведений стала сенсацией для всего мира. А Екатерина укрепила победу, приобретя галерею своего политического врага, разорившегося французского министра Шуазеля.

Читать еще:  Музей Арктики и Антарктики

Виртуальная экскурсия по Эрмитажу

Экскурсии детям

Фото Эрмитажа

Необычные экскурсии в Эрмитаж