Все музеи Санкт-Петербурга

Египетский зал и мумии в Эрмитаже

Египетский зал и мумии в Эрмитаже

Египетская культура существовала и развивалась совершенно независимо от соседних греческой и римской. Жители древнего государства вели необычный образ жизни, тесно связанный с природным режимом разливов Нила. Из-за этого они создали оригинальный пантеон богов с телами людей и головами животных и аутентичный способ захоронения умерших с мумификацией тел. В Эрмитаже Санкт-Петербурга собрана уникальная коллекция экспонатов относящихся к культуре Древнего Египта и даже представлены на обозрение несколько уникальных мумий, чьи они и какие тайны хранят вы узнаете из нашей статьи.

История коллекций Египетского зала

Кабинет египетской скульптуры в Новом Эрмитаже, акварель художника Ухтомского К.А., 1858 год
Кабинет египетской скульптуры в Новом Эрмитаже, акварель художника Ухтомского К.А., 1858 год

Мода на искусство и необычные древности Египта пришла в Европу, а затем и в Россию после знаменитого южного похода Наполеона. Именно он привез первые артефакты во Францию. Позднее коллекционеры и археологи создали непрерывный поток ценностей с северо-востока Африки. Что-то продавалось законным способом, иное просто изымалось «по праву колонизаторов».

В Россию первая коллекция попала при Александре I в 1825 году. Императора заинтересовали только ритуальные жуки-скарабеи. Остальные предметы числом более 1200 были приобретены в Кунсткамеру. Только в 1862 году уже Александр II приказал расширить Египетский кабинет Эрмитажа до большого зала ассирийских и египетских древностей. Тогда собрание снова было объединено и стало активно пополняться. В конце XIX века основным «поставщиком» артефактов в Эрмитаж стал искусствовед Владимир Бок. Он выкупил у правительства Египта многие ценности аутентичной коптской культуры, а также предметы, относящиеся к периодам византийского и мусульманского владычества.

После революции экспозиция пополнялась за счет национализации частных собраний, а также результатами археологических раскопок, проведенных по согласованию с правительством Египта в 1960-е годы. Сейчас общее число достопримечательностей превышает 7500. Современный Египетский зал создал архитектор А.В. Сивков в помещении эрмитажного буфета в 1940 году.

Египетская коллекция Эрмитажа:

  • Период древнего Египта: Самая крупная часть собрания относится к культуре необычной древнеегипетской цивилизации от палеолита с пластинками для растирания косметических красок примерно 4000 лет до н.э. до последней царицы из династии Птолемеев Клеопатры VII (30 год до н.э.). В санкт-петербургском Эрмитаже хранятся мумии, саркофаги, статуи фараонов, богов и богинь, скульптуры, изображающие разных жителей древней страны, письменные свидетельства эпохи в виде надписей на стелах.
  • Коптская коллекция: Копты – потомки древних египтян, принявшие христианство и сберегшие эту веру, не смотря на мусульманское нашествие. В их верованиях смешались античные представления об устройстве мира с идеями спасения душ и грядущего всеобщего воскресения. В собрании Эрмитажа большое количество текстильных изделий – предметов одежды и украшения жилищ. Они выполнены по подобию европейских гобеленов из льна и шерсти. Изображенные сюжеты – своеобразные обереги на сохранение здоровья и получение богатства, а также райские мотивы, связанные с периодами полноводного Нила.
  • Египет мусульманский: К этому периоду истории страны относятся декоративные панели из камня, обильно украшенные резьбой, предметы посуды и интерьера из горного хрусталя, латуни, стекла, инкрустированные перламутром и костью, многочисленные рукописи Корана.
Читать еще:  Русский музей

Мумификация и погребение в древнем Египте

Саркофаг Нана, жреца бога Птаха в Эрмитаже, XIII до н.э., 234 см, гранит
Саркофаг Нана, жреца бога Птаха, XIII до н.э., 234 см, гранит

По верованиям египтян душа использует тело усопшего как временный дом перед следующим перерождением или как постоянный, если череда воплощений завершилась. Следовательно, телесную оболочку необходимо сохранить от разрушения, особенно, в периоды разливов Нила.

У умершего извлекали мозг и внутренние органы. Тело обрабатывали ароматическими веществами: миррой, ладаном, природными смолами и на 70 дней помещали в селитру для высушивания. Потом умершего помещали в саркофаги, изготовленные из инжирного дерева (смоковницы) и переносили в пещеры, гроты, гробницы и пирамиды, соответствующие прижизненному статусу покойного. Кстати, саркофаги размещали в месте последнего приюта не лежа, а стоя, именно так, как они представлены в витринах санкт-петербургского Эрмитажа.

Саркофаги любого египтянина были не просто гробами, но и хранителями сведений об умершем. Среди записей и рисунков были: имена «владельца», его родителей, прижизненные статусы, достаток (информация, как он добывал еду). Кроме того, обязательно присутствовали изображения богов-покровителей – Нут, Амон-Ра и других, а также владыки царства мертвых – Осириса. Позднее стали появляться цитаты из «Книги мертвых». Головной части придавали идеальный образ лица покойного, который «смотрел» из мира мертвых в мир живых.

Экспонаты Египетского зала и чья мумия лежит в Эрмитаже

Голова мумия жреца Па-ди-ист в Эрмитаже
Голова мумия жреца Па-ди-ист в Эрмитаже

Главным достоянием каждой коллекции египетских древностей всегда считаются настоящие мумии, в Эрмитаже их восемь, но только одна, возрастом примерно в 3000 лет находится в основной экспозиции Египетского зала. Остальные в разной степени сохранности размещены в фондах музея, расположенных в «Старой деревне». Среди них две были привезены с полным комплексом саркофагов – внешним и одним-двумя внутренними.

Мумия Па-ди-иста

Мумия жреца Па-ди-ист в Эрмитаже, предположительно Х в. до н.э., 172 см.
Мумия жреца Па-ди-ист, предположительно Х в. до н.э., 172 см.

Мумия жреца Па-Ди-Иста попала в Россию с другими древностями, саркофагами и мумиями в дар от купца Анастаса Аверова. Сначала ее приняли в коллекцию Кунсткамеры, а затем перевезли в Эрмитаж.

Сейчас мумия Па-ди-иста – в Египетском зале Эрмитажа находится в отдельном эркере зала и лежит в специальном стеклянном блоке. Внутри него – вакуум, защищающий останки от воздействия окружающей среды. К раритету приставлен специальный смотритель, следящий, чтобы никто не делал фото. Считается, что яркие вспышки также вредят сохранности экспоната. Тройной саркофаг (два внутренних и внешний), повторяющие форму тела, расположены в ближайшей витрине.

Тройной саркофаг из дерева (два внутренних и внешний) жреца Па-ди-иста в Эрмитаже
Тройной саркофаг из дерева (два внутренних и внешний) жреца Па-ди-иста, Х в. до н.э.

Справка: число саркофагов у фараонов доходило до семи. Восьмым служила пирамида. Именно столько слоев в зерне пшеницы – символе рождения новой жизни.

Со стороны кажется, что мумия улыбается или насмехается над посетителями. Этот эффект – из-за разомкнутых челюстей усопшего. Открытый рот по египетским верованиям – ворота для души. Есть и легенда, что служительница музея заметила однажды дергание одной из мышц руки древнего жреца.

Саркофажный комплекс Па-кеша

Внутренний и внешний саркофаг Па-кеша в Египетском зале Эрмитажа, около 712-656 гг. до н. э.
Внутренний и внешний саркофаг Па-кеша, около 712-656 гг. до н. э.

Па-кеша был не только жрецом бога Амон-Ра, но и кем-то вроде управляющего одним из дворцов фараона (дословно – «начальником привратников»). Его захоронение относится к периоду между 700 и 660 годами до нашей эры.

Наружный саркофаг достаточно скромен, а внутренний содержит записи о родословной, и молитвы, помогающие достичь божественного состояния, изображения Осириса, Амон-Ра, символы Востока и Запада. Сама мумия – в хранилище музея.

Читать еще:  Государственный музей политической истории России

Саркофажный комплекс Бабат

Внешний и внутренний саркофаги Бабат в Египетском зале Эрмитажа, около 620-580 гг. до н. э.
Внешний и внутренний саркофаги Бабат из дерева, около 620-580 гг. до н. э.

Захоронение женщины из состоятельной семьи с именем Бабат – примерно столетием позднее, чем Па-кеша. Ее статус определен как «госпожа дома» и «благородная музыкантша». Внешний саркофаг уже не повторяет формы тела, а представляет ящик со столбиками. Дно утрачено полностью, а от крышки осталась единственная доска с изображением богини Нут. Стены «ящика» покрыты записями из «Книги мертвых». Внутренний саркофаг – антропоморфный. На нем больше божественных изображений, чем текстов. Мумия – также хранится в музейных фондах. Эта мумия чем-то напоминает современную музыкантшу Бузову.

Другие интересные саркофаги

Саркофаг начальника войска царевича Ях-меса, сына Амасиса в Эрмитаже, Гиза, VI в. до н. э., материал: граувакка, длина 247 см
Саркофаг начальника войска царевича Ях-меса, сына Амасиса, Гиза, VI в. до н. э., материал: граувакка, длина 247 см

Наиболее древним является саркофаг женщины по имени Ит (3000-2800 лет до н.э.). На прямоугольном ящике изображены символические коридоры между мирами живых и мертвых. О самой хозяйке известно, что она вошла в число просвещенных и предстала перед богами.

Еще три антропоморфных внешних саркофага созданы не из дерева, а из камня. Наиболее ранний из них, гранитный, принадлежит жрецу бога Птаха Нана (1300 лет до н.э.). В двух других упокоились родственники: царица Нах-бастет-ру и ее сын – полководец Ях-мес. Их погребения состоялись за 600-550 лет до н.э.

Статуя Аменемхета III

Статуя Аменемхета III в Египетском зале Эрмитажа, вторая половина XIX в. до н. э.
Статуя Аменемхета III , вторая половина XIX в. до н. э.

Фараон восседает на троне (символический куб) в традиционном царском облачении: головной убор немес со змеей с ритуальным опоясыванием шендит. Отличительная особенность изображения – губы в легкой улыбке.

Статуя Клеопатры VII

Статуя Клеопатры VII в зале Древнего Египта Эрмитажа, 51-30 гг. до н. э., базальт, высота 105 см
Статуя Клеопатры VII, 51-30 гг. до н. э., базальт, высота 105 см

Последняя владычица Древнего Египта изображена в платье, полностью облегающем фигуру, совершенно не скрывающем женские прелести. В руке – раздвоенный рог изобилия, на голове – традиционный парик, но с изображением трех змей-уреев. Эта деталь и позволила идентифицировать именно Клеопатру.

Семейная группа Аменехеба

Семейная группа Аменемхеба в Египетском зале Эрмитажа, Фивы, конец XIV-начало XIII в. до н. э., черный гранит
Семейная группа Аменемхеба, Фивы, конец XIV-начало XIII в. до н. э., черный гранит

Правитель города Фивы, главный писец фараона и начальник двух житниц изображен в обществе матери и жены. Женщины нежно приобнимают мужчину со спины. На всех длинные гофрированные одеяния и характерные парики. Задняя сторона скульптурной группы покрыта цитатами из «Книги мертвых и личными жертвенными формулами.

Статуэтка жреца

Статуэтка жреца в зале Древнего Египта в Эрмитаже, середина XIV в. до н. э ., дерево, 34,5 см
Статуэтка жреца, середина XIV в. до н. э ., дерево, 34,5 см

Небольшая скульптура из черного дерева относится к последним годам правления Аменхотепа III. Тогда по приказу престарелого фараона силуэты его самого и приближенных стали делать значительно омоложенными. Жрец изображен без парика в полагающемся по рангу опоясывании. К сожалению, основание статуэтки отсутствует, поэтому имя и титул владельца не известны.

Часть стелы Хоремхеба

Часть стелы Хоремхеба в зале Древнего Египта Эрмитажа, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк
Часть стелы Хоремхеба, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Часть гробничной стелы военачальника, а позднее – фараона, Хоремхеба изображает его самого в процессе молитвы богам Атуму, Осирису и Птаху. Рельефное изображение фигур достаточно объемно и образует игру света и тени на лицах и складках одежды. Нижняя часть стелы с текстом обращения к высшим силам находится в музее Каира.

Стела Ипи

Стела Ипи в зале Древнего Египта Эрмитажа, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк
Стела Ипи, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Стела из гробницы опахалоносца, писца и великого домоправителя при фараоне по имени Ипи изображает владельца в момент поклонения богу Анубису. Создание гробницы относится к периоду правления Тутанхамона, когда возвратился культ всего пантеона богов, а не только верховного Амон-Ра ­– при Эхнатоне. Рельефное изображение Анубиса видится более объемным за счет использования красящих пигментов

Часть узурпированной статуи Аменемхета II

Часть узурпированной Статуи Аменемхета II в зале Древнего Египта Эрмитажа, последняя четверть XX-первая четверть XIX в. до н. э., гранит
Часть узурпированной Статуи Аменемхета II, последняя четверть XX-первая четверть XIX в. до н. э., гранит

В Египетском зале Эрмитажа находится верхняя часть статуэтки фараона Аменемхета II. Она интересная тем, что ее «доработали» по приказу Рамзеса II: исправили черты лица, вероятно, добавив сходства с действующим правителем, и на плечи нанесли надписи, прославляющие его.

Читать еще:  Топ-12 лучших музеев Санкт-Петербурга 2024 года

Статуя богини Мут-Сохмет

Статуя богини Мут-Сохмет в зале Древнего Египта Эрмитажа, Луксор, середина XIV в. до н. э., гранит
Статуя богини Мут-Сохмет, Луксор, середина XIV в. до н. э., гранит

Двухметровая статуя богини солнечного зноя, божественного гнева, усмирения восставших на власть, прибыла в Эрмитаж из Луксора. В ее храме количество стоячих и сидящих статуй соответствовало числу дней в году. Позднее часть из них была перенесена в храм другой богини – Мут. Отсюда двойное имя раритета.

Как купить билеты в Египетский зал

Билеты отдельно в Египетский зал не продаются, чтобы в него попасть необходимо купить билет в Эрмитаж на любой из двух маршрутов, с 2020 это можно сделать онлайн. Их стоимость для взрослых граждан России и ЕАЭС без экскурсионного обслуживания – 500 руб., льготный билет – 300 руб. Дети до 14 лет проходят бесплатно. Предоставляются и другие льготы для посетителей в соответствии с законодательством, подробнее читайте в нашей статье о режиме работы Эрмитажа и стоимости билета.

Купить билет онлайн

Билет с аудиоэкскурсией

Хотите получить индивидуального электронного гида? Приложение WeGoTrip кратко проведет вас и расскажет об основных экспозициях Эрмитажа, а основной акцент сделает на Египетский зал. Вы увидите статуи богов и богинь, иногда с телами человека, а головами зверей, фараонов и даже простых жителей страны. Вы узнаете, как хоронили умерших в разные периоды развития Египетского царства, на что больше обращали внимание, что постепенно отходило на второй план и по каким причинам. Главный экспонат, привлекающий внимание всех, – конечно, мумия жреца.

Стоимость билета с аудиоэкскурсии – 1190 руб. для взрослых и 590 руб. для детей до 14 лет. В цену включен входной билет в музей.

Купить билет с аудиоэкскурсией

Билет в Египетский зал с экскурсий по Эрмитажу

Экскурсовод в течение 2 часов проведет вашу мини-группу по лучшим залам Эрмитажа, затем по картинной галерее с работами мастеров от эпохи Возрождения до XVII века. Завершится знакомство с великим музеем в Египетском зале с его молчаливыми свидетелями жизни древнего царства на протяжении нескольких тысячелетий: бытовыми предметами, украшениями гробниц, статуями Богов и фараонов, саркофагами и мумией.

Цена билета с экскурсией – от 1390 руб. Забронировать поход Египетский зал в сопровождении профессионального гида также можно онлайн.

Бронировать  билет с экскурсией

Номер Египетского зала в Эрмитаже и как его найти

Египетский зал находится на первом этаже, он служит переходом из Малого Эрмитажа в главное здание. Ему присвоен номер 100. Для посещения Эрмитажа выбирайте маршруты №1 или 2, Египетский зал завершает программу осмотра достопримечательностей. Через него все гости двигаются к выходу из здания.

Расположение зала Древнего Египта №100 на плане Эрмитажа (маршрут №1):

План-схема расположения зала Древнего Египта на плане Эрмитажа (маршрут №1)

Современные исследования мумий Эрмитажа и путаница в экспонатах

Мумии в фондохранилище находятся в особом микроклимате в «спеленутом» виде. В 2017 году в связи с модой на медицинские исследования подобных экспонатов, в Эрмитаже решили провести МРТ мумии «певицы» Бабат. Оказалось, что аппарат МРТ не видит исследуемый объект из-за его полного обезвоживания. Компьютерная томография выявила сенсацию: под инвентарным номером женской мумии обнаружился мужчина-евнух!

Прибор установил не только отсутствие половых органов, но и ряд заболеваний, имевшихся у человека: остеохондроз в шее, артроз коленей, непропорционально длинные руки. Возраст, в котором наступила смерть определен в 30-40 лет. Возможно, обследована мумия жреца Па-кеша, а Бабат еще придется искать в запасниках. Инвентарные номера, скорее всего, перепутались в царские времена.

Видео о зале Древнего Египта и исследовании мумий: