Мосты Санкт-Петербурга

Одними из символов города  давно уже стали мосты. 

  • Большой Петровский мост

    Большой Петровский мост соединяет через два рукава Малой Невки Петровский остров с Приморским парком Победы (Крестовский остров). Длина моста 297,1 м, ширина — 18,1 м. В 1838 г. на этом месте построили деревянный разводной мост. Около моста выставлялся сторожевой пост. Здесь же, на берегу речки Чухонки, были построены два деревянных домика для солдат. В 1845 г. по мосту стал регулярно курсировать омнибус, перевозивший пассажиров от Публичной библиотеки на Крестовский остров. В 1902 г. около моста на левом берегу по проекту архитектора Б. А. Альмедигена был построен дом «Убежища для престарелых актеров», основанного в 1896 г. великой русской актрисой М. Г. Савиной. В настоящее время здесь размещается комплекс «Дом ветеранов сцены…

  • Каменноостровский мост в Санкт-Петербурге

    Расположен на бывшей окраине Петербурга. Соединяет Стрелку (восточную оконечность) Каменного острова с Аптекарским островом. Ширина Малой Невки у моста 169 м Длина моста 180,74 м, ширина — 27 м; масса металлических пролетных строений 1133 тонны; масса противовесов 720 тонн. Название по Каменному острову, расположенному в северной части дельты Невы. В 1760 г. на Малой Невке навели наплавной мост, соединивший Петербургскую сторону с Каменным островом. С 1802 г. мост стал называться Каменноостровским. В 1819 г. вместо него был сооружен деревянный арочный в семь пролетов мост по проекту инженера А. А. Бетанкура, и мост стал называться Бетанкуровским. В начале XX века мосту вернули историческое название. В гг. взамен ветхого деревянного моста сооружен…

  • 3-й Елагин мост в Санкт-Петербурге

    Мост соединяет Елагин остров со Старой Деревней. Длина моста 95,5 м, ширина — 11,44 м. На плане Шуберта 1828 г. здесь обозначен плашкоутный мост. В соответствии с архивными данными 1851 г. здесь уже существовал деревянный, мост, имевший девять пролетов, из которых средний был разводным с двумя раскрываающимися крыльями. В 1861 г. мост капитально перестроили, сохранив число пролетов, но количество свай в опорах увеличили. В дальнейшем мост капитально ремонтировали в 1874, 1899 и 1925 гг. Последний деревянный мост до его реконструкции был семипролетным. В 1951 г. ввиду аварийного состояния мост заменили постояным -разводным мостом легкого типа по проекту инженера В. В. Демченко. Устои нового моста бетонные. Промежуточные опоры состоят из деревянного…

  • 2-й Елагин мост в Санкт-Петербурге

    Мост соединяет Елагин и Крестовский острова в створе Белосельского проспекта. Длина моста 141,9 м, ширина — 14,5 м. На плане Шуберта 1828 г. показан плашкоутный мост. В 1852 г. построен одиннадцатипролетный деревянный балочный мост с центральным разводным двукрылым пролетным строением. Через 100 лет в 1951г. на его месте был сооружен металлический восьмипролетный мост на древометаллических рамных опорах. Названия 1-го, 2-го и 3-го Елагиных мостов происходит от Елагина острова, расположенного в северной части дельты Невы. С 1777 г. владельцем острова стал обер-гофмейстер, главный директор Придворной музыки и театра, писатель, историограф и масон Иван Перфильевич Елагин. Новый владелец благоустроил остров, построив здесь каменный двухэтажный дом, оранжереи, павильоны, каменную набережную с медными пушками,…

  • 1-й Елагин мост в Санкт-Петербурге

    1-й Елагин мост соединяет Елагин остров с Каменным островом. Длина моста м, ширина — 11,53 м. На плане Шуберта 1828 г. здесь показан плашкоутный мост. Первый деревянный мост на этом месте построен в 1831 г. по проекту инженера А. И. Мальте. На проекте его перестройки, датированном годом, мост имеет девять пролетов. Разводной пролет отсутствует. Ширина моста была равна 14 м. В 1908 г. мост вновь перестроили, забив новые сваи. В это время мост сделали разводным. Капитальный ремонт моста, с сохранением старых свай, произвели в 1931 г. В 1952 г. ввиду сильного износа и глубокого загнивания деревянных элементов 1-й Елагин мост заменен постоянным разводным металлическим мостом. Конструкция этого моста в принципе…

  • Кантемировский мост

    Этот мост соединяет проспект Медиков на Аптекарском острове с Выборгской набережной и Кантемировской улицей. Длина моста (с подходами — 664,1 м), ширина — 31,4 м. Назван в память об освобождении от немецких оккупантов в декабре 1942 г. Кантемировки — населенного пункта в Воронежской области. В 1760 здесь был наведен четвертый в Санкт-Петербурге плашкоутный мост созданный архитектором А. Вист. В 1817—1821 гг. здесь был организован перевоз, который существовал долгое время. В 1812-1813гг возведен первый в России деревянный арочный мост инженера А. А. Бетанкур. Мост этот имел 7 пролетов, в 1833 капитально отремонтирован уже под руководством другого инженера П. П. Базена с сохранением конструкций и укреплением свайных опор чугунными муфтами (работа ниже…

  • Гренадерский мост

    Соединяет Петроградскую набережную с Гренадерской улицей на Выборгской стороне. Длина моста 214 м, ширина — 27 м. Мост назван в память о лейб-гвардии Гренадерском полке, казармы которого размещались неподалеку на левом берегу Большой Невки. В районе нынешнего Гренадерского моста через Большую Невку в 1758 г. был наведен пятый в Петербурге наплавной мост с выводным пролетом для пропуска мачтовых судов. К 1806 г. его перевели вверх по течению, на то место, где ныне находится Сампсониевский мост, а здесь устроили перевоз. В 1904-1905гг. примерно по той же трассе был сооружен деревянный балочный подкосный мост на сваях в двенадцать пролетов, названный Гренадерским. В средней его части был устроен деревянный двукрылый разводной пролет. Разводка…

  • Ушаковский мост в Петербурге

    Соединяет Стрелку (восточную оконечность Каменного острова) с Новой Деревней. Ширина Большой Невки у трассы Ушаковского моста 266 м. Длина моста 254,75 м; ширина — 27 м; масса металлических пролетных строений — 1133 тонны; масса противовесов — 720 тонн. В 1786 г. впервые здесь был наведен Строгановский мост на 12 плашкоутах. В начале XIX века его перестроили, вместо 12 стало барок-плашкоутов. Затем мост был заменен свайным подкосной системы с переносом его оси в створ Строгановской ул. (ныне Академика Крылова). Название Строгановский дано от находившейся на берегу Большой Невки, вблизи Черной речки, дачи графа А. С. Строганова. К 1885 г. все конструкции пришли в ветхость. В то время он был восемнадцатипролетным на…

  • Висячий Почтамтский мост через реку Мойку

    Почтамтский пешеходный мост через Мойку против Прачечного переулка сооружен в 1823–1824 годах по проекту инженера Г. Треттера. Это был один из первых цепных висячих мостов в Петербурге. Он отличался оригинальностью конструкции, простотой решения, легкостью и изяществом пропорций.

  • 1-й Инженерный мост

    Первый Инженерный мост (бывший Летний мост) — соединяет Летний сад и Спасский острова через реку Мойка. Образует ансамбль с расположенным рядом Пантелеймоновским мостом через реку Фонтанку. Здесь в 1720—1750 х гг. существовали деревянный мост-акведук и пешеходный мост, а в 1760 х гг. сооружён новый деревянный мост. В 1824—1825 на его месте построен новый мост (инженеры П. П. Базен, Э. К. Клапейрон), который имел свод из чугунных облегчённых тюбингов с овальными отверстиями в днищах и стенках, благодаря чему мост получил необычайную лёгкость. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. По конструкции и изяществу этот мост являлся ценнейшим архитектурным памятником города. Решётка моста (1826, П. П. Базен) была повторена Л. Шарлеманем для южной…

  • Большеохтинский мост

    Еще в 1829 г. при утверждении Государем перспективного плана развития Петербурга была обозначена трасса постоянного моста, который должен был соединить Калашниковскую набережную и Малую Охту. Однако, в то время у городских властей главной заботой было решение другой проблемы — строительство постоянного моста в центре столицы. Позже, в 1860-х гг., этот вопрос вновь поднимался, было даже создано «Общество Охтинского, через реку Неву, моста», но опять возникли трудности экономического характера. 5 июня 1884 г. Государственный Совет России принял решение: «Признать Охтинский пригород подлежащим присоединению к городу Санкт-Петербургу в хозяйственном отношении, с тем, чтобы мера сия была приведена в исполнение по устройству моста через Неву, которым предполагается соединить столицу с означенной местностью». Выбор…

  • Володарский мост

    Володарский мост через Неву расположен в створе Ивановской и Народной улиц. Длина моста без подъездов 332 м, ширина — 27,4 м. Назван в честь комиссара В. Володарского (М. М. Гольдштейна), убитого в 1918 г. в районе будущего моста рабочим Н.Сергеевым. Существует также вариант названия «мост Володарского». Построен в 1932—1936 гг., по проекту инженеров Г. П. Передерий, В. И. Крыжановского и архитекторов А. С. Никольского и К. М. Дмитриева в духе конструктивизма, близко по конструктивному решению к Большеохтинскому мосту. Это был первый мост, построенным в советское время. При сооружении моста впервые на практике была осуществлена доставка железобетонных гибких арок массой до 4000 т, с помощью понтонов. Руководил доставкой арок к месту…

  • Иоановский мост

    «Закладка крепости, названной Санкт-Петербург («Санкт-Питер-Бурх»), состоялась 16 мая 1703 года. Строилась она очень поспешно, причем из-за недостатка лопат, кирок, тачек и конных повозок «работным людям» приходилось землю для возведения бастионов (раскатов) извлекать руками и переносить в полах рубах. Для перенесения земли с Петер¬бургского острова через неширокий проток был наведен шаткий наплавной мост, и по нему шли бесконечной вереницей крепостные — «подкопщики» со своей тяжелой ношей. Этот мост по праву можно считать первым мостом в истории Петербурга.» Из книги М.С. Бунина, «Мосты Ленинграда» Наплавные мосты строили на Руси еще в XIIв. Такие мосты опираются на плавучие опоры: баржи, лодки, понтоны(плоскодонные суда). Якоря или оттяжки помогали мосту выдержать течение и силу ветра.…

  • Мост Александра — Невского

    Этот мост соединяет трапециевидную площадь правого берега Невы на оси Заневского проспекта с площадью Александра Невского. Назван в память о небесном покровителе Петербурга Святом Благоверном князе Александре Невском. Открыт к 48-й годовщине октябрьского переворота 1917 г., который называют также Великой Октябрьской социалистической революцией. Это самый длинный мост в городе, его длина 629 м (вместе с путепроводами и пандусами мостовой переход составляет 905,7 м); ширина моста 35 м (по три полосы движения в каждом направлении, не считая трамвайных путей, плюс тротуары). С его постройкой район крупного строительства на Малой Охте и на правом берегу Невы получил прямую, наиболее короткую транспортную связь с центром города. Место, где ныне размещаются предмостные сооружения левого…

  • Мост Лейтенанта Шмидта

    Это мост во многом первый. Первый построенный постоянный мост через реку Неву. Построен он был в 1842 — 1850годах по проекту инженера С.В. Кербедза (архитектурное оформление архитектора А.П. Брюллова). Это был 8-пролетный чугунно-арочный мост длиной 300 и шириной 20 метров.На тот момент это был самый протяженный мост в Европе. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Стыки между чугунными блоками были заполнены прокладками из свинца. Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Масса всех металлических конструкций составляла ни много ни мало 95000 тонн. Творческий спор за лучший проект первого постоянного моста через Неву был необычно продолжителен. Первый проект, который рассматривался…

  • Сампсониевский мост в Санкт-Петербурге

    Соединяет Петроградскую и Выборгскую стороны в створе улицы Куйбышева и Финляндского проспекта. Длина моста 214,8 м, ширина — 27 м. Назван в честь собора, находящегося на Выборгской стороне. Первоначально в 1784 г., здесь был устроен наплавной мост, который был назван Выборгским. В 1847 г. здесь же был сооружен деревянный мост длиной 242 м и шириной 12,7 м сложной ригельно-подкосной системы, напоминающей арочный мост. Разводная часть его находилась во втором пролете с Выборгской стороны. Мост стал называться Сампсониевским. Мост капитально ремонтировался в 1862 г. В 1871 г. он был полностью перестроен с использованием старых свай и с сохранением прежней конструкции. В таком виде Сампсониевский мост просуществовал до 1889 г. и был…

  • Биржевой мост в Санкт-Петербурге

    Биржевой мост соединяет Васильевский остров с Петроградской стороной в пределах Биржевой площади и набережной у истока Малой Невы. Длина моста 250 м, ширина — 27 м. Свое название мост получил от здания бывшей Биржи, расположенного на Стрелке (ныне в здании Биржи размещается Центральный Военно-морской музей). Малая Нева — вторая по величине водная артерия Невской дельты, что обусловило в свое время создание на Стрелке Васильевского острова Морского торгового порта. Для соединения Васильевского острова с Петроградской стороной в 1894 г.27 был сооружен по проекту инженера Н. М. Мазурова Биржевой деревянный 25-пролетный (!) мостовой переход сложной системы, длиной 328 м и шириной 21,4 м, с разводным пролетом в центре. Трасса моста пролегала по…

  • Тучков мост

    Тучков мост соединяет 1-ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Длина моста 226,2 м, ширина — 36 м. Впервые здесь, на трассе, соединяющей Васильевский остров и Петербургскую сторону, мост через Малую Неву был сооружен в 1758 г. и назван Никольским. Он был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной на мелководье через проток, отделявший от Петербургской стороны остров Тучков Буян, и через сам остров. Это был самый длинный (890 м) из всех петербургских мостов XVIII века. Располагался он возле островов Пеньков Буян и Ватного (ближе к устью). Здесь находились склады древесины купца Авраама Тучкова . Строительство моста велось на средства Компании, в которую…

  • Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

    Мост находится на оси Дворцового проезда и Пушкинской площади. Он имеет пять пролетов. Средний — разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами, подвешенными к его хвостовой части на шарнирах. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криволинейные пояса. Длина моста 260,1 м, ширина —27,75 м; масса металлических пролетных строений — 4868 тонн; масса противовесов — 2800 тонн. После окончания строительства постоянного Благовещенского моста Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу для связи центра города с Биржей и учреждениями Торгового порта на Стрелке В. О. 5 августа 1853 г. разрешение было получено. По проекту инженера…

  • Троицкий мост в Санкт-Петербурге

    Третьим постоянным мостом через Неву (после Благовещенского, открытого в 1850 и Литейного) стал Троицкий мост. Открытие моста состоялось к 200-летию Петербурга (в мае 1903 года). Название мост получил от Троицкого собора, который был разрушен в 1932 году. В 1918 году мост был переименован в мост Равенства, в 1934 году, после гибели Кирова мост опять переименовывают— в Кировский мост. Название просуществовало до 4 октября 1991 года, после чего мост снова вернул себе свое имя и стал называться Троицким.   До возведения в 1965 году моста Александра Невского Троицкий мост оставался самым длинным в городе (582 м).

  • История возникновения постоянных мостов в Санкт-Петербурге

    На Неве в разное время были построены наплавные мосты. Эксплуатация этих мостов доставляла массу хлопот — их приходилось наводить и разводить в периоды ледохода и ледостава, плашкоуты срывало с якорей, их надо было часто ремонтировать. Они не обеспечивали бесперебойного круглогодичного сообщения между районами города, и эксплуатация их требовала значительных расходов. В связи с этим на протяжении всего X V I I I и первой половины XIX века неоднократно вставал вопрос о строительстве постоянного моста через Неву. Правительственные комиссии рассматривали поступающие к ним проекты. Одним из наиболее интересных проектов моста через Неву был проект механика-самоучки И. П. Кулибина. Обо всем, что его волновало, он писал так: «С начала моего в Санкт-Петербург…

  • История мостов в Санкт-Петербурге

    В краеведческой литературе можно прочитать о том, что Петр Великий запрещал строить мосты через Неву, пытаясь таким образом приучить русских людей к морскому делу, которое сам очень любил. Однако в одном из литературных источников говорится о том, что в 1707 г. недолго существовал мост на плавучих опорах через Неву близ впадения в нее Охты . Вероятно, его сооружение было обусловлено военно-стратегическими соображениями. Это история наплавных мостов. Если верить гравюрам, то первые выглядели так: Затем стали появляться все более устойчивые, прочные и широкие. Возвращаясь к теме о том как Петр пытался приучить горожан к морскому делу стоит сказать, что при Петре I после ледостава об открытии санного пути через Неву жителей…

  • Мосты Санкт-Петербурга

    Одними из символов города  давно уже стали мосты  Санкт-Петербурга.  Город стоит на островах и, соответственно, мостов, соединяющих разные части города, здесь очень  много. На протяжении всей истории Петербурга  строились мосты и развивалось мостостроение. Именно поэтому  наш город еще называют «Музеем мостов», ведь на основе истории развития мостостроения можно изучать историю города.  Да,  мостов в Петербурге много. И какие это мосты! У каждого свой создатель, своя история. А ведь город на Неве в начале своей истории вообще не имел мостов. Стремясь приучить горожан к морскому делу, Петр Первый запрещал их строить. Однако деревянные мосты все-таки появились  еще в петровские времена. История мостов Санкт-Петербурга — это история всего города. Есть в  Петербурге мосты с названиями цветов. Обращаясь к истории,  мы узнаем, что…

  • Литейный мост

    В старину на месте Литейного моста проходила дорога в Швецию, территория Новгородской дороги заканчивалась на одном берегу Невы, а на другом начинался путь на Выборг. В 1786 году на месте современного Литейного моста был построен так называемый плашкоутный мост. Конструкция такого моста состояла из плашкоутов (плавучих барж), поддерживающих пролёты моста. Обычно таких пролётов было до нескольких десятков. Между плашкоутами, под мостом могли плавать небольшие суда и лодки. Через 17 лет, в 1806 году моста перенесли к Летнему саду и он из Вознесенского моста получил название Петербургского. В 1851 году этот мост был переведён к Литейному проспекту. Литейный мост стал второй постоянной переправой через Неву в Санкт-Петербурге вслед за Николаевским мостом.…