Все музеи Санкт-Петербурга

Висячий сад Малого Эрмитажа

Висячий сад Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге

В Санкт-Петербурге есть уникальное место, где весна приходит раньше, а осень наступает позже. Это место – Висячий сад Малого Эрмитажа. Сад так называется потому что он располагается на втором этаже здания и как бы весит в воздухе, а в Европе при Екатерине II такие сады были очень популярны, особенно в Голландии, где их назывались еще проще — сад на крыше. По периметру сад окружен стенами галерей и залов Малого Эрмитажа, а снизу в шанцевых свода имелись специальные инженерные коммуникации для подогрева, что создавала уникальный климат. В наши дни насчитывается всего пять сохранившихся исторических висячих садов, и один из них украшает собой город на Неве и входит в архитектурный комплекс Зимнего дворца. Об этой редкой жемчужине Санкт-Петербурга знают немногие. Предлагаем познакомиться с этим замечательным творением XVIII века, его историей и уникальными особенностями. В статье рассказали, как добраться до Висячего сада в Санкт-Петербурге и что посмотреть туристам.

История и интересные факты

Вид сверху Висячего сада Эрмитажа и южного фасада Малого Эрмитаж (фрагмент), 1773 год, автор - Саблин, Николай Яковлевич, Иллюстрация из Придворного календаря на 1774 г.
Вид сверху Висячего сада Эрмитажа и южного фасада Малого Эрмитаж (фрагмент), 1773 год, автор — Саблин, Николай Яковлевич, иллюстрация из Придворного календаря на 1774 г. (для просмотра целиком, кликните по картинке)

Висячий сад в Санкт-Петербурге появился благодаря желанию Екатерины II. Известно, что императрица не любила находиться в Зимнем дворце – на ее вкус он был мрачным и излишне просторным. По примеру монархов из Европы она хотела, чтобы у нее был собственный небольшой уголок для уединения и вечеров в окружении самых близких подданных. Таким местом стал Малый Эрмитаж, где великая императрица работала, а по вечерам принимала гостей.

Попасть в западную галерею Малого Эрмитажа можно по переходу из Георгиевского зала Зимнего дворца. Также он соединяет Зимний дворец со зданиями Нового и Большого (Старого) Эрмитажа. Главной изюминкой Малого Эрмитажа стал садик, обустроенный на уровне 2-го этажа парадного.

Портрет Екатериины II (урождённая София Августа Фредериика Ангальт-Цеербстская) и графа Г. Г. Орлова
Портрет Екатерины II (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цеербстская) и графа Г. Г. Орлова

Изначально сад являл собой двухэтажную постройку, на первом этаже которой разместился склад с дровами, а наверху высадили цветы, деревья и кустарники. Садовые сооружения такого типа пользовались популярностью среди аристократии. В плане сад имеет форму вытянутого прямоугольника с сервера на юг, что позволяет ему получать максимум солнечного света в течении всего дня. Отличительной чертой екатерининского Висячего сада стала особая система нижнего подогрева – снизу вверх по спроектированным для этого каналам в сад подавался теплый воздух. Кроме того, его со всех сторон закрывают высокие стены, из-за чего там создался свой уникальный микроклимат. Растения здесь начинают цвести, как только сходит снег, а листопады приходятся на глубокую осень, когда во всех парках города деревья уже стоят без листьев.

Читать еще:  Музей печати в Санкт-Петербурге

Интересные факты:

  • Благодаря таланту архитекторов и садовников члены царской семьи и их приближенные могли любоваться цветением растений дважды в год – сначала на территории Висячего сада, а потом в загородных резиденциях, где деревья и кустарники расцветали позже.
  • В центральной части сада есть флорентийский фонтан работы XIX века. Его облюбовали местные вороны, которые приносят в фонтан украденные блестящие вещицы. Из-за вредной птичьей привычки это историческое произведение искусства приходится еженедельно вычищать.
  • Во время ленинградской блокады цветники использовали для выращивания картофеля, капусты моркови и других овощей, которые помогли спасти от голодной смерти много жизней.

Малый Эрмитаж с Висячим садом стал особой гордостью и любимым местом Екатерины Великой. Сюда она приглашала иностранных гостей, устраивала уютные вечера с камерным оркестром и спектаклями. Нетрудно догадаться, что здесь царила сказочная атмосфера – экзотические растения, кустарники, подстриженные затейливыми формами, трели соловьев и канареек, живущих в клетках, античные статуи, расставленные по территории.

Цветущие кустарники и деревья подобраны и рассажены таким образом, что с ранней весны и до глубокой осени сад изобилует самыми разнообразными красками благодаря непрерывным процессам цветения и плодоношения растений.

Строительство

Продольный разрез Малого Эрмитажа авторства архитектора Юрия Фельтена, 1767 год,
Продольный разрез Малого Эрмитажа авторства архитектора Юрия Фельтена, 1767 год,

В 1764 году архитектор Юрий Фельтен начал воплощать желание Екатерины в жизнь. В 1765 году, когда шло строительство южной части сада, Фельтен получил приказ от императрицы – построить здесь покои для графа Орлова, фаворита Екатерины, которого та хотела держать поближе к себе. Официально пристройка именовалась Южным павильоном, но среди придворных в те времена закрепилось второе, более красноречивое название – Фаворитский корпус. Фасад корпуса выходит на улицу Миллионную. В наши дни в бывших покоях екатерининского фаворита разместилась Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

В 1766 году сад был готов к высаживанию первых растений, среди которых были белые и красные розы, луковичные растения, а вдоль прогулочных дорожек летом расставляли кадки с экзотическими цветами, лавровыми и миртовыми кустами. Здесь также высадили березы, вишни и яблони. Кроме растений Висячий сад украшали мраморные статуи. Изначально он был обнесен по периметру решеткой-трельяжем, которая представляла собой искусное произведение в виде кленовых ветвей и плодов.

В 1767 году начинается строительство Северного, или «Оранжерейного» павильона. За основу взяли проект архитектора Валлена-Деламота, который несколько лет был заморожен. Северный павильон, окна которого выходят на реку Неву, был достроен в 1769 году. Годом раньше по приказу Екатерины с восточной и западной сторон были сооружены две галереи, в которых она хотела организовать «музеум» для хранения личной коллекции живописи. Галереи с высокими стенами соединили между собой оба павильона и закрыли сад от ветров со всех сторон.

Читать еще:  Музей кукол

Так в Санкт-Петербурге, который отличается суровым климатом, появился настоящий «южный» уголок, где под открытым небом комфортно себя чувствовали нежные экзотические цветы, теплолюбивые цитрусы и ананасы, а также певчие пташки.

Реконструкция 1840-х годов

План Висячего сада Малого Эрмитажа Стасов В. П., 1843 год
План Висячего сада Малого Эрмитажа Стасов В. П., 1843 год

С годами Висячий сад Малого Эрмитажа ветшал и страдал от периодических протечек. 1839 год охарактеризовался большим количеством осадков, из-за которых в кладовых помещениях Малого Эрмитажа рухнул свод. Сооружение требовало реконструкции, руководство которой было поручено Василию Петровичу Стасову. В ходе ремонтных работ были разобраны стены и конструкции, вместо которых возвели новые массивные опоры из камня. Также Стасов обновил коммуникации, которые обеспечивали подогрев сада.

Разрез по помещениям конюшни Малого Эрмитажа Стасов В. П., 1843 г.
Разрез по помещениям конюшни Малого Эрмитажа Стасов В. П., 1843 г.

Реконструкция затронула не только технические моменты, но и внешний облик цветника. Новая планировка отвечала традициям английского пейзажного сада Хамфри Рептона. Цветники обрели круглые, овальные и квадратные формы, которые располагались блоками, имеющими собственную композицию.

Садовник Т. Грей обновил состав растений, подобрав их таким образом, чтобы можно было любоваться цветами и плодами на протяжении всего теплого сезона. Появились новые растения, среди которых были редкие образцы флоры для той эпохи – например, белая сирень Лемуана, облепиха, дерен, декоративная слива и другие.

Видео о реконструкции этапов строительства Висячего сада малого Эрмитажа:

Строительство Зимнего сада

Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа, 1865 год, картина Гау Эдуарда Петровича
Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа, 1865 год, картина Гау Эдуарда Петровича

В 1850-х годах облик сада снова претерпел изменения, на этот раз по инициативе Николая I. Император поручил реконструкцию архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. Он организовал цветники в викторианском стиле. Симметричные линии растений гармонично сочетались с хаотичными группами. В северной части архитектор обустроил оранжерею с экзотическими растениями, которая стала Зимним садом под стеклянным перекрытием в виде шатра. Через него в оранжерею проникало естественное освещение. В помещение подавалось отопление, благодаря чему теплолюбивые экзотические растения могли комфортно себя чувствовать зимой.

К сожалению, Зимний сад в Эрмитаже не сохранился. О том, что он некогда здесь был, говорит невысокий парапет, который обозначает границу оранжереи. На его основании служащие музея нанесли гравировку, благодаря которой можно понять, где именно размещались окна и несущие колонны. В 1855 году установили фонтан флорентийской мастерицы Фелиции де Фаво.

Читать еще:  Зоологический музей

Современное состояние и что посмотреть

Вид Висячего сада Малого Эрмитажа сегодня

С 1980-х годов начали разрабатывать план реконструкции Висячего сада. В 2000-х годах стартовала масштабная исследовательская деятельность – специалисты поднимали архивные документы, пытаясь найти причины постоянных протечек в нижних помещениях, изучали строение фундамента, подвалов и сводов.

Ремонтные работы начались в 2004 году. Над восстановлением конструкций трудились инженеры из России и Голландии. В основу взяли чертежи архитектора Стасова, заменили гидроизоляцию и дренажную систему. Было принято решение оставить сад открытым, поэтому оранжерею Штакеншнейдера не стали воссоздавать.

Композицию цветников и насаждений восстановили согласно планам Грея, Стасова и Штакеншнайдера, а также использовали список растений, составленный ими. Реконструкция закончилась в 2012 году, открыв взору те же растения, что росли здесь в XIX веке:

  • фритиллярии;
  • жимолость;
  • туи;
  • дерен:
  • лапчатка;
  • розы;
  • белая сирень.

В Висячем саду высадка цветов происходит дважды за год. Летом высаживают такие сорта роз, как Эден Роуз и Эрмитаж, а осенью – фритиллярию Аврора и тюльпаны сорта Эрмитаж.

Здесь можно увидеть полимербетонные копии скульптур, оригиналы которых хранятся в фонде Эрмитажа. Среди них есть копии работ итальянского скульптора Антонио Тарасиа – «Венера», «Юнона», «Диана» и «Апполон». Кроме скульптур в Висячем саду есть четыре голубятни, которые были созданы по чертежам Л. И. Шарлеманя. Они используются в декоративных целях, а входы в домики закрывает защитная сетка, чтобы городские голуби не решили их заселить.

Панорама Висячего сада 3D:

Панорама Висячего сада Малого Эрмитажа

Как попасть в Висячий сад Малого Эрмитажа

На сегодняшний день посещение Висячего сада закрыто. Туристы могут полюбоваться его красотами через окна Павильонного зала, где расположены знаменитые часы «Павлин». Для того, чтобы попасть туда, нужно купить билет в Эрмитаж.

Стоимость билетов от 500 рублей, предусмотрены льготы и бесплатный визит для отдельных категорий лиц, более подробно читайте в нашей статье о режиме работы 2023 и стоимости билетов в Эрмитаж. Билеты можно заказать онлайн.

Купить билет

Режим работы:

День недели Время работы
среда, четверг, воскресенье 11:00-18:00
вторник, пятница, суббота 11:00-20:00
понедельник, 1 января, 9 мая выходной

Сад располагается на уровне второго этажа здания Малого Эрмитаж по адресу: Дворцовая набережная, д. 36. Ближайшие станции метро – Адмиралтейская, Невский проспект, Гостиный двор. Можно доехать до Эрмитажа на троллейбусах №№ 1, 7, 10, 11 или на автобусах №№ 7, 10, 24, 191, выход на остановке «Дворцовая площадь».

Расположение Висячего сада Малого Эрмитажа на карте Санкт-Петербурга:


Видео о Висячем саде: