Все музеи Санкт-Петербурга

Часы «Павлин» в Эрмитаже

Золотые часы «Павлин» в Эрмитаже

У выдающихся произведений искусства, неважно – живопись, скульптура или предметы интерьера, часто бывает и необычная история рождения. Не исключение в этом ряду – часы «Павлин» (golden pavlin) в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

История часов «Павлин»: От груды деталей к мировому шедевру

История создания часов «Павлин» и их путь до Эрмитажа окутаны не одной тайной.

Секрет первый: кто кому дарил?

Фрагмент картины "Виды залов Малого Эрмитажа. Часы "Павлин" в Восточной галерее", 1860 г., картина Ухтомского К.А.
Фрагмент картины «Виды залов Малого Эрмитажа. Часы «Павлин» в Восточной галерее», 1860 г., картина Ухтомского К.А.

Говорят, что Григорий Потемкин узнал о необычных поющих механизмах из Англии от одной из высокосветских британских дам, недавно посетивших Россию. Несомненно, что фаворит поделился новостью с Екатериной II. Императрица собирала лучшие произведения искусства в собственные коллекции, а также обожала разные «чудные» изобретения.

Кто же из них сделал подарок «второй половинке»? Выдать деньги из госбюджета повелела Екатерина, но по просьбе Потемкина. Оба факта зафиксированы в документах. Однозначно, подобные приобретения друг для друга могли делать люди, испытывавшие друг к другу искренние чувства, пусть даже и в прошлом!

Секрет второй: кто автор?

Считается, что изготавливал самодвижущихся птиц английский инженер Джеймс Кокс. Два его механических бронзовых павлина демонстрировались на выставке в 1773 году. Один из них был продан китайскому императору. Второй (в доработанном варианте) – с совой и петухом и был отправлен в Россию.

Заказ же стоимостью 11000 полновесных золотых рублей (1800 фунтов стерлингов по тому курсу) был оплачен Фридриху (Фредерику) Юри, доставившему в 1781 году механизм в Санкт-Петербург. Предположительно он изготовил уникальные часы. На одной из деталей петуха присутствует буква J – от английской транскрипции Jury.

Секрет третий: как собрать заново?

Портрет механика И.П. Кулибина, 1818 г., художник Веденецкий П.А.
Портрет механика И.П. Кулибина, 1818 г., художник Веденецкий П.А.

Кто сломал уникальную конструкцию, наверное, уже останется тайной веков. Из сохранившегося письма русского мастера-самоучки Кулибина к императрице становится известно следующее. Примерно в первой половине 1791 года князь Потемкин Таврический передал механику «машину» (по описанию – часы «Павлин») на восстановление, золочение и серебрение. До этого ее части несколько лет хранились в ящиках и корзинах в полуразобранном виде.

Читать еще:  Музей театрального и музыкального искусства

Русский мастер взялся за работу. При этом пришлось долго искать «ключ» к главному объекту – павлину. Когда обнаружилось «особое перо», оказалось, что внутри – полная разруха: пружины и цепи порваны, колесики находятся не в гнездах, запчастей не хватает. То же самое было и с остальными птицами.

Кулибин долго разбирал детали, искал принципы их работы. В это время Светлейший вызвал мастера к себе в ставку действующей армии. Иван Петрович наказал сыну без нужды не трогать разложенных на столе птиц, а в случае пожара спасать в первую очередь. В Яссах механик пребывал до кончины Потемкина в октябре 1791 года.

Вернувшись домой Кулибин с горечью узнал, что, испугавшись возгорания рядом с домом, сын вынес все запчасти в корзинах, как попало. Почти год ушел на «разбор завалов» и замену утраченного в пожарной суматохе. Мастер после такого ЧП и обратился к Екатерине II с нижайшей просьбой об оплате его трудов. Смета составила 1200 руб. На дальнейшие доработки, включая покрытие драгоценными металлами, ушло 2 года.

Шедевр Эрмитажа

Золотой павлин в Эрмитаже распустил хвост

С 1794 года и до смерти императрицы обновленные часы «Павлин» хранились в Таврическом дворце, выкупленном в казну. Только после кончины императрицы ее сын Павел I, также ценитель прекрасного, в 1797 году повелел перенести техническую новинку в Зимний дворец.

Удивительный механизм, собранный Кулибиным, проработал около 150 лет. Кстати, советские инженеры повторили «подвиг» Кулибина. В 1941 году шедевр пришлось частично разобрать перед отправкой в эвакуацию, а затем собрать заново по возвращении на законное место. Только в 1995 году ХХ века потребовалась новая реставрация и перенастройка. У «Павлина» появился личный хранитель – заведующий лабораторией научной реставрации эрмитажных часов Михаил Петрович Гурьев.

Интересно: действие механического поющего «Павлина» многие годы было заставкой программы главных новостей телеканала «Культура».

В XXI веке знаменитый экспонат Государственного Эрмитажа остался единственным в мире подобным действующим автоматом из века XVIII.

Описание золотых часов «Павлин»

вид часов Павлин в Эрмитаже с двух сторон

В XVIII веке большинство произведений искусства использовали аллегории в качестве выражения общественных идей или представлений об устройстве природы или Вселенной. Часы «Павлин» – аллегория на явление смены дня и ночи. Вся композиция – это планета Земля, Солнце, Луна, ночь, рассвет.

Читать еще:  Центральный музей связи имени А.С. Попова

Перед нами из серебряного холма растет символический высокий дуб. Его листья и желуди выполнены в натуральную величину. На дереве сидят белки, внизу – растения и грибы, большой и несколько маленьких. Каждая деталь позолочена.

На самом большом грибе сидит стрекоза. Это и есть часы. Мы не видим привычных стрелок. Под шляпкой спрятаны два циферблата-ротатора. Один с римскими цифрами показывает смену часов, другой с арабскими – бег минут. Цифры нанесены по гуртам дисков (если взять термин от монет) и видны одновременно в особом отверстии. Стрекоза же вращается явно, со скоростью полета секунд. Часовой механизм спрятан под участком, оформленным стразами, имитирующими драгоценные камни в раскрытых недрах Земли.

На вершине дуба расположился павлин – Солнце. Его оперение поначалу кажется полностью золотым. Только в движении открывается тайная часть: нижняя часть хвоста (ночь) посеребрена. Слева от павлина – посеребренная сова в клетке с колокольчиками – тайный знак Луны, ночи и мудрости Вселенной. Справа, на небольшом суку, – позолоченный петух – светлый символ рассвета и обновления. Даже маленькая белка на отдельном пеньке – не декоративный элемент, а конструктивная необходимость. Внутри нее расположен вал, вращающий клетку совы.

Современные реставраторы выяснили, что сова, павлин, петух и часы – отдельные механизмы, соединенные вместе двумя гениями – создателем и первым реставратором.

Как включаются и работают механические часы «Павлин»

Механические часы "Павлин" в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Каждую неделю хранитель заставляет «Павлина» двигаться. Сначала он снимает крышку с заводного устройства. Оно расположено под тремя маленькими грибочками. Отдельная рукоятка приводит в действие фигуры птиц, особым ключом заводятся часы и начинается таинство.

Первой «оживает» сова. Она поворачивает голову, вращает глазами. Одновременно вокруг клетки вертятся колокольчики. Звон образуется с помощью цветков-молоточков. По легенде, они должны были создавать определенную мелодию, ритм которой отбивает лапка птицы. Не случилось. То ли сразу не хватило деталей, то ли виноват пожар у Кулибина.

Читать еще:  Русский музей

Вторым включается Золотой Павлин, он раскрывает хвост, кивает головой и как будто поет. Затем тело птицы поворачивается на 180º, и становится видна обратная, серебряная (ночная) сторона хвоста. На самом деле, павлин звуков не издает. Говорят, что у Кулибина была трещотка для имитации голоса, но он не смог ее приспособить. Колокольчики при этом продолжают звонить.

Последним активизируется петух, вытягивая шею. Его отчетливое «Кукареку» обозначало наступление точного часа времени. Звук издает особый крохотный органчик с устройством, изменяющим высоту звучания.

Время представления (работы) золотых часов «Павлин» в Санкт-Петербурге занимает около 4 минут. Изначально завода пружин механизмов, отвечающих за движение фигур птиц хватало часов на восемь. Красивое действо совершалось каждые 60 минут. Теперь, к сожалению, птицы двигаются, пока персональный хранитель вертит рукоятку, их автоматический запуск отключён в целях сохранения механизма. Часовой механизм золотого павлина работает постоянно.

Видео 360 работы часов

Как найти и в каком зале Эрмитажа находятся часы «Павлин»

План-схема прохода к часам "Павлин" в Эрмитаже на примере маршрута №1
План-схема прохода к часам «Павлин» в Эрмитаже на примере маршрута №1

Сейчас часы «Павлин» выставлены в Павильонном зале Малого Эрмитажа (номер 204 на схеме) в Санкт-Петербурге. Чтобы их увидеть, можно покупать билеты на любой из двух маршрутов.

Первый маршрут начинается от Иорданской лестницы по парадной анфиладе до галереи великих мастеров эпохи Возрождения. Чтобы добраться к главной цели, а втором этаже вы пройдете через Аванзал, Большой Николаевский, Концертный и Фельдмаршальский залы, минуете Романовскую галерею и два министерских коридора.

Второй маршрут от Церковной лестницы предполагает знакомство с семейными императорскими комнатами, искусством Востока от Монголии и Китая до Османской империи. Только после этого вы попадете к произведениям Франции и Фландрии, откуда возможен переход в Малый Эрмитаж к Павильонному залу.

В любом случае руководствуйтесь стрелками-указателями маршрутов и советами служителей. Не забудьте также, что на все пребывание в музее вам дано 2 часа.

Когда заводят часы «Павлин» в 2022 году, расписание работы

По традиционному расписанию золотые часы «Павлин» заводили в 19:00 по средам. К сожалению, публичный процесс завода часов «Павлин» в Санкт-Петербургском Эрмитаже отменен еще весной 2020 в связи с пандемией ковида, на 2022 год ограничение остается в силе. В одном из интервью хранитель часов рассказал, что их запускают в технических целях, когда в музее нет посетителей.