Все музеи Санкт-Петербурга

Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге входит в единый музейно-дворцовый комплекс Государственного Эрмитажа. Это изысканное строение, возведенное в стиле раннего классицизма, было одним из любимых мест императрицы Екатерины Великой. Сегодня его залы открыты для посещения и хранят в себе шедевры мирового искусства. Предлагаем узнать историю Малого Эрмитажа и интересные факты о нем. Подготовили рассказ, из каких частей он состоит, что посмотреть туристам, адрес и где находится Малый Эрмитаж.

История

Продольный разрез Малого Эрмитажа архитектора Юрия Фельтена, 1767 год,
Продольный разрез Малого Эрмитажа архитектора Юрия Фельтена, 1767 год,

Строительство в 60-70 гг. XVIII века узкой вытянутой пристройки к Зимнему дворцу для Екатерины Великой положило начало формирования целого комплекса музейных зданий в северной столице. В разное время это строение именовали Ламотовым павильоном, Оранжерейным домом и Малым Эрмитажем.

Возведение дворцовой пристройки началось в 1764 году по желанию Екатерины II, которая следовала за модными тенденциями аристократического Запада. Само слово «эрмитаж» в переводе с французского обозначает небольшой павильон, расположенный в глубине парка или сада, где представители высшего общества предавались изысканным развлечениям. Русская императрица пожелала, чтобы и у нее был такой уголок, где она могла отдохнуть от государственных дел и помпезности Зимнего дворца.

Другой причиной возведения пристройки к главной монаршей резиденции стала необходимость обустроить место для хранения картин и скульптур из личной коллекции императрицы. Роскошное собрание просвещенной правительницы и заложило основу для будущего музея, который станет одним из крупнейших в мире.

Величественное здание Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге отличается изящными чертами. Он ничуть не меркнет на фоне роскоши Зимнего дворца, гармонично сочетая в себе элементы барокко со строгими линиями классицизма, едва начавшего обретать популярность в русских городах.

Северный павильон и Павильонный зал с часами «Павлин»

Павильонный зал, картина Гау Э.П., 1860-е гг.
Павильонный зал, картина Гау Э.П., 1860-е гг.

Архитектор Валлен-Деламот спроектировал здание, состоящее из двух павильонов, соединенных Висячим садом и боковыми галереями. Павильон с северной стороны, фасад которого выходил на Неву, задумывался как центр всей архитектурной композиции, но проект не удовлетворил государыню. Она внесла в чертежи корректировки и отправила их на доработку.

Возведение Северного павильона стартовало только в 1767 году по доработанному проекту Валлена-Деламота, а завершилось строительство двумя годами позже. Он примыкает к Зимнему дворцу со стороны набережной Невы.

Именно здесь Екатерина II придавалась изысканным увеселениям в небольшом кругу самых близких гостей. Эти вечера со спектаклями и камерным оркестром именовались «малыми эрмитажами», откуда и пошло название пристройки. Далеко не все могли получить приглашение от императрицы в это общество избранных. Счастливчики, которым это удавалось, обязаны были соблюдать свод правил, составленный самой хозяйкой.

Читать еще:  Ботанический музей

В центре второго этажа павильона был роскошный Двусветный зал с белоснежными мраморными стенами, украшенный плафонами итальянского художника Стефано Торелли. Между ним и Висячим садом была обустроена оранжерея, а рядом – Кабинет мозаичных картин.

Изюминкой екатерининских увеселительных вечеров стали подъемные столы, которые сервировали на нижнем этаже, а затем с помощью специального механизма поднимали наверх. Такая задумка нужна была для того, чтобы слуги не мешали гостям и не нарушали уединенную атмосферу. В конце XVIII века столы демонтировали по распоряжению Екатерины.

Часы Павлин в Малом Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Часы Павлин в Малом Эрмитаже

В середине XIX века архитектор Штакеншнейдер кардинально меняет планировку Северного павильона. Он объединяет Двусветный зал, оранжерею и несколько небольших помещений, чтобы создать роскошный Павильонный зал, предназначенный для отдыха и небольших приемов.

Сегодня этот зал под номером 204 считается одним из самых прекрасных во всем Эрмитаже. Взору посетителей открываются стройные мраморные колонны и легкие арки, позолоченная лепнина и люстры с хрустальными подвесками на потолке. Для отделки использован янтарь, хрусталь и цветное стекло. Пол декорирован мозаичным изображением античных героев из мифов Древней Греции. Углы зала украшают 4 мраморных фонтана, которые подражают Фонтану слез в Бахчисарае.

В годы советской власти в Павильонном зале Малого Эрмитажа разместили часы «Павлин», созданные в XVIII веке Джеймсом Коксом. Покупка этого уникального шедевра инженерной мысли была сделана Григорием Потемкиным для Екатерины. Разобранные часы были доставлены из Англии в нескольких больших корзинах, и течение девяти лет их сборкой занимался механик И. П. Кулибин. В наши дни музейные работники заводят механизм часов каждую среду – на этом событии экскурсии в Малый Эрмитаж собирают много туристов.

Южный павильон и Висячий сад

Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа, 1865 год, картина Гау Эдуарда Петровича
Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа, 1865 год, картина Гау Эдуарда Петровича

Так как первоначальный проект не был утвержден, воплощать задумку императрицы начали с Висячего сада в 1764 году. Работами руководил Фельтен, которому годом позже императрица поручила построить павильон, где она хотела разместить своего фаворита графа Орлова.

Фасад Южного павильона выходит на Миллионную улицу и сочетает в себе классические и барочные черты. Стены второго и третьего этажей декорированы пилястрами и панно с барельефами. В Фаворитский корпус, как его именовали в те времена, вел воздушный переход прямо из личных покоев государыни. После графа Орлова покои занимал другой фаворит Екатерины – Григорий Потемкин. В дальнейшем апартаменты переходили от одного фаворита к другому. Сегодня в помещениях Южного корпуса разместилась Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

Читать еще:  Музей циркового искусства
Вид Висячего сада и Малый Эрмитаж сегодня
Висячий сада и Малый Эрмитаж сегодня

На втором этаже под открытым небом расположился Висячий сад. Он стал уникальным местом, где можно было любоваться цветением растений с ранней весны до глубокой осени. Закрытый от ветров стенами павильонов и боковых галерей, он дополнительно отапливался нагретым воздухом, поступающим с нижнего этажа. Императрица и ее приближенные могли наслаждаться прогулками среди алых и белых роз, цветущих вишен, белой сирени и других редких в ту эпоху растений.

В 40-х гг. XIX века В. П. Стасов провел перестройку екатерининского сада, усовершенствовав систему отопления. В это же время Южный павильон обзавелся четвертым этажом. В 50-х гг. XIX века изменения внес Штекеншнайдер, обустроив Зимний сад. Крайнюю перестройку Висячий сад перенес в 2004 г., и сегодня там растут те же цветы и деревья, коими любовались члены царской семьи и их приближенные в XIX веке.

Манеж и конюшни

Разрез по помещениям конюшни Малого Эрмитажа Стасов В. П., 1843 г.
Разрез по помещениям конюшни Малого Эрмитажа Стасов В. П., 1843 г.

В 40-х гг. XIX века во время перестройки под руководством Василия Стасова вместо дровяных складов в нижнем этаже здания появились конюшни, Манеж и сарай для экипажей. Зодчий укрепил своды перекрытий, возвел каменные усиленные опоры, а в конюшнях своды стали опираться на массивные колонны из гранита. Стасов также усовершенствовал систему отопления, разместив в подвалах Аммосовские печи. Еще он обустроил канализационную систему. В 70-е годы XIX века Штакеншнайдер сделал ее более совершенной, а в конюшни провел водоснабжение.

30-е годы ХХ века ознаменовались для Эрмитажа непростым периодом. Денег, выделяемых на содержание музейного комплекса, не хватало. Управляющие музеем приняли решение сдать конюшенные помещения в найм Кавалерийской школе общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ.

В 1938-1940 гг. А. В. Сивков реконструирует Манеж и конюшни, перестроив их под залы для экспонатов. В экспозиционных залах Манежа организуют всевозможные временные выставки. Бывшие конюшни стали местом, где находится вход в Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда.

Сивковский переход

Сивковский переход Малого Эрмитажа

Во время перестройки Манежа и конюшен в холлы для экспонатов архитектор Сивков принял решение соединить их с Зимним дворцом. Он спроектировал и построил сквозную галерею на уровне первого этажа, сумев гармонично вписать ее общую концепцию. Она выполнена в стиле классицизм, материалом для отделки стен и пола стал каррарский мрамор из купальни Николая II. На карте Малого Эрмитажа галерея значится, как зал № 102 или Сивков переход.

Сивковский переход также соединил Малый Эрмитаж с Новым. Стены площадок перехода полностью остеклены. Сегодня Сивковский переход используется в качестве экспозиционного зала, посвященного древнеримской культуре. На вишнево-красных стенах эффектно смотрятся римские мраморные рельефы первых веков нашей эры.

Читать еще:  Горный музей Санкт-Петербургского Государственного горного института

Краткое описание Малого Эрмитажа

Вместе с Зимним дворцом, Старым и Новым Эрмитажем и Эрмитажным театром, Малый Эрмитаж составляет единый музейно-дворцовый комплекс. Архитектурный стиль – ранний классицизм. Северный павильон состоит из 3-х этажей, а Южный – из 4-х.

strong>Основные даты:

Дата Проект
1764 г. Висячий сад
1764-1766 гг. Южный павильон
1767-1769 гг. Северный павильон
1775 г. боковые галереи
1840-1844 гг. перестройка Висячего сада, надстройка 4-го этажа Южного павильона
1850-1858 гг. перестройка Северного павильона, возведение Зимнего сада
1938-1940 гг. реконструкция конюшен и Манежа
2004 г. реконструкция Висячего сада

Архитекторы Малого Эрмитажа:

  • XVIII в. – Ю. М. Фельтен и Ж.-Б. Валлен-Деламот;
  • XIX в. – В. П. Стасов и А. И. Штакеншнейдер;
  • XX в. – А. В. Сивков.

Карта Малого Эрмитажа:

Что посмотреть и куда пойти туристам в Малом Эрмитаже

Зал, № Экспозиция Расположение
101, 102,104 Выставка Античного мира Сивковский переход
104 Временные экспозиции Манеж
204 Часы «Павлин» Павильонный зал
255-257
  • Искусство Германии XV-XVIII вв.;
  • Искусство Голландии XVII-XVIII вв.
Восточная (Петровская) галерея
258
  • Голландской, фландрийское, нидерландское искусство XVII в;
  • Живопись Нидерландов XVI-XVII вв.
Переходы между Малым Эрмитажем, Зимним дворцом и Новым Эрмитажем.
259, 261, 262
  • Выставка искусства средневековой Европы;
  • Искусство Нидерландов XV в.
Романовская галерея
260 Выставка картин Бронзино и Рафаэля Апполонов зал

В разное время в апартаментах Малого Эрмитажа проживали известные личности, среди которых: Григорий Орлов, Григорий Потемкин, Кирилл Нарышкин, дочь Николая I Мария Николаевна, герцог Лейхтербергский, Андрей Шувалов, старший сын Александра II цесаревич Николай Александрович. Известно, что в апартаментах Южного павильона проживала Варвара Нелидова, фрейлина и тайная любовница Николая I.

Часы работы Малого Эрмитажа 2024

День недели Время работы
среда, четверг, воскресенье 11:00-18:00
вторник, пятница, суббота 11:00-20:00
понедельник, 1 января, 9 мая выходной

Как купить билет и пройти в Малый Эрмитаж

Чтобы купить билеты в Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге, нужно обратиться в кассу Государственного Эрмитажа или воспользоваться онлайн сервисом по продаже билетов. Отдельный тур в Малый Эрмитаж покупать не надо, так как он входит в состав Главного комплекса, и его посещение включено в стоимость билета. Она составляет: 500 рублей для взрослых, 300 рублей для пенсионеров, студентов и детей от 14 до 18 лет.

Купить билет в Эрмитаж

Здание маленького дворца Екатерины находится на 2-ом Адмиралтейском острове, по адресу Дворцовая набережная, д. 36. Добраться до него можно на метро, если выйти на станции «Адмиралтейская». Также можно доехать на автобусе или троллейбусе до остановки «Дворцовая площадь».

Расположение Малого Эрмитажа на карте:

Малый ЭрмитажМузей в Санкт‑Петербурге

Отзывы

Последнее обновление: