Гатчина
Первое письменное упоминание о Гатчине (в те времена селе Хотчино), относится к 1500 году, когда производилась перепись Новгородской земли. Откуда произошло название «Гатчина», пока точно не установлено, и существует на этот счет несколько версий. Одни исследователи считают, что оно произошло от сокращенной формы «Хот» древнерусских имен Хотимир, Хотчен, Хотобуд, Хочена, Хотина. Другие утверждают, что это название произошло от слова «гать» — настила из хвороста или бревен для проезда через топкое место, существовавшее якобы между Черным и Белым озерами. Приводятся и другие толкования слова Хотчино.
Шведы много раз пытались завладеть Ижорской землей (Ингерманландией по-шведски) Еще в 1240 году новгородский князь Александр Ярославич при поддержке ижорцев разбил шведское войско под руководством ярла Биргера на Неве при впадении в нее реки Ижоры. Но набеги соседей продолжались. Наконец, в результате неудач в Ливонской войне и наступившего «смутного» времени России пришлось после заключения Столбовского мира в феврале 1617 года отдать Ижорскую землю почти на 90 лет Шведскому королевству.
В результате Северной войны (1700 — 1721), после успешных сражений в 1702 году русских войск под руководством Ф.М. Апраксина со шведами на реке Ижоре недалеко от Гатчины были освобождены Ижорские земли (Ингерманландия). В 1712 году Петр I приказал раздать земли, вновь ставшие русскими, своим родным и приближенным. Правда, по некоторым данным, Гатчинская мыза с приписанными к ней 23 деревнями стала собственностью сестры Петра I — Натальи Алексеевны, еще в 1708 году. После ее смерти в 1718 году мыза была приписана к придворному госпиталю, а ее владельцем становится лейб-медик Петра I, глава аптекарского приказа Роберт Арескин. В следующем году Мызу отдали президенту «медицинской канцелярии и аптеки» И.Л. Блументросту — брату Л.Л. Блументроста, лейб-медика Петра I и Натальи Алексеевны и первого президента Петербургской академии наук. И.Л. Блументрост пользовался мызой до 1732 года и обязан был выращивать здесь лекарственные травы, необходимые в медицинской практике.
В 1734 году императрица Анна Иоанновна пожаловала Гатчинскую Мызу с приписанными к ней деревнями обер-шталмейстеру князю Александру Борисовичу Куракину (1697-1749) «в личное потомственное владение», которое продолжалось около 30 лет. О каких-либо работах по благоустройству земель мызы, ничего не известно. В 1765 году. это владение Куракиных было куплено в казну Екатериной II.
История гатчинской мызы и дворцово-паркового ансамбля начинается с 1765 года, когда Екатерина II подарила это обширное имение Г.Г. Орлову в благодарность за участие в дворцовом перевороте, в результате которого она стала императрицей.
Летом 1766 года началось строительство дворца, создание пейзажного парка и благоустройство охотничьих угодий. Для этого был приглашен архитектор Антонио Ринальди (1709 — 1794). Он родился в Италии и получил там образование, кроме этого знакомился с архитектурными памятниками Англии.
Весной 1752 года приехал в Россию и вначале работал в резиденции гетмана Украины К.Г. Разумовского. Затем Ринальди переехал в Санкт-Петербург, строил ансамбль в Ораниенбауме, Мраморный дворец для Г.Г. Орлова, Исаакиевский собор, Екатерининский собор в Ямбурге (ныне г.Кингисепп), в Царском Селе возвел Чесменскую колонну, Кагульский обелиск, Гатчинские (Орловские) ворота.
Проект гатчинского Дворца, разработанный А. Ринальди удачно сочетал в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка.
Излюбленными декоративными приемами А. Ринальди в отделке стен внутренних помещений были цветная штукатурка, обои, различные ткани. В парадных залах применялась роспись и декоративная лепка, примером которой является удивительный по красоте и изяществу «венок Ринальди».
В 1783 году Гатчина становится резиденцией наследника Российского престола — великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I.
Залы созданные по его проектам отвечали вкусам нового владельца. Они приобрели подчеркнутую торжественность и помпезность. Роскошные наборные паркеты, многочисленная лепнина на стенах и потолках, позолота, мрамор, обилие находившейся в них высокохудожественной мебели и бронзы, живописи и фарфора контрастировало с несколько суровым внешним обликом дворца.
Последующие владельцы отделывали по своему вкусу занимаемые ими апартаменты, не трогая, как правило, помещений своих предшественников. В результате этого Гатчинский дворец стал интереснейшим историко-художественным музеем, отразившим в своих стенах смену художественных стилей и вкусов на протяжении полутора столетий. Отдельного упоминания заслуживает первоклассная коллекция портретной живописи. Всего экспозиции и фонды музея насчитывали более 52 тысяч экспонатов.
Виртуальная экскурсия Гатчинский дворец