Дворцовый мост

Мост находится на оси Дворцового проезда и Пушкинской площади. Он имеет пять пролетов. Средний — разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами, подвешенными к его хвостовой части на шарнирах. Остальные пролеты перекрыты двумя металлическими клепаными неразрезными пролетными строениями со сквозными фермами, имеющими нижние криволинейные пояса.
Длина моста 260,1 м,
ширина —27,75 м;
масса металлических пролетных строений — 4868 тонн;
масса противовесов — 2800 тонн.
После окончания строительства постоянного Благовещенского моста Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой о перемещении Исаакиевского плашкоутного моста к Зимнему дворцу для связи центра города с Биржей и учреждениями Торгового порта на Стрелке В. О. 5 августа 1853 г. разрешение было получено.
По проекту инженера И. К- Герарда мост стали устанавливать на новом месте. К 10 декабри 1850 г, работы были завершены, они обошлись казне в 50 тыс. рублей, Новый мост стал называться Дворцовым.
В 1896 г. Дворцовый мост был перемешен вниз по течению на 53,25 м и занял трассу современного постоянного моста. Это было связано с созданием озелененной площадки перед западным фасадом Зимнего дворца.
Работы по наведению моста начались зимой 1896 г. и закончились 23 декабря 1897 г. Мост был освящен и открыт в торжественной обстановке. По нему были проложены пути конной железной дороги. Впрочем, город чуть было не лишился этой переправы.
Весной 1899 г. плашкоуты, давно требовавшие ремонта, дали течь и затонули. После этого со всей серьезностью встал вопрос о строительстве капитальной постройки.
После возведения постоянного металлического моста плашкоутный был собран вновь у Сенатской площади, где находился до 1916г.
С Дворцовым плашкоутным мостом связана петербургская поэтическая зарисовка Петра Потемкина, написанная им в 1910году
У ДВОРЦА
Когда весной разводят
Дворцовый мост — не зря
Гулять тогда выходят
Под вечер писаря.
Штаны у них раструбом,
Штиблеты — чистый лак,
Идут, сверкая зубом,
Хихикая в кулак.
За сизо-серой мглою
Заглох закатный луч,
За крепостной иглою
Гора лиловых туч.
Чуть веет невской влагой…
В предчувствии конца
И дут они с отвагой
Улавливать сердца. И слышно издалече
По звонким голосам,
Как рад условной встрече
Цветник влюбленных дам.
Пуховые платочки
Посбились вкривь и вкось…
Без дум, без проволочки
Гулянье началось.
До Прачечного моста
Дойдут и повернут —
Одну обнимут просто,
Другую ущипнут.
В стыдливости невинной
Зажмурилась заря…
По набережной чинно
Гуляют писаря.
В 1882 г. общественные организации и многие домовладельцы обратились в Городскую управу с просьбой заменить Дворцовый плашкоутный мост постоянным.
В июле 1900 г. Городская управа предложила Комиссии по надзору за строительством Троицкого моста составить технические условия на проектирование Дворцового моста.
В апреле 1901 г. был объявлен конкурс одновременно на два моста — Дворцовый и Большой Охтинский. На конкурс поступило 27 эскизных проектов, в том числе 13 — от петербургских авторов. Все проекты демонстрировались в Александровском зале Городской думы и, по мнению современников, «производили далеко не выгодное впечатление». Особая комиссия признала их вообще непригодными и невыполнимыми, за исключением эскизного проекта французской фирмы «Батиньоль». Но фирма отказалась его продать, предложив заключить договор на строительство моста за 4 млн. 700 тыс. рублей.
Был объявлен второй тур конкурса. Но строительство моста тормозилось решением вопроса о трассе нового моста — рассматривались варианты трассы против Адмиралтейства, против Зимней канавки, по оси Мошкова (Запорожского) переулка и т.д. Наконец, трасса определилась, и 5 февраля 1911 г. был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов. По нему мост должны были сдать в эксплуатацию 15 октября 1913 г.
Строительство по проекту инженера, выпускника Петербургского Института инженеров путей сообщения, А. П. Пшеницкого начали только в 1912 г., так как существовавшие проекты подверглись коренной переделке.
О сдаче моста в эксплуатацию в сроки, указанные в договоре, уже никто не думал. Тем более, что 17 апреля 1914 г. в Петербурге (еще в Петербурге) случилось редкое явление — наводнение, в результате чего была повреждена одна из строившихся шюр, а в августе 1914 г. разразилась первая мировая война, и строительство моста еще более затянулось — участились .задержки в поставках металлических конструкций, стала ощущаться нехватка рабочей силы.
Мост был открыт лишь 23 декабря 1916 г.
За неделю до этого, 17 декабря 1916 г., было произведено испытание прочности моста — 34 грузовых автомобиля, каждый из которых с грузом имел массу более 600 пудов въехали одновременно на мост, последовательно заняв все его пролеты. Комиссия, проводившая испытания, приняла решение открыть по мосту движение.
Торжество было скромным. Не было представителей царской династии. Было не до того — с одной стороны, неудачная война, с другой — только что (неделю назад) убили Григория Распутина.
На торжественное открытие (в отличие от прочих построенных через Неву мостов) прибыло лишь десять процентов приглашенных.
Не пришел даже городской голова Делянов, предоставив разрезать ленточку своему заместителю Демкину. Художественная отделка его так и не была закончена. Устройство перил, фонарей и павильонов управления было закончено уже при советской власти.
Так, литая чугунная решетка перил, выполненная скульптором И, В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова, появилась только двадцать лет спустя, точнее в 1939 г. До этого перильные ограждения были деревянными.
На новых перилах трудящиеся города Ленина могли любоваться рисунком, где «удачно сочетали в композиции перил советскую эмблематику с традициями петербургского классицизма».
В ознаменование первой годовщины октябрьского переворота 1917 г. мост назвали Республиканским, но в январе 1944 г. ему вернули историческое название.
Мост капитально отремонтировали в 1967 г., а в 1977 г. его реконструировали по проекту инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника н архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко — обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари, убрали со средних опор дощатые «хибарки», сохранившиеся с 1916 г. Летом 1997 г. была произведена очередная реконструкция моста. Работы выполнялись под руководством инженера Ю. Петрова.

