Мосты Санкт-Петербурга

Дворцовый мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Дворцовый мост — легендарная достопримечательность и гордость города на Неве, которая соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. Он привлекает внимание как петербуржцев, так и туристов, приезжающих сделать фотографии. Его разведенный центральный пролет с двумя крыльями является одной из визитных карточек города. Еще больше фактов об этом сооружении вы узнаете в статье.

Краткое описание и конструктивные особенности

Будучи главным разводным мостом города, Дворцовый служит переправой через Неву и соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом. Он был построен в начале XIX века в стиле позднего классицизма.

Длина Дворцового моста составляет 267,5 метров. Вечером сооружение освещается яркими фонарями, что создает неповторимую атмосферу. Дворцовый — главный мост в Санкт-Петербурге и один из его символов, а также важный элемент архитектурного облика.

Мост впечатляет как своей красотой, так и технической сложностью. Его двукрылый разводной пролет по центру шириной 56,5 метра является одним из крупнейших в мире. Мост имеет 5 пролетов, масса каждого из которых насчитывает 700 тонн. В то время как вес металлических пролетных конструкций почти доходит до 5000 тонн. Высота свода над рекой составляет 6,3 метра, а при разведенных крыльях равна 30 метрам.

Своим названием мост обязан непосредственной близости к нему Дворцовой набережной и Дворцовой площади, а также самого Зимнего дворца. Его название показалось слишком буржуазным для нового государства Республика Советов и в честь первой годовщины Октябрьского переворота 1917 года он получил имя «Республиканский». Однако в 1944-ом ему вернули первоначальное название, так как все продолжали называть его Дворцовым.

Характеристика моста и интересные факты

  1. Строительство конструкции длилось 4 года: в период с 1912 по 1916 годы.
  2. Из всех мостов, сооруженных до 1917 года через Неву, Дворцовый был задуман как самый богатый с архитектурной точки зрения, но в результате оказался очень простым – декоративные элементы появились позже.
  3. Проект по его строительству выполнил инженер Пшеницкий при участии архитектора Мельцера.
  4. За свое более чем вековое существование мост закрывался лишь единожды — для капитального ремонта в 1967-ом.
  5. Дворцовый мост включен в список объектов культурного наследия федерального значения России.
  6. Продолжительность его разведения составляет пять минут.
  7. В период праздников и фестивалей поднятые крылья конструкции служат киноэкраном.
  8. Освещенные множеством ламп, они создают особенно яркое впечатление на фоне топовых локаций города и вод Невы.
  9. Около 25 судов проплывают под мостом в ночное время. В течение года он разводится примерно триста раз.
Читать еще:  3-й Елагин мост в Санкт-Петербурге

История Дворцового моста в Санкт-Петербурге

Исаакиевский наплавной мост

Исаакиевсккий плашкоутный мост, 1828 год, гравюра по литографии С.Г. Хаммера по рисунку В.К. Треттера
Исаакиевсккий плашкоутный мост, 1828 год, гравюра по литографии С.Г. Хаммера по рисунку В.К. Треттера

В эпоху правления Петра Великого люди передвигались по Неве исключительно на небольших суднах. Это объяснялось тем, что император выступал против сооружения переправ. В его видении главным средством передвижения должен был оставаться водный транспорт. К строительству первой переправы приступили в 1727 году — лишь через 2 года после смерти Петра. Свое название она получила из-за того, что рядом стояла деревянная часовня, находившаяся там, где сейчас располагается Исаакиевский собор.

Наплавная переправа представляла собой ряд барок-плашкоутов, поверх которых настилалось деревянное перекрытие. Ее сооружали в весеннее время, а когда устанавливался ледяной покров — убирали. Ввиду неудобства временной переправы петербуржцы часто писали жалобы в городскую управу с просьбой о строительстве постоянного моста.

1850 год стал значимым в жизни горожан — наконец открылась постоянная переправа через Неву. Ею был Благовещенский мост. По этой причине Исаакиевский мост решили переместить к Зимнему дворцу, ведь там до сих пор люди перемещались по реке на лодках. Вскоре мост приобрел другое имя среди горожан — Дворцовый. В 60-х годах XIX века проложили пути для конной железной дороги. В конце столетия на конструкции появились протечки, что привело к затоплениям. В итоге власти города решили заняться сооружением постоянной переправы.

Возведение и открытие постоянной переправы

Проект Дворцового моста в Санкт-Петербурге, 1911 год, из коллекции Коломенского краеведческого музея
Проект Дворцового моста в Санкт-Петербурге, 1911 год, из коллекции Коломенского краеведческого музея

Интересно, что первый конкурс проектов моста прошел в 1901 году, но победителя выбрали только после третьего конкурса, который состоялся много лет спустя. Победу присвоили русскому инженеру польского происхождения Андрею Пшеницкому, который представил проект пятипролетного сооружения.

Приступили к строительству Дворцового моста осенью 1911-го, а открыть его планировали спустя два года. Планы пришлось пересмотреть сперва из-за наводнения 1914 года, а затем по причине начала Первой Мировой войны. Таким образом, работы завершились только в 1916-ом. Из-за военных действий большого торжества ввиду открытия не состоялось. Вместо городского головы там присутствовал его заместитель, которому поручили перерезать ленту.

Читать еще:  Кантемировский мост
Вид на Дворцовый мост и Университетскую набережную, 1924-1941 год, фото В.В. Преснякова
Вид на Дворцовый мост и Университетскую набережную, 1924-1941 год, фото В.В. Преснякова

Архитектурная отделка моста планировалась довольно пышной, но в итоге его сдали без отделки вообще. Ограждения и фонари, которые мы видим сейчас, появились только в Советском Союзе. Решетку из чугуна, спроектированную Л.А. Носковым, установили в 1939 году. Орнамент из звезд и знамен создал скульптор И.В. Крестовский.

Послевоенные годы и наши дни

Во время ВОВ сооружение подвергалось бомбежкам, поэтому на нем производился экстренный ремонт. Гранитные парапеты на устоях возвели в 1957-ом. Часть конструкции Дворцового моста состояла из дерева вплоть до конца 70-х. В 1978 году прошли работы по достройке опор разводного пролета, был заменен деревянный настил. В конце 90-х годов мост пережил еще один ремонт, в результате чего демонтировали трамвайные рельсы. Одновременно с этим организовали ночное освещение.

Со времени открытия переправы ее разводной механизм был основан на электромеханической системе с цельнолитыми шестернями, которые запускались с помощью электрического двигателя.

С наступлением 2000-х практически весь ресурс сооружения был истощен. Его реконструкция прошла в период с 2012 по 2013 года. Несмотря на ремонт, по мосту продолжал ездить транспорт. В результате проведенных работ его разводная часть была полностью модернизирована, так как появилась современная гидравлическая система. Благодаря ей продолжительность разводки сократилась до пяти минут.

Время развода Дворцового моста 2024

Многие туристы интересуются, во сколько разводят Дворцовый мост сегодня. Каждый год сезон разводки начинается в первой половине апреля с открытием навигации. Тогда и составляется график разводки. В период с апреля по вторую половину ноября мост, как правило, разводится на ежедневной основе с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55. Кроме того, ввиду парадов в честь Дня Военно-морского флота и Дня Речного флота, а также во время «Алых парусов», развод Дворцового моста можно наблюдать и в дневное время.

Читать еще:  История возникновения постоянных мостов в Санкт-Петербурге

Самые красивые виды на мост

Дворцовый мост в Санкт-Петербурге вечером

Дворцовый мост прекрасен в любое время года. По особым случаям он может иметь разный цвет иллюминации. Вот некоторые из них:

  • Разноцветная подсветка используется по случаю новогодних праздников. В это время переправа украшается гирляндами.
  • Красной она становится в честь Нового года по восточному календарю.
  • Синий цвет можно увидеть вечером 2 апреля в день международной акции «Зажги синим», которая привлекает внимание к проблемам людей с расстройством аутистического спектра.
  • Поскольку фиолетовый является символом борьбы с воспалительными заболеваниями кишечника, 19 мая включают подсветку такого цвета.

Хотите сделать эффектные снимки? Удачные ракурсы вам обеспечены, если вы закажете водную экскурсию на теплоходе или арендуете катер, чтобы увидеть конструкцию во всей красе ночью во время разведения или днем.

Восхитительный вид открывается и с близлежащих набережных. К примеру, набережная Невы у Зимнего дворца и рядом с Адмиралтейством и «Медным всадником» считаются отличными местами. Те фотографии, которые вы часто видите на сувенирной продукции, в большинстве своем делаются именно с вышеупомянутых точек. Что же касается другого берега реки, прекрасным местом для наблюдения здесь станет Стрелка Васильевского острова.

Недалеко от моста можно посмотреть и другие достопримечательности города. Так, за Медным всадником открывается вид на величественный Исаакиевский собор, а со стороны Васильевского острова расположены Ростральная колонна, Кунсткамера и здание Биржи. Через Малую Неву видно Петропавловскую крепость, стоящую на Заячьем острове.

Адрес и где находится Дворцовый мост в Санкт-Петербурге

Найти Дворцовый мост на карте не составит труда — он находится по соседству с Эрмитажем. Удобнее всего добираться к нему от станции метро «Адмиралтейская». При выходе из метрополитена нужно повернуть направо, выйти на Невский проспект и пройти в сторону Зимнего дворца. Дорога займет у вас не более 15 минут. Если решите поехать на автобусе, вы можете выйти на остановках «Университетская набережная», «Биржевая площадь» или «Дворцовая площадь».

Схема проезда:

Санкт‑ПетербургЯндекс Карты — транспорт, навигация, поиск мест