Мосты Санкт-Петербурга

Сампсониевский мост в Санкт-Петербурге

Соединяет Петроградскую и Выборгскую стороны в створе улицы Куйбышева и Финляндского проспекта. Длина моста 214,8 м, ширина — 27 м. Назван в честь собора, находящегося на Выборгской стороне.

Первоначально в 1784 г., здесь был устроен наплавной мост, который был назван Выборгским.
В 1847 г. здесь же был сооружен деревянный мост длиной 242 м и шириной 12,7 м сложной ригельно-подкосной системы, напоминающей арочный мост. Разводная часть его находилась во втором пролете с Выборгской стороны. Мост стал называться Сампсониевским.

Мост капитально ремонтировался в 1862 г. В 1871 г. он был полностью перестроен с использованием старых свай и с сохранением прежней конструкции. В таком виде Сампсониевский мост просуществовал до 1889 г. и был заменен новым деревянным семнадцатипролетным мостом такой же длины, простой подкосной системы, с разводным пролетом посредине моста. Перильные ограждения на его пролетном строении установили деревянные, но тумбы на опорах — чугунные, прямоугольного сечения с фонарями.

В связи с предполагавшейся в 1907-1909 гг. прокладкой трамвайных путей по трассе Сампсониевского моста его было необходимо капитально перестроить.

В 1906 г. профессор Инженерной академии Г. Г. представил в Городскую управу два варианта металлического и железобетонного Сампсониевского моста. Специальная комиссия отклонила вариант железобетонного моста и признала целесообразным соорудить металлический с разводным пролетом посредине, но построить его не на месте существующего деревянного моста, а на 60 м ниже по течению для пропуска по нему трамвая. Новый мост был сооружен в 1908 г.

С 1923 г. мост стал называться мостом Свободы.

При капитальном ремонте в 1937 г. этот мост полностью перестроили, установив новое металлическое разводное пролетное строение, заменив деревянные прогоны металлическими балками.

Читать еще:  Иоановский мост

Когда в 1955 г. мост был закрыт для движения из-за плохого технического состояния, то он был подкосной системы, длиной 235 м, шириной — 18,2 м.

В 1955-1958 гг. на основной трассе моста Свободы сооружен новый, постоянный, металлический мост с разводным пролетом посредине.

Авторы проекта — инженеры В. В. Демченко, Б. Б. Левин и архитекторы Л. А. Носков, В. А. Грушке. Строился мост под руководством инженера П. В. Андреевского.

Мост представляет пятипролетную металлическую часть балочной системы с разводным пролетом по середине реки, с обеих сторон которой симметрично расположены железобетонные арочные прибрежные вставки, упирающиеся в береговые устои. Его речные опоры сооружены на высоких свайных ростверках, причем применены железобетонные трубчатые сваи, с последующим заполнением армированным бетоном. Всего погружено 248 таких свай. Береговые опоры моста со спусками к воде и железобетонные арочные пролетные строения облицованы розовым гранитом.

Перильными ограждениями на пролетном строении служат чугунные решетки художественного литья. Высокие канделябры в виде чугунных профилированных стоек увенчаны круглыми обоймами со светильниками по кругу. Они несколько помпезны. Им противопоставляются скромные чугунные ограждения из часто расставленных прямых оригинально соединенных
в верхней части пояса своеобразным «узлом».

С 4 октября 1991 г. мосту вернули его историческое название.
В июле 2000 г. мост был закрыт на реконструкцию, а в ноябре того же года мост торжественно открыли для движения 28. За это время отремонтировали дорожное полотно с заменой гидроизоляции, заменили все светильники, восстановили перила. После этого приступили к ремонту механизмов разводки и устройству подсветки моста.