Мосты Санкт-Петербурга

Мост Лейтенанта Шмидта

Мост Лейтенанта Шмидта

Это мост во многом первый. Первый построенный постоянный мост через реку Неву. Построен он был в 1842 — 1850годах по проекту инженера С.В. Кербедза (архитектурное оформление архитектора А.П. Брюллова). Это был 8-пролетный чугунно-арочный мост длиной 300 и шириной 20 метров.На тот момент это был самый протяженный мост в Европе. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Стыки между чугунными блоками были заполнены прокладками из свинца. Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Масса всех металлических конструкций составляла ни много ни мало 95000 тонн.

Творческий спор за лучший проект первого постоянного моста через Неву был необычно продолжителен.
Первый проект, который рассматривался 60 лет. Русские и иностранные инженеры и архитекторы предложили множество проектов, пока в этом соревновании не победил молодой петербургский инженер Станислав Валерианович Кербедз. Строительство определили там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала заключили в каменную трубу и засыпали. Так Петербург получил еще одну приневскую площадь. Одновременно на правой стороне Невы у Васильевского острова значительно расширили набережную.

«Сама постройка моста, — писала 16 сентября 1844 года газета «Северная пчела», — дело гигантское. Едва ли в новые времена проводилась работа по такому огромному плану с такой удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита, переброшенные сюда из Финляндии, и, как нежный воск, повинуются гигантской мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем, как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

В газетной заметке процесс сооружения прочных каменных фундаментов запечатлен радужно и с некоторой легкостью. На самом деле грунтовые условия на трассе строительства оказались крайне неблагоприятными, да и вести подводные работы при тогдашней технике было делом и невообразимо рискованным, и немыслимо трудным.

Читать еще:  Большеохтинский мост

Неудивительно, что в городе ходила молва, будто Николай I за установку каждой опоры приказывал повышать в чине главного строителя. Вряд ли это отражало реальность. Однако Кербедз, представивший свой первый проект в чине инженер капитана, закончил строительство генералом.

И еще одна интересная деталь: мало кто знает, что мост менял свое имя вовсе не три раза. (Благовещенский, Николаевский, Лейтенанта Шмидта). В самом начале, когда будущая Благовещенская площадь только оформлялась, а изящная Благовещенская церковь только воздвигалась, он носил исключительно точное название — Невский. Как же иначе назвать единственный постоянный мост через Неву!

Мост торжественно открыли 21 ноября 1850 г. Назвали его Благовещенским по одноименной церкви Конногвардейского полка, построенной на предмостной площади левого берега.

В 1854 г. по проекту А.И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролета моста была сооружена часовня, освященная во имя Святого Николая Чудотворца. В связи с кончиной императора Николая I, в феврале 1855 году мост переименовали в Николаевский.

Чугунная решетка была выполнена по проекту архитектора А.П. Брюллова. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, середину которой акцентирует трезубец на раковине. К нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент.

Первый этот мост еще и по тому, что стал первым со стороны гавани, соединяющим Васильевский остров с центром города.

В честь лейтенанта Петра Петровича Шмидта (1867—1906 гг.), возглавившего восстание на крейсере «Очаков» Черноморского флота в 1905 году, мост был переименован в октябре 1918 года и получил современное название.

В настоящий момент, мост Лейтенанта Шмидта, украшенный двумя павильонами и высокими фонарными столбами, является единственным из подобных сооружений на Большой Неве, опирающийся на деревянные сваи середины 19 века и славится своей прекрасной панорамой, открывая великолепный вид на исторический центр города с Исаакиевским собором, Адмиралтейством, и живописной Университетской набережной.