Мосты Санкт-Петербурга

История мостов в Санкт-Петербурге

В краеведческой литературе можно прочитать о том, что Петр Великий запрещал строить мосты через Неву, пытаясь таким образом приучить русских людей к морскому делу, которое сам очень любил.

Однако в одном из литературных источников говорится о том, что в 1707 г. недолго существовал мост на плавучих опорах через Неву близ впадения в нее Охты . Вероятно, его сооружение было обусловлено военно-стратегическими соображениями. Это история наплавных мостов. Если верить гравюрам, то первые выглядели так:

Затем стали появляться все более устойчивые, прочные и широкие.

Возвращаясь к теме о том как Петр пытался приучить горожан к морскому делу стоит сказать, что при Петре I после ледостава об открытии санного пути через Неву жителей города оповещал барабанным боем один из придворных шутов. Затем он же первым переходил Неву по льду.

При этом шута сопровождала специальная команда, снаряженная на всякий случай веревками, досками и крючьями.

Н. Серракаприола — Катальные горы на большой Неве Раскрашенная гравюра — 1817 г.

Позднее по леду Невы не только переезжали на другой берег, но и устраивали игрища и празднества.

А. Авнатамов по рисунку А. И. Шарлеманя — Зимние бега не Неве

Весной о начале судоходства на Неве петербуржцев оповещали тремя пушечными выстрелами, после чего Государь сам переезжал на лодке на противоположный берег, показывая личный пример своим подданным (в его отсутствие это действие производил комендант города). Возможно, что эта церемония и породила мнение о том, что Царь запрещал строить мосты через Неву.

В более поздние времена петербуржцев извещали через средства массовой информации о начале ледостава и указывали места на набережной Невы, где можно было переезжать через реку по льду.

Так «Санкт-Петербургские ведомости» от 1 января 1884 г. писали:

«Управляющим речною полициею доведено до общего сведения, что езда по льду через реку Неву открыта в следующих местах:

Читать еще:  Мост Александра - Невского

1) от Гагаринского спуска на Выборгскую сторону
2) от Мраморного спуска к крепости и к домику Петра
3) от Эрмитажного спуска к крепости и на Мытный
4) от Смольного монастыря на Большую Охту
5) от Калашниковской пристани на Малую Охту.

Примечание: от Эрмитажного спуска, впредь до особого распоряжения, не допускается проезд ломовых извозчиков с грузом».

Источник Г. И. Тимченко-Рубан «Первые годы Петербурга»