Мосты Санкт-Петербурга

Тучков мост

Тучков мост в Санкт-Петербурге

Тучков мост соединяет 1-ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Длина моста 226,2 м, ширина — 36 м.

Впервые здесь, на трассе, соединяющей Васильевский остров и Петербургскую сторону, мост через Малую Неву был сооружен в 1758 г. и назван Никольским.

Он был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной на мелководье через проток, отделявший от Петербургской стороны остров Тучков Буян, и через сам остров. Это был самый длинный (890 м) из всех петербургских мостов XVIII века. Располагался он возле островов Пеньков Буян и Ватного (ближе к устью). Здесь находились склады древесины купца Авраама Тучкова .

Вид с Петровского острова на Тучков мост и на Васильевский Остров в 1815г

Строительство моста велось на средства Компании, в которую входили четыре купца, получивших за это от правительства привилегию «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге. Возглавлял Компанию богатый лесопромышленник Тучков, в честь которого мост и получил название. С названием моста связаны также Тучков переулок, проходящий от Двинского переулка до набережной Макарова, а также бывшая Тучкова набережная, которая с декабря 1952 г. называется набережной Макарова. Мост при советской власти тоже хотели переименовать, но кто-то из историков ввел в заблуждение партийных чиновников, сказав, что мост назван в честь одного из героев Отечественной войны 1812 г., и название моста оставили в покое. Существует еще версия, что мост был назван в честь инженера А. В. Тучкова, строившего мост.

«Мы пойдем чрез Тучков мост с Васильевского острова. Вот он, старая, ветхая посудина, этот дирявый мост тридцатых годов, с его заплатами в настилке, с его ужасающими дырьями, сквозь которые проглядывают гнилые плаушкоты (плашкоуты) и темная струя бегущей воды. Днем тут, в последнее время, строго приказывалось ездитъ, придерживаясь римского правила: «Торопись, мол, медленно»; ночъю ездитъ рисковали немногие, да и ходитъ тоже: пять, шесть фонарей, более или менее освещенных… луною, — за отсутствием масла, которым морально и вещественно пачкалась полиция, — были плохими светочами для публики, а два серых алебардиста, дремавших по обоим концам моста, пре-равнодушно слушали иногда вопли неосторожной жертвы, попавшейся на средине переправы в руки мошенника. Действительно, грабежи здесь, особенно в темные осенние ночи, не были редкостию, и под мостом, в этих утлых плаушкотах, хоть не тепло и не сыто, но, по крайней мере, бестревожно живалось бродягам и беспачпортным; к тому же направо и налево от моста раскидываласъ такая непробудная глушь, какую разве теперь только встретишь за пределами гаванского Голодая.»(Савинов В.И. Несколько холерных дней на Петербуржской стороне 1831 года.)

Читать еще:  История мостов в Санкт-Петербурге

Мост многократно перестраивался. Так в 1833—1835 гг. он был заменен деревянным многопролетным мостом подкосной системы на свайных опорах, с двукрылым разводным пролетом. В 1850 г. у моста на правом берегу начались работы по устройству насыпи с целью устройства здесь парка, но началась война, и проект остался неосуществленным.

К концу века мосту потребовался капитальный ремонт. Газета «Петербургский листок» от 26 сентября 1899 г. писала: «Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста… не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается. Всего же на перестройку моста управа просит Думу ассигновать 500 рублей и на уширение дамбы — 25 500 рублей».

Мост использовали не только для переправы. Вот что писала газета «Новое время» от 26 октября 1908 г.:
«Полицейским обходом была обнаружена под Тучковым мостом приютившаяся там компания из шести человек детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дети расположились под мостом на ночлег, натаскивая себе для постели старых рогож и сухих листьев. При опросе несчастных оказалось, что за исключением только одного, дети местожительства своих родителей не знают и занимаются нищенством. Один мальчик передан полициею своим родителям, которые вместе с тем привлекаются к ответственности. Остальные дети переданы в Комитет по призрению»

В 1948 г. деревянные пролетные строения заменили металлическими двутавровыми балками.

К 1960 г. мост имел 20 пролетов, из которых один был разводным и два судоходными. Длина его составляла 257 м, ширина — 19 м. Левобережный устой был каменный, а остальные опоры — деревянные, брусчатого типа, на свайном основании. Опоры разводного пролета были металлическими.

Читать еще:  История возникновения постоянных мостов в Санкт-Петербурге

Новый мост соорудили в 1962-1965 гг. по проекту инженеров В. В, Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева, Л. А. Носкова.


Он представляет собой трехпролетную железобетонную конструкцию с 50-метровым разводным пролетом по середине реки. Разводной пролет предусмотрен двукрылым, раскрывающейся системы, с неподвижной осью вращения и жестко прикрепленными противовесами. В разведенном положении хвостовые части крыльев размещаются в пределах габаритов опор, где для них устроены специальные колодцы.

Боковые пролеты Тучкова моста перекрываются постоянными пролетными строениями из предварительно напряженного железобетона. Опоры покоятся на высоких свайных ростверках. Ростверки и тело опор железобетонные, их лицевые поверхности облицованы гранитными плитами.

Ось нового моста смещена ниже по течению на три метра по отношению к оси ранее существовавшего моста. Тучкова дамба расширена в сторону реки при этом русло ее было сужено с 54,5 до 48,8 м. Вынос стен набережной Макарова в Неву на 42 м по отношению к передней грани устоя нового моста позволил создать небольшую предмостную площадь. Все это дало возможность значительно увеличить пропускную способность моста.

Из архитектурного оформления обращают на себя внимание перила из металла квадратного сечения, переплетенные таким образом, что создают на всем протяжении моста необычную объемную картину. Небольшой круглый мостовой павильон расположен на правом берегу реки с верховой его стороны. От него отходят лестницы, ведущие к воде.
На период строительства постоянного моста был сооружен временный обходной деревянный мост.