Достопримечательности

Памятники Петру Первому в Петербурге

Личность Петра I, его преобразования привлекали внимание многих деятелей искусства. Было создано значительное число картин, портретов, скульптур, изображающих императора. Часть из установленных в нашем городе памятников, к сожалению, после революции была утрачена.

Первым по времени открытия является всемирно известный Медный всадник, воспетый А. С. Пушкиным и ставший своеобразным символом Санкт-Петербурга.

Решив установить в столице памятник Петру I, Екатерина II, по рекомендации Дени Дидро, пригласила 50-летнего французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, который в 1766 г. приступил к созданию монумента. Отвергнув предложенные ему варианты, он начал работу над своим проектом.

По его замыслу, это должна была быть конная статуя Петра, созидателя и реформатора. Работа велась в специально оборудованной мастерской в Кирпичном переулке. Для воплощения замысла необходимо было органично слить в единое целое фигуру всадника, коня и пьедестал. Во дворе был построен настил, на котором один из лучших наездников в Петербурге поднимал горячего скакуна на дыбы, чтобы скульптор мог зафиксировать позу скачущего всадника. Фальконе сделал множество эскизов, прежде чем осуществить свой замысел.

Генерал Мелисимо, по росту и комплекции напоминавший Петра, позировал для создания фигуры императора. Скульптор никак не мог достичь портретного сходства, и трижды представленная им модель головы Петра отвергалась Екатериной II. В решении этой сложной задачи своему учителю помогала 19-летняя Мари Колло, чей вариант был принят сразу.

 

По замыслу автора, пьедестал должен был представлять естественный монолит. После долгих поисков житель села Лахта Семен Вишняков обнаружил огромный валун, ушедший на 4,5 метра в землю, прозванный местными жителями «Гром-камень». Находка весила 1600 тонн, и ее доставка в город требовала решения ряда сложных проблем.

Была создана передвигающаяся на 30 медных шарах с помощью воротов платформа, на которой за 4 месяца валун был доставлен к специально построенной пристани и погружен на баржу, спроектированную корабельным мастером Григорием Корчебниковым.

Так талант и труд многих людей позволили доставить «Гром-камень» в Петербург, где он был обточен и установлен на заранее подготовленном фундаменте. По этому случаю была выбита медаль «Дерзновению подобно».

Сложнейшая отливка монумента была благополучно завершена благодаря смелости и опыту литейщика Емельяна Хайлова, заделавшего брешь в форме и предотвратившего пожар в мастерской. Приближался день открытия; завершающие работы вели скульпторы Федор Гордеев и Юрий Фельтен.

Читать еще:  Дом Розенштейна («Дом с башнями»)

7 августа 1782 г., в день 100-летия восшествия Петра I на престол, при огромном стечении народа, в торжественной обстановке был открыт первый памятник основателю нашего города с краткой надписью: «ПЕТРУ ПЕРВОМУ — ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ».


Вторым известным монументом является конная статуя Петра I, созданная скульптором К. Б. Растрелли. Она меньше упоминается, но история этой скульптуры не менее интересна.

В 1716 г. художник, поступив на русскую службу, получил заказ на изготовление памятника. Петр I рассматривал создание триумфальной статуи как памятник победе русского оружия в длительной и тяжелой Северной войне, как символ новой преобразованной России.

Работа шла с перерывами. Для полного портретного сходства скульптор в 1719 г. снял гипсовую маску с царя.

Он сделал несколько вариантов памятника, но смерть Петра I в 1725 г. надолго прервала работу.

Екатерина I и Анна Иоановна отнеслись к созданной скульптуре пренебрежительно, и только воцарение на престол дочери Петра I Елизавета изменило положение.

В октябре 1744 г. Растрелли приступает к изготовлению восковой модели, но завершить начатое скульптор не успел — в ноябре 1744 г. он умер. Его дело продолжил сын, архитектор Ф. Б. Растрелли. Отлитая конная статуя была перевезена к Троицкому мосту, где и сохранялась под навесом долгие годы.

После открытия Медного всадника интерес к произведению Растрелли окончательно угас.

Екатерина II подарила памятник своему фавориту Г. Потемкину, но светлейший князь не нашел место в парке Таврического дворца, и статуя еще 18 лет простояла на старом месте.

По приказу нового императора Павла I монумент наконец устанавливается в 1800 г. на площади перед Михайловским замком, ставшим царской резиденцией. Надпись на пьедестале гласит: «ПРАДЕДУ — ПРАВНУК».

Из сохранившихся до наших дней памятников Петру I следует упомянуть и небольшой бюст работы Н. Ф. Жилле перед домиком Петра на Петроградской стороне, выполненный во второй половине XIX в.

Бронзовый бюст Петра (высота 0,7 м) установлен на высоком прямоугольном постаменте красного гранита (высота 2,5 м)Памятник сооружён в саду, устроенном в 1841 году между Домиком Петра и набережной Невы.

В 1844 году было закончено сооружение нового кирпичного павильона, укрывающего Домик (арх. Р.И. Кузьмин). Чугунная узорчатая ограда с вензелями Петра, двуглавыми орлами на угловых столбиках и позолоченными копьями, окружающая памятник и сквер, сооружалась в 1871–1875 годах.

Читать еще:  Дом Мурузи

Расходы по изготовлению бюста и ограды (28 тыс. руб.) взял на себя известный лесопромышленник И.Ф. Громов.

Открытие памятника-бюста состоялось 30 августа 1875 года (год 150-летия смерти Петра I), в день памяти благ. кн. Александра Невского. Выбор для торжества дня, в который вспоминают о переносе святых мощей Александра Невского в 1724 году в Петербург по повелению Петра I, был обусловлен, по-видимому, тем, что в дореволюционное время в Домике Петра находилась часовня. Здесь хранилась одна из наиболее почитаемых в городе чудотворных икон — Спаса Нерукотворного Образа, которой царь Алексей Михайлович благословил сына Петра.

Встречающееся в литературе имя скульптора П.П. Забелло как автора бронзового бюста не находит документального подтверждения. На основании анализа композиции можно предполагать, что для сооружения памятника была сделана бронзовая отливка по модели мраморного бюста Петра I, созданного в 1760-е годы скульптором Н.-Ф. Жилле.

Бюст работы Жилле является упрощённой вариацией известного парадного бюста Петра, выполненного в 1721 году Б. Растрелли. Пётр изображён в латах, с лентой через плечо, кружевным шарфом на шее, с горделиво поднятой открытой головой.


Памятник Петру I автор М. Шемякин.

Отметим, что памятники Петру I создавались не только в XIX в. Один установлен в Петербурге во второй половине XX в. История его создания необычна и интересна.

Бронзовая фигура императора прибыла из США в качестве дара городу на Неве.

Ее автором является наш земляк, живущий ныне в Америке, Михаил Шемякин. Над этой статуей художник трудился 8 лет и считает ее своей лучшей работой.

Решением градостроительного совета памятник 7 июня 1991 г. установили в Петропавловской крепости, недалеко от собора — места захоронения Петра I. M. Шемякин сказал, что «никогда не мечтал, что его памятник будет установлен в таком почетном месте».

Это необычное произведение вызвало у горожан горячие споры. Оно резко контрастирует с известными изваяниями и портретами царя-преобразователя.

Памятник установлен на низком пьедестале, на открытой лужайке.

В кресле, положив руки на подлокотники, сидит человек. В его позе нет порыва, так характерного для Петра I. Император спокоен, его взгляд обращен в будущее. Непривычно смотрится голова без парика и треуголки.

Читать еще:  Доходные дома Петербурга

В трактовке М. Шемякина нет того, к чему мы привыкли в изображении монархов. Но именно таким видит художник основателя нашего города, которого, по его словам, высоко чтит.

На пресс-конференции в Мариинском дворце автор сказал: «Я взял посмертную маску Петра, снятую К. Растрелли, потому что это живой отпечаток. Я не хотел, чтобы это был помпезный имперский портрет Петра. Моя задача была столкнуть зрителя с этим удивительным человеком — гигантом по росту и духу. Я хотел создать камерный образ, без царских знаков отличия и даже без парика. Просто государь усталый вышел и сел в кресло отдохнуть».

Наверно всем будет интересно узнать историю возвращения — через 80 лет — в наш город памятника Петру I.

Императору Николаю II понравилась выполненная Леопольдом Бернштамом скульптура «Царь-плотник», и он повелел отлить ее в бронзе.

Открытие памятника Петру I «Царь-плотник» работы скульптора Леопольда Бернштама на Адмиралтейской набережной. Дата съемки 14 июня 1910 года

Памятник был установлен в 1910 г. на спуске к Неве у Адмиралтейства. Высеченная надпись гласила: «Царь Петр I обучался в Саардаме корабельному делу в 1697 г. Дар императора Николая II г. Санкт-Петербургу».

Были отлиты еще две скульптуры «Царя-плотника». Одна в 1911 г. была отправлена в Голландию в город Саардам в качестве подарка. Вторую, уменьшенного размера, в 1913 г. установили в Летнем саду у Дворца Петра I.

Наступил 1917 год. Октябрьская революция. В декабре 1918 г. решением коллегии по делам искусства при Наркомпросе РСФСР памятники Л. Бернштама как не представляющие художественной ценности подлежали сносу и переплавке.

Прошли годы. Изменились взгляды на наше историческое прошлое. В 1996 г. широко отмечалась важная для страны юбилейная дата — 300 лет российскому флоту. К этой дате была приурочена передача в дар Санкт-Петербургу памятника «Царь-плотник», доставленного из Голландии, который вновь занял свое место.

Эта бронзовая скульпутра была изготовлена в 1996 году и подарена Санкт-Петербургу от Королевства Нидерланды. Таким образом, спустя столетия Голландия сделала России ответный подарок.

Благодаря тому, что памятник «Царя-плотнику» был бережно сохранен в Саардаме, его бронзовая копия смогла в 1996 году вернуться на свое петербуржское место, где ее сейчас и можно увидеть.