Необычные памятники

Памятник фотографу в Санкт-Петербурге

Памятник фотографу в Санкт-Петербурге

Именно на Малой Садовой в доме № 3 с начала ХХ века и до 30-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла. До сих пор неизвестно, что заставило десятилетнего мальчишку из обеспеченной немецкой семьи взобраться на борт парохода, плывущего в Россию. В 1862 году мальчик сошел на берег в Петербурге, устроился посыльным в местную фотофирму «Дюнант». Владельцы заведения звали мальчишку по имени — Карлом, поручали ему мелкие работы в салоне, а со временем, за старание произвели в лаборанты. Молодой человек не оправдал доверия хозяев — проработав некоторое время в фирме, отправился на «вольные хлеба»: приобрел аппаратуру и зарабатывал на жизнь изготовлением частных фотопортретов.

Дело разрасталось — в 1875 году Булла открыл собственное ателье, а через некоторое время сделался самым популярным фотохудожником столицы. Появившиеся свободные средства сказались на характере деятельности Карла Карловича — Булла начал экспериментировать со «светом и тенью», возводя камерную «дагерротипию» в ранг всеобъемлющего («всезапечатляющего») искусства.

С середины 70-х годов обрусевший немец снимает все, что видит, — импровизирует на пленере, фиксируя жизнь столичных улиц, изготавливая занимательные «виды» петербургской архитектуры (первый электроперевоз через Неву и последние наплавные мосты, Исаакиевский, Казанский соборы и многое другое).

 

Продолжает пополнять и портретную галерею империи — продолжает весьма успешно, став в 1896 году штатным фотографом Министерства Императорского двора. Пробует «военно-полевое» фото — в 1896 году снимает маневры русской армии, а позднее работает «светолетописцем» на фронтах русско-японской войны. Карл Карлович: Булла сохранил для потомков «настоящих» Николая II и Льва Толстого, изготовил серию потрясающих фотозарисовок «нового смутного времени» (революции 1905-1907 гг.).
В 1916 году мастер неожиданно для всех отошел от дел — ателье передал сыновьям (Виктору и Семену), а сам уехал на небольшой островок Эзель в Эстонии, где и умер в 1929 году. Дети продолжали дело отца — трудились в собственном, а затем и «национализированном» салоне, не раз побеждали в советских фотоконкурсах, работали корреспондентами в газетах.
Сегодня в помещении булловского ателье по-прежнему располагается фотостудия, вход в нее — с Невского проспекта.