Все музеи Санкт-Петербурга

Адмиралтейство

Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром Первым на левом берегу Невы осенью 1704 года. Считается, что строилось первое здание Адмиралтейства по чертежам самого Петра Великого. Проект включал верфи, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, а также склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения и снаряжения.

Первое здание Адмиралтейства, которое в то время называли «Адмиралтейским домом», представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы «П» с производственным двором, раскрытым к Неве. Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним мазанковую башню со шпилем, увенчанным корабликом.

Первоначально все мазанковые строения имели чисто утилитарное назначение, однако с самого начала в центре южного фланга, противоположного Неве, была сооружена фахверковая башня со шпилем, увенчанным корабликом–флюгером. Кораблик стал чрезвычайно популярен в городе, и при дальнейших перестройках его неизменно сохраняли.

Изначально строительство кораблей осуществлялось на Олонецкой верфи на реке Свирь.

Однако оказалось достаточно сложным перегонять корабли по Ладожскому озеру, через Ивановские пороги на Неве; поэтому и понадобилась новая верфь в непосредственной близости от моря.

Перед крепостью лежало пространство, свободное от постройки – гласис. В случае нападения эта территория легко обстреливалась. Кроме того, гласис предохранял Адмиралтейство от часто случающихся в Морской слободе пожаров. Со временем на месте луга появился Александровский сад и площади: Декабристов, Исаакиевская, Дворцовая.

В 1730-е годы здание было перестроено в камне. Архитектор Коробов, которому было доверено руководить строительными работами, не менял первоначальную планировку и внешний вид здания за исключением башенки со шпилем, которая после всех работ заметно выросла, достигнув 72 метра в высоту.

С начала XIX века происходила засыпка рвов и уничтожение валов и бастионов Адмиралтейской крепости, что создало совершенно новую градостроительную ситуацию: систему центральных площадей левобережья.

Читать еще:  Музей воды
Вид на Адмиралтейство с Университетской набережной. Между 1796 и 1803 гг.

Разводная площадь между восточным фасадом Зимнего дворца и Адмиралтейством образовалась после засыпки в 1818 года части Адмиралтейского канала, выходившего к Неве.

Адмиралтейская площадь перед южным, главным фасадом Адмиралтейства, заняла место крепостных укреплений и Адмиралтейского луга.

Вдоль Адмиралтейства был устроен бульвар, на завершениях которого в 1833 года установлены мраморные изваяния Геркулеса и Флоры.

Вообще если задастся вопросом «На каком здании города самое большое число скульптур античных мифологических персонажей и аллегорий?» Ответ придет сразу — это, конечно главная башня Адмиралтейства.

Посмотрите сколько скульптур мифологических персонажей здесь можно найти.

Вот здесь, наверху под часами, выстроились в замкнутом каре фигуры. Среди них богиня Изида Египетская, которая, по древнему преданию, положила начало строительству кораблей и отправилась на них в плавание на поиски своего мужа, здесь аллегории Весны, Лета, Огня; восточного, западного, южного и северного ветров; Воды, Земли и Осени.

На нижнем ярусе той же башни восседают по углам Ахилл, Аякс, Пирр, Александр Македонский. Он еще при жизни был причислен к сонму богов.

Ниже мы видим две скульптурные группы «Морских нимф, несущих земную сферу».

Они стоят на высоких пьедесталах по сторонам арки, словно напоминая о древнем предании, по которому земля якобы покоится на трех точках опоры.

Легко и свободно несут они огромные сферы. Их спокойные, величавые фигуры в одеждах, ниспадающих мягкими складками, контрастно выделяются на гладком фоне стены.

Четыре полководца и героя древности, помещенные по углам нижнего куба башни, — Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский — в глубокой задумчивости устремили свой взгляд на раскрывающийся перед ними город.

Их силуэты, отчетливо вырисовываясь издали, придают плавность переходу от нижнего куба здания к его второму ярусу.

Читать еще:  Музей фарфора

«Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги» — барельеф на фронтоне портика, слева от башни. Богиня в присутствии бога морей Нептуна венчает лаврами победителей.

На втором барельефе, справа от башни, «Венчание трудов художника», где с венком из лавра в руках на троне восседает богиня мудрости Минерва, а к ней за наградой подходят мастера различных ремесел.

Два других барельефа — «Слава, венчающая науки» и «Слава, венчающая подвиги» — расположены на фронтонах портиков, обращенных в сторону площадей — Дворцовой и Декабристов. Все барельефы здания были выполнены Теребеневым.

Пространство вокруг Адмиралтейства благоустраивалось и расширялось.

Образовалось обширное, архитектурно организованное пространство от Певческого моста через Мойку на восточном фланге Дворцовой площади до манежа Конногвардейского полка на западе. Широкая перспектива оказалась утрачена лишь в 1872–1874 годах, когда на Адмиралтейской площади разбили Александровский сад.

В XIX – начале XX века в здании Главного Адмиралтейства располагались Морское министерство, Главный морской штаб, Гидрографическое управление и другие учреждения морского ведомства.

В 1832 году здание передали Училищу корабельной архитектуры, от которого ведёт свою историю Высшее военно-морское инженерное училище, которое находится здесь и поныне. Также в здании квартирует штаб ленинградской военно-морской базы.

До 1939 году часть здания занимал Военно-морской музей. Во время блокады 1941–1944 годах Главное Адмиралтейство было сильно повреждено (в него попали 5 авиабомб и 20 крупнокалиберных снарядов), в 1945–1947 годах проведен ремонт, в 1952 завершена реставрация скульптурного убранства.

В 2001–2003 годах отреставрирована центральная башня.

 

Видео история Адмиралтейства