Все музеи Санкт-Петербурга

Академии художеств

В Петербурге Академия первоначально размещалась в особняке Шувалова на Садовой. С 1758 г. здесь начались учебные занятия. Учебный курс длился 9 лет и включал изучение искусства гравюры, портрета, скульптуры, архитектуры и т. п.
В 1764—1788 г. для Академии было построено специальное здание на Университетской набережной.

Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств представляет собой уникальное художественное собрание не только в России, но и в мире. Возникнув в середине XVIII века одновременно с Академией художеств, музей превратился в собрание поистине уникальное. Только здесь, знакомясь с работами учеников и педагогов, можно видеть с чего начинает будущий художник, какие ступени ведут к вершинам мастерства.

В Академии художеств собирали рисунки, гравюры, картины русских и западноевропейских мастеров, а также слепки с произведений античной и западноевропейской скульптуры, служившие моделями для рисования в классах «гипсовых голов» и «гипсовых фигур».

Само здание Академии художеств, построенное по проекту двух педагогов архитектурного класса Академии художеств — Кокоринова и Деламота в 1764 — 1772 гг. представляет собою выдающийся памятник архитектуры раннего классицизма в России, принадлежащий к числу «особо ценных объектов культурного наследия». Русские живописцы и скульпторы XVIII-XIX веков, украшая парадные интерьеры, где располагается в настоящее время музей Академии художеств, воплотили идею значимости изобразительного искусства в жизни просвещенного общества и в судьбах России, стремились передать молодым поколениям мастеров «трех знатнейших художеств» мысль о высоком назначении их призвания.

Кокоринов

Домовая церковь Академии, Рафаэлевский и Тициановский залы были отделаны в 1830-е годы по проекту автора храма Христа Спасителя в Москве Тона, ректора Академии художеств в 1840-1850-е гг.

Первый этаж занят отделом слепков, представляющим шедевры античной скульптуры, а также модели архитектурных памятников античности, выполненные в XVIII веке из пробки в мастерской римского модельщика и скульптора Кики. Коллекция не имеет себе равных по полноте и художественной ценности: многие из собранных здесь слепков отформованы непосредственно с оригиналов еще в XVIII-XIX вв.

Во втором этаже расположена экспозиция, посвященная истории русской художественной школы. Экспонатами отдела являются, в основном, работы, которые выполнялись в процессе обучения и программы (дипломы), создававшиеся учениками Академии при окончании курса по живописи, скульптуре, архитектуре или графике. Кроме того, здесь представлены произведения, за которые художники были удостоены академических званий, а также портреты исторических лиц, связанных своей деятельностью с Академией художеств. В экспозиции представлены работы живописцев: Лосенко, Боровиковского, Брюллова, П.П. Чистякова, Кустодиева, Бродского и других.

Читать еще:  Подводная лодка "Народоволец"

Размещенная в третьем этаже экспозиция «Архитектура Петербурга XVIII-XIX вв. в моделях, рисунках и чертежах», знакомит с работами выдающихся зодчих прошлого. Исключительный интерес представляют уникальные проектные модели известных архитектурных памятников Петербурга — Смольного монастыря, Исаакиевского собора, Михайловского замка, Биржи и др.


В Парадных залах, расположенных вдоль Невского фасада здания Академии художеств экспонируются исполненные в XIX веке копии произведений итальянских мастеров XVI-XVIII вв., среди которых интересны копии картин Тициана ( особенно копия утраченной в XIX веке композиции «Убиение Св. Петра Доминиканца» — шедевра позднего творчества Тициана) и почти полностью воспроизведенный цикл росписей Рафаэля в станцах Ватиканского дворца.

Эти произведения выполнены в середине XIX века пенсионерами Академии художеств и напоминают о традиции совершенствования молодых художников за границей, существовавшей в Императорской Академии художеств более 150 лет.