Главная В раздел История города Это интересно
 

 Петербург сегодня

   Карта Санкт-Петербурга
   Карта метро Петербурга
   Хостелы в Петербурге
   Недорогие кафе Петербурга
   Все кафе Петербурга
   Фитнес клубы Петербурга

В и д е о - э к с к у р с и и

   Экскурсии по Петербургу
   Русский музей за 4 минуты
 Музей-квартира Пушкина
 Дворец Юсуповых на Литейном
 Особняк Кшесинской
   Александровский дворец
   Екатерининский дворец
   Константиновский дворец в Стрельне
   Экскурсия в Царском Селе 1918г
   Экскурсия по Пушкину
  Ф о т о г а л е р е я
   Старые фото Петербурга
   Фонари Санкт-Петербурга
   От конки до трамвая
   Фото  Гатчинского дворца
   Обои с видами Петербурга

Исааковский плашкоутный мост

Краткая биография самого первого наплавного моста, сооруженного  через Неву описана на одной из городских мемориальных досок. Эта доска находится на гранитном спуске к Неве, на против дома 13 по Университетской набережной. Текст ее гласит:
«Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост.Береговые устои сооружены в 1819—1821 гг. по проекту инженера Бетанкура. 1727—1916»

 Мост этот служил петербуржцам верой и правдой почти двести лет. Поэтому  краткую запись мемориальной доски есть смысл расшифровать.1727 год был в России переломным. На престоле находилась вдова Петра Великого — императрица Екатерина I. Фактическим  же правителем России был светлейший князь А. Д. Меншиков, получивший в этом году в дополнение к своим титулам еще чины адмирала (высший морской чин) и генералиссимуса.

Исаакиевский плашкоутный мост
Для увеличения, нажимаем на  фото

 По его приказанию в 1727 г. и был построен наплавной мост через Неву, соединивший усадьбу светлейшего князя, находившуюся на Васильевском острове, с Адмиралтейским островом.
Мост состоял из деревянных барок-плашкоутов, пролеты между которыми перекрывали деревянные бревна — прогоны. В пролеты моста свободно проходили лодки и небольшие суда, а чтобы пропустить судно с мачтами, часть плашкоутов оттягивали канатами в сторону. Мост был надежно привязан к сваям, вбитым около берегов, и, кроме того, удерживался несколькими корабельными якорями.

На Адмиралтейском острове мост располагался против места, где сейчас стоит памятник Петру I. В первой половине XVIII века здесь стояла деревянная церковь Исаакия Далматского, поэтому мост стал называться Исаакиевским.
Мост возводился под руководством выпускника Академии морской гвардии, поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка Филиппа Петровича Пальчикова. Это был первый отечественный кораблестроитель, получивший у себя на родине законченное академическое инженерное образование. Его с полным правом можно назвать «птенцом гнезда Петрова». Грамотный, энергичный, исключительно исполнительный, он был любимцем Петра Великого, который очень тепло относился к Пальчикову. В 1711 г. государь даже выполнял обязанности шафера на его свадьбе. Впоследствии Пальчиков стал крупным кораблестроителем и дослужился до чина статского советника.
В том же 1727 г. умерла императрица, на престол взошел внук Петра Великого — Петр II. Меншиков попал в опалу, был отстранен от государственных дел, имущество его подлежало описи в казну. Чтобы не допустить перевозки имущества из дворца, он приказал срочно разобрать мост. Мост разобрали, но имущество светлейшего это не спасло. Все оно было конфисковано.
Новая императрица — Анна Иоанновна — переехала со своим Двором в Петербург к лету 1732 г. и повелела тому же Пальчикову вновь соорудить мост на прежнем месте. Однако конструкции старого моста в период отсутствия высокого начальства,как водится на Руси, были растащены, и наводить мост было не из чего. Поступили как всегда «мудро» — вышел приказ Адмиралтейств-коллегий: конфисковать у жителей столицы плавсредства для строительства моста. Собрали барки разных калибров и состояния, построили мост «с поспешанием», и 30 июня того же 1732 г. Пальчиков уже рапортовал об окончании постройки. Такой, наскоро изготовленный из каких попало средств, мост не мог
надежно противостоять стихиям. В следующем году случившийся в устье Невы шторм разметал все это  сооружение, причем часть бирок-плашкоутов затонула.

Новый плашкоутный мост (третий по счету) в 1733 г. соорудили «листовых судов» мастер Соловьев и «лекарский помощник» Стеклов. Для него изготовили особо прочные суда. С тех пор мои наводился ежегодно весной. Осенью во время ледостава его убирали. Два пролета сделали разводными для прохода больших кораблей. Во время спуска кораблей на Адмиралтейской верфи мост разводили, «дабы огромный новый спускаемый корабль не повредил мост или колебанием Невы, или могущим случиться ударом».

За проезд и проход по мосту взималась плата — с прохожего по одной копейке, за каждую лошадь по две копейки, а с владельцев кареты по пятаку. Бесплатно через мост пропускались дворцовые кареты, дворцовые курьеры, пожарные команды и воинские части. На эти «мостовые деньги» в Петербурге был построен Морской Николо-Богоявленский собор.
В 1754 г. в день рождения престолонаследника Павла Петровича императрица «высочайше соизволила» отменить плату «мостовых денег».

В истории моста был случай, когда воинскую часть по нему не пропустили. Случилось это значительно позже, уже в XIX веке,если точнее — 14 декабря 1825 г. В этот печально известный для России день батальон лейб-гвардии Финляндского полка под командованием поручика А. Е. Розена спешил из своих василеостровских казарм на Сенатскую площадь к восставшим войскам.На мосту путь им преградила команда преображенцев. Таким  образом финляндцам оставалось лишь с горечью наблюдать, как картечью расстреливают их товарищей.

1-2

Сайт полезен? Рекомендуйте другим 

 

 

 

 

 Музеи Петербурга

Эрмитаж
Кунсткамера
Русский музей
Домик Петра Первого
Петропавловская крепость
Адмиралтейство
Летний сад
Этнографический музей
Музей-квартира  Пушкина
Академия художеств 
Зоологический музей
Ботанический музей
Крейсер "Аврора" 
Музей политической истории России
Музей хлеба
Музей религии

 Дворцы Петербурга

  Летний дворец Петра Первого

  Меншиковский дворец
  Зимний дворец
  Аничков дворец
  Белосельских-Белозерских
  Елагиноостровский дворец
  Михайловский  замок
  Строгановский дворец
  Шереметевский дворец
  Юсуповский дворец
  Михайловский дворец
  Шуваловский дворец
  Мраморный дворец
  Воронцовский дворец
 Дворец Разумовского
 Дворец графа Чернышева
 Каменноостровский дворец
Таврический дворец
 

 Соборы Петербурга

Православные

  Петропавловский собор
  Исаакиевский собор
  Смольный собор
  Казанский собор
  Спас на крови
  Никольский собор
  Александро- Невская Лавра
  Троицкий собор
  Владимирский собор

Синагога

  Большая Хоральная Синагога

Католические

 Храм Святой Екатерины

Протестантские

 Лютеранская церковь Петра и Павла

 Мосты Петербурга

  Троицкий мост
  Дворцовый мост
  Тучков мост
  Биржевой мост
  Сампсониевский
  Литейный
  Мост Лейтенанта Шмидта
  Мост Александра Невского

  Невский проспект
 Памятники Петру I
  Необычные памятники
  Доходные дома
  Дом Розенштейна
  Дом Мурузи
  Дом Троекурова
 Дом с башнями
  Дом с мезонином

 Пригороды

  Пушкин
  Павловск
  Петергоф
  Гатчина
  Кронштадт
  Извара
  Стрельна
  Ораниенбаум
  Старая Ладога
  Новая Ладога
 
  Яндекс.Метрика
 

© 2009-2011 Все о Санкт-Петербурге и пригородах.
История Петербурга от Петра Великого и Екатерины Великой. Достопримечательности Санкт-Петербурга, архитектура Петербурга, памятники Петербурга, символы Петербурга, медный всадник, Александрийский столп, Петропавловская крепость, кони Клодта на Аничковом мосту. Музеи в Санкт-Петербурге, дворцы Санкт-Петербурга. Интересные необычные места Петербурга. Памятники Северной Столицы, мосты, каналы, сфинксы. Гостиницы Петербурга, кафе в Петербурге, недорого поесть в Петербурге. Хостелы в Санкт-Петербурге. Карта Санкт-Петербурга, Карта метро Петербурга
Дата изменения: