История Петербурга

Служба для дворян при Петре Первом

При Петре Первом служба для дворян стала обязательной. Государь разными мерами добивался того, чтобы дворяне стали считать государеву службу почетным правом. Прежде всего, он обязал их учиться. С 9 до 15 лет дворянин должен был обучаться «грамоте, цифирии и геометрии» или посещать специальную школу — артиллерийскую, «навигацкую», фортификационную и т. д. С 15 лет дворянин шел на службу: две трети дворян начинали служить в армии и на флоте, остальные — в гражданских учреждениях. Без справки о «выучке» дворянину не давали «венечной памет!}» (то есть пометки) — разрешения жениться (запрещалось также венчать дворянских девушек, не умевших писать хотя бы свою фамилию).

Родовитость, знатность не принимались во внимание при прохождении службы. Дворяне «худородные» и выходцы из народа, отличавшиеся способностями и преданностью делу Петра — «петровские новики», — могли быстро получить любой военный или гражданский чин. Этот порядок был закреплен в Табели о рангах (1722). Все должности в армии, на флоте и в гражданских учреждениях были поделены на ранги. Табель о рангах просуществовал с небольшими изменениями до 1917 г.

Математическая и навигацкая школа при Петре I допетербургский период.

Уже в 1701 году по указу Петра Первого в Сухаревой башне открылась знаменитая Математическая и навигационная школа, или просто Навигацкая школа — не только первое в России высшее специальное учебное заведение, но и первое флотское училище, предшествующее Петербургской Морской академии. Ведь в то время, когда создавалась Навигацкая школа, Северной столицы еще не было — до ее основания оставалось два года — и первым центром подготовки русских моряков была Москва.

Создание в России морской школы было одной из главных идей Петра, который хотел обучить и привлечь на флотскую службу все свое сухопутное дворянство, мечтая сделать Россию великой морской державой.

Читать еще:  Табель о рангах при Петре Первом

«Если страна имеет армию, она имеет одну руку, а если имеет флот, она имеет две руки», —говорил Петр. Навигацкая школа имела целью под готовить разнообразных специалистов флотского дела: от мореходов и штурманов до грамотных писарей адмиралтейских канцелярий. В нее могли поступать дети всех сословий, кроме крепостных, а неимущие школяры даже получали «кормовые деньги». При этом в низших классах учились все, а в высших «мореходных», или «навигацких», где готовили корабельных мастеров и штурманов, — только самые талантливые, так как учиться здесь было очень трудно. Тяжелее всего учащимся давались точные науки: арифметика, тригонометрия,астрономия, геодезия, география, навигация.

«Цифирный курс» здесь читал сам Леонтий Магницкий, автор первого русского учебника по математике, который Ломоносов называл «вратами учености» и о котором сам автор сказал в стихах с гордостью: «Зане разум весь собрал и чин / Природный русский, не немчин». Преподавали здесь и иностранцы,приглашенные Петром, но скоро благодаря этой школе русские вполне самостоятельно освоились на воде.

Несмотря на заметные успехи, многие насильно собранные ученики Навигацкой школы мечтали о любой сухопутной службе, боясь, что здесь их готовят «на роль утопленников». Петр требовал, чтобы все дети боярские и дворянские учились морскому делу, и знатные родители пытались избавить от этого своих отпрысков, как от рекрутчины, хотя их немилосердно штрафовали за каждый прогул любимого чада. Тогда государь повелел, чтобы всякий уклоняющийся отправлялся забивать сваи на берега Невы, где уже возводилась новая столица. Талантливых же выпускников посылали доучиваться за границу, а потом сразу же направляли на Балтийский флот. Одним из них был Конон Зотов, сын того самого Никиты Зотова, который учил юного Петра грамоте под тенистым дубом в Коломенском.

Читать еще:  Запись в походном журнале Петра I

В 1704 году именным царским указом Троицкому храму был присвоен официальный статус адмиралтейского: он был назначен Адмиралтейским храмом Москвы (при Адмиралтейском приказе) и приходским для Навигацкой школы и всех обитателей Сухаревой башни. Таким образом, это был первый домовый храм русских моряков, первый морской храм Москвы и предшественник таких петербургских храмов, как Адмиралтейский собор во имя святителя Спиридона и Никольский морской собор на Крюковом канале. Сама же Навигацкая школа поначалу подлежала административному ведению Оружейной палаты, а потом по царскому указу перешла в Адмиралтейский приказ, созданный в 1700 году под началом Апраксина. В 1715 году Навигацкую школу перевели в Петербург, где, разумеется, были более благоприятные условия для изучения морского дела, а в Сухаревой башне остались подразделения Адмиралтейства, и ведала ей Адмиралтейская коллегия. До самого 1806 года здесь размещалось присутствие Московской конторы Адмиралтейской коллегии. Кроме того, здесь сохранялась московская школа под руководством Магницкого, которая была приготовительным училищем для петербургской Морской академии. Потому Троицкий храм все равно оставался адмиралтейским, где поминали и чтили всех русских моряков.

В 1752 году школа в Сухаревой башне закрылась.