Все музеи Санкт-Петербурга

Музей Императорского фарфорового завода

Музей Императорского фарфора в Санкт-Петербурге

Ломоносовский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге известен также как Императорский. Он был основан в 1744 году, стал первым в России и третьим в Европе предприятием по изготовлению изделий из фарфора. Сегодня Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) — это не только современное производство, а комплекс, в который входит музей, творческие мастерские, сеть магазинов и галерея, где выставляются произведения декоративно-прикладного искусства. Расскажем об истории старейшего российского предприятия, а также, как попасть на экскурсию в музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге и где купить продукцию.

История производства

Главное здание Императорского Фарфорового в Санкт-Петербурге, 1890-1892 год
Главное здание Императорского Фарфорового, 1890-1892 год

Невская порцелиновая (от французского слова porcelaine – «фарфор») мануфактура была создана по решению императрицы Елизаветы Петровны. Ее распоряжение выполнил российский министр Николай Корф. В 1744 году он тайно привез в Санкт-Петербург шведского алхимика Х.-К. Гунгера, который якобы владел секретом изготовления фарфора. Однако иностранец оказался бесполезен. Тогда за развитие нового производства взялся горный инженер Д. И. Виноградов. Именно он признан автором технологии русского фарфора. Виноградов проектировал печи для обжига, изобрел состав для фарфоровой смеси, методы формовки, рецепты глазурей, красок, золотого порошка для декора. К 1747 году предприятие начало выпуск продукции. Поначалу это были мелкие изделия — набалдашники для тростей, курительные трубки, пуговицы, табакерки, чашки. Когда Виноградов увеличил объем печей, началось изготовление посуды.

В 1765 году при Екатерине I, которая ценила изящные вещи, фарфоровая мануфактура получила статус Императорской, а на ее продукции стали ставить вензель монаршего дома. Сюда приехали работать французские мастера. Для семьи императрицы изготавливали огромные, состоящие из тысяч предметов, изысканные сервизы, скульптуры, вазоны, декоративные вещицы. Во второй половине XVIII века русский фарфор получил европейскую славу.

Павел I унаследовал интерес матери к фарфору. Он тоже делал крупные заказы на заводе, показывал производство зарубежным гостям. При нем вошли в моду небольшие именные сервизы на две персоны или на одну. По его указанию с предприятием стали сотрудничать известнейшие русские художники и скульпторы. В этот период акцент делали на росписи изделий, была популярна посуда и вазы с портретами, пейзажами, жанровыми и историческими сюжетами.

При правлении Александра I императорский фарфор украшали росписью на национальные и батальные темы. К примеру, сервиз «Гурьевский» посвятили победе в Отечественной войне 1812 года. Сейчас он выставлен в Екатерининском корпусе музея «Петергоф».

Администрация Фарфорового завода у памятника Елизавете Петровне рядом с производственным корпусом, 1914 год
Администрация Фарфорового завода у памятника Елизавете Петровне рядом с производственным корпусом, 1914 год

На фарфоре, выпущенном во время царствования Николая I, рисовали копии картин всемирно известных итальянских живописцев — Леонардо да Винчи, Тициана, Рафаэля. Роспись отличалась большой точностью. Также на вазах изображали портреты, лики святых, изящные миниатюры с античными, восточными, древнерусскими сюжетами. В числе самых знаменитых изделий — букет из фарфора, который сделал мастер Петр Иванов. Сейчас его шедевр хранится в Эрмитаже. На голубой с золотым обрамлением подставке собраны белоснежные розы и другие цветы. Они выполнены на удивление реалистично: тончайшие лепестки, нежные тычинки будто живые. Каждую деталь художник создавал отдельно из особой смеси, а потом собирал композицию. Секрет фарфоровых цветов Петра Иванова не раскрыт до сих пор.

При Александре II производство фарфора значительно сократилось, а декор стал сдержаннее. Но именно в этот период завод получил мировое признание. Его изделия удостоились наград на всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене.

Александр III поддерживал и развивал фарфоровый завод — для него закупили новое современное оборудование. Специалисты смогли ездить для обучения на лучшие предприятия Европы. От царского дома поступали крупные заказы. Предпочтения императора повлияли на стилистику росписи, русские мастера стали подражать китайским и японским образцам. Очертания предметов стали ближе к природным формам, а краски к естественным цветам.

В годы правления Николая II фарфоровое производство курировала его супруга Александра Федоровна. Благодаря ей Императорский завод достиг технического расцвета, а мастера, которые занимались декорированием изделий, не уступали европейским коллегам. В начале XX века предприятие сотрудничало с художниками из объединения «Мир искусства».

В 1918 году Императорский завод национализировали и переименовали. Он стал Государственным фарфоровым Заводом. Перед мастерами и художниками поставили задачу по выпуску «агитационного» фарфора, совершенного и лаконичного по форме и наполненного революционным смыслом. Посуду украшали лозунгами, а вместо утонченных статуэток стали выпускать фигурки рабочих, солдат и сельских пролетариев. Изделия того периода расписывали по эскизам знаменитых живописцев: Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина, К. Малевича, В. Кандинского. Кстати, чайник с рисунком Казимира Малевича выпускают и сейчас. Также на заводе производили химический и технический фарфор, оптическое стекло. В 1924 году предприятие снова получило новое название — Ленинградский фарфоровый завод. В 1925 году в честь 200-летнего юбилея Российской академии наук заводу присвоили имя Михаила Ломоносова.

Читать еще:  Ботанический музей
В заводском музее Императорского фарфорового завода, 1900-1914 год
В заводском музее, 1900-1914 год

Спустя два месяца после начала Великой Отечественной войны основное оборудование завода и коллекцию фарфора эвакуировали в город Ирбит (Свердловская область). Там наладили выпуск свечей для двигателей танков и другой техники. В конце 1943 года в блокадном Ленинграде снова начала работать заводская художественная лаборатория. После окончания блокады стали восстанавливать производство. В первую очередь запустили выпуск санитарно-технического оборудования, а художественный фарфор отодвинули на второй план.

 

В «хрущевскую оттепель» (1960-е годы) завод вернулся к принципу «Искусство — в быт». Однако теперь особое внимание уделяли не украшательству, а форме и эргономике изделий. Лаконичная и простая белая посуда вошла в моду. Специалисты разработали технологию по выпуску костяного фарфора, который отличался тонкостью, белизной и удивительной прочностью. Первые «костяные» изделия делали мастера Древнего Китая, но свой секрет они не разглашали. В XVIII веке в Англии создали оригинальную рецептуру такого фарфора. Советские технологи разработали собственную смесь.

Визит Брежнева на Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова, 1971 год
Визит Брежнева на Ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова, 1971 год

В 2002 году завод изменил форму собственности и стал акционерным обществом. В 2005 году по решению акционеров предприятию вернули историческое наименование «Императорский фарфоровый завод». Он работает и сейчас. Здесь изготавливают изделия высшего качества, которые сочетают практичность и художественную ценность. Продукция завода выпускается под брендом Imperial Pоrcelain. Лучшие образцы представлены в коллекции Эрмитажа, в Государственном историческом музее (Москва), в музее декоративно-прикладного искусства Виктории и Альберта (Лондон), в художественном музее Метрополитен (Нью-Йорк).

Интересные факты

Императорский фарфоровый завод — легендарное предприятие с почти 300-летней историей. Расскажем о любопытных фактах, связанных с заводом, его сотрудниками и продукцией.

  • За эти годы предприятие четырежды сменило название. 1744 год — Невская порцелиновая мануфактура. С 1765 года — Императорский фарфоровый завод. С 1917 года — Государственный фарфоровый завод. С 1924 года — Ленинградский фарфоровый завод.
  • Во время Великой Отечественной войны перед зданием завода на Неве стояли три военных корабля. Заводские художники постарались замаскировать их, камуфляж выполняли специальными красками для фарфора. Даже в блокаду, пока было топливо, завод выпускал посуду для госпиталей Ленинграда.
  • В 1944 году к 200-летнему юбилею предприятия художник Анна Яцкевич разработала узор «Кобальтовая сеточка», который позже признали визитной карточкой Императорского завода. Сервиз с изящным и лаконичным декором был отмечен золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1958 г.). Специалисты считают, что художницу на создание сине-золотой сети вдохновил сервиз «Собственный» — это первый заказ императрицы Елизаветы Петровны. Но есть версия, что Анна Яцкевич придумала роспись под впечатлением от Ленинградской блокады. Сетка — это окна домов, заклеенные крест-накрест, и небо, где пересекаются лучи прожекторов.​
  • В 1965 году директор завода А. С. Соколов был командирован в Великобританию, где увидел английский костяной фарфор, но его рецепт держали в строгом секрете. Вернувшись, он поставил перед заводчанами задачу создать подобный материал в СССР.  Спустя два года технологи выполнили ее. Первую чашку из тонкого (толщиной в 1 мм), прочного, белоснежного фарфора выпустили в 1967 году, ее назвали «Майская». Изделия ИФЗ оказались тоньше и белее, чем английские благодаря изменению режима обжига.
  • Костяной фарфор называется так не случайно. В состав смеси входит фосфат кальция. Первые изобретатели китайские мастера добавляли туда пережженную яичную скорлупу и рыбью чешую. В современных рецептах используют фосфат кальция, извлеченный из золы, которую получают из костей крупного рогатого скота. Благодаря этому компоненту фарфор обретает легкость и крепость. Четыре бокала из костяного фарфора могут держать автомобиль. Это подтверждает эксперимент, который провели на Императорском заводе.
  • Русский балет и фарфор тесно связаны. Художники завода с давних пор развивали хореографическую тему в оформлении изделий. Среди самых известных изделий — статуэтки, изображающие знаменитых балерин: Тамару Карсавину и Галину Уланову, а также скульптурные серии, посвященные балетам «Щелкунчик», «Дон Кихот​», «Лебединое озеро​», «Жизель​»,  и сервиз «Русский балет».​
  • Каждый художник Императорского завода обладает уникальным авторским почерком росписи. Многие из нынешних мастеров являются продолжателями творческих династий, которые передают секреты росписи по фарфору от поколения к поколению. В числе старейших — династии Олевских, Афанасьевых, Шуляк, Петровых.
Читать еще:  Музей гражданской авиации Пулково

Музей Императорского фарфорового завода — чем знаменит и что посмотреть

Ваза "Белые медведи" 1906 г. в музее Императорского фарфора
Ваза «Белые медведи» 1906 г.

Музей фарфорового завода на 100 лет младше самого предприятия. Его создали в одном из заводских корпусов 1844 году, приурочив к вековому юбилею. Музей был задуман как учебное пособие для мастеров и художников, чтобы они могли детально изучать лучшие образцы фарфорового искусства. Первыми экспонатами стали изделия, принадлежавшие царской семье и хранившиеся в кладовых Зимнего дворца. Среди них — саксонский фарфор в 1745 года, подаренный Елизавете Петровне курфюрстом Августом III, ее золоченый сервиз, посуда с арабесками, статуэтки, коллекция посуды из Севра, принадлежавшие Екатерине II.

Позже музей пополняли произведения, которые изготавливали для участия в международных выставках. Специально приобретали изделия зарубежных фабрик, на это шли средства, выделяемые по приказу императора. В конце ХIХ века Александр III лично распорядился, чтобы весь фарфор, которые делали для царской семьи, дублировали. Один экземпляр передавали заказчику, второй — оставался в заводском музее. Эта традицию продолжили и в советские годы.

При музее была создана специализированная библиотека, для которой заказывали лучшие книги по декоративно-прикладному искусству. Тут же хранили проекты для фарфора и стекла, выполненные участниками творческих конкурсов. С 1890 года, когда к фарфоровому производству присоединился Императорский стеклянный завод, тогда же в музее появился фонд стекла.

После национализации Императорского завода в 1918 году коллекцию музея и библиотеку вывезли в Петрозаводск. Но по просьбам художников уже через год ее вернули. В 1919 году для музейного собрания купили на антикварном рынке стекло и фарфор разных мануфактур, изготовленные XVIII — XIX веках. В числе приобретений оказались уникальные вазы с росписью «под малахит» и видами интерьеров Зимнего дворца, а также сервис с вензелем Павла I.

20-е годы XX века обогатили музей Ломоносовского фарфорового завода коллекцией фарфора с агитационной и авангардной росписью, выполненной знаменитыми художниками лично или по их рисункам. В собрании представлен супрематический фарфор, форму которого разработал К. Малевич. Позже музей пополнялся произведениями советских художников.

Сейчас в фонде музея ИФЗ свыше 30 тысяч экспонатов: фарфор и стекло, сделанные в России и за рубежом XVIII — XIX веке, изделия японских и китайских мастеров, образцы советского периода и современного. С 2001 года коллекцию передали в ведение Эрмитажа.

Фотографии экспонатов музея:

Режим работы музея 2025 и цена билета

Музей фарфорового завода открыт ежедневно, кроме понедельника. Во вторник, среду, четверг, пятницу, воскресенье — с 11.00 до 18.00, в субботу до 19.00.

Стоимость билета — 300 рублей, бесплатный вход для школьников, студентов, пенсионеров. Посетителей пускают по сеансам. Приобрести билеты можно в кассе музея или онлайн на сайте Государственного Эрмитажа.

Экскурсии и мастер-классы

Экскурсии в музей Императорского фарфорового завода

Экскурсии на производство Императорского фарфорового завода проводят для взрослых и детей. Экскурсантам показывают цех, где изготавливают высокохудожественные изделия. Там можно посмотреть, как формуются предметы. Гид расскажет об истории предприятия, о секретах технологии и росписи. Потом посетителям демонстрируют, как художники расписывают фарфор, а затем его отправляют в печи для обжига. Следующий этап экскурсии на Ломоносовский завод — посещение галереи современного искусства фарфора. При заводе есть фирменный магазин, где можно приобрести продукцию.

Продолжительность экскурсии — до 1 часа. Экскурсии на заводе проходят только по будням. Понедельник — четверг с 10.00 до 16.00, в пятницу с 10.00 до 15.00. Стоимость для группы из 3-8 посетителей — 750 рублей с человека. С собой нужно взять паспорт для оформления пропуска на завод.

Экскурсия: секреты мастеров

Турфирма предлагают экскурсию на ИФЗ продолжительностью 1,5 часа. В нее также включено посещение цеха в сопровождении гида. Посетителям показывают все этапы изготовления фарфора от замешивания смеси до росписи и обжига, рассказывают о технологиях. Затем — осмотр выставочной галереи и музея завода. Стоимость услуги — 2250 рублей с человека в составе группы до 15 экскурсантов.

Знакомство с фарфором и мастер-класс по росписи

Экскурсию на Императорский фарфоровый завод в Санкт-Петербурге можно совместить с мастер-классом. Такой вариант предлагает галерея современного фарфора «Амбар Буржуа», на ул. Большая Конюшенная, 2. Экскурсия длится 3 часа, за это время посетители увидят лучшие образцы фарфора, познакомятся с историей ИФЗ, а также узнают:

  • как и из чего делают фарфор;
  • какие виды фарфора выпускает ИФЗ;
  • как достигается высокое качество изделий;
  • какими красками расписывают фарфор;
  • какие технологии росписи существуют и чем они отличаются.
Читать еще:  Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Мастер-класс проводят художники ИФЗ. Под их руководством гости сами расписывают фарфоровые тарелки. После этого изделия передают на завод, чтобы обжечь. Через неделю свое творение можно забрать в галерее или заказать доставку курьером за отдельную плату. На мастер-класс допускаются дети от 12 лет. Бронировать места лучше заранее, за пару недель.
В стоимость экскурсии с мастер-классом — 4900 рублей с человека. В нее включены услуги гида и все материалы для фарфоровой росписи.

Галерея современного искусства фарфора

Галерея современного искусства фарфора Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге

В 2004 году при музее ИФЗ открылась галерея современного фарфорового искусства. Это несколько площадок, где проходят персональные выставки заводских художников и дизайнеров, а также приглашенных мастеров. Посетители могут не только посмотреть экспозицию, но купить некоторые изделия или заказать вещи с индивидуальным дизайном. В галерее устраивают тематические выставки, посвященные культурным событиям, памятным датам и праздникам, особой популярностью пользуются рождественские и пасхальные экспозиции. Также здесь проводят мастер-классы по формовке фарфора и росписи в разных техниках.

Основная галерея современного искусства фарфора находится в здании Императорского завода по адресу: проспект Обуховской обороны, 151. Режим работы: понедельник — пятница, с 10.00 до 19.00. Вторая площадка расположена по адресу: Невский проспект, 92. Режим работы: понедельник — пятница, с 10.00 до 21.00. Третий выставочный зал — Галерея «Амбар Буржуа» — находится по адресу: ул. Большая Конюшенная, 2. Режим работы: ежедневно, с 11.00 до 22.00.

Магазины завода

Приобрести изделия Императорского фарфорового завода можно в галереях, а также в одном из 13 фирменных магазинов предприятия. Они расположены в центральной части Санкт-Петербурга и других районах. Магазины ИФЗ работают ежедневно, открываются в 10 часов, закрываются в 21.00 или в 22.00.

Адреса фирменных торговых точек:

  • пр. Обуховской обороны, 151;
  • Владимирский пр., 7;
  • Невский пр., 153;
  • пр. Науки, 14; Невский пр., 92;
  • Невский пр., 60;
  • пр. Энгельса, 154, ТРК «Гранд-Каньон»;
  • Пулковское шоссе, 25, ТРК «Лето»;
  • Мурманское шоссе., 12-й км, стр. 1 ТРК Мега «Дыбенко»;
  • пр. Космонавтов, 14,ТРК «Радуга»;
  • ул. Типанова, 21, лит. А, ТЦ «Питер»;
  • Московский проспект, 172;
  • Средний проспект ВО, д. 45 / 27;
  • ул. Бабушкина, 38 — дисконт-магазин.

Купить императорский фарфор можно в партнерских магазинах и у официальных дистрибьюторов завода — это еще 10 торговых точек. Одна из них находится в Петергофе по адресу: Торговая площадь, д. 8 В.

Фирменные магазины или отделы ИФЗ работают в Москве, а также в Казани, Воронеже, Екатеринбурге, Пензе, Уфе и в других городах. Русский императорский фарфор можно приобрести в Беларуси, в некоторых европейских странах, в Японии и Китае. На официальном сайте ИФЗ действует интернет-магазин https://www.ipm.ru/catalog/, где представлена вся продукция завода: чайные и кофейные пары, сервизы, бокалы, тарелки, вазы, шкатулки, статуэтки и другие предметы. Покупатели могут выбрать товары серийного выпуска или сделать индивидуальный заказ.

Где находится и как добраться

Музей императорского завода находится на территории предприятия по адресу: пр. Обуховской обороны, 151. Вход — со стороны Виноградовского сквера. Чтобы увидеть музейную экспозицию и попасть на экскурсию в цех, нужно пройти через заводскую проходную, поэтому посетителям понадобится паспорт. Добраться до ИФЗ можно на метро, ближайшая станция — «Ломоносовская». Рядом с метро находится одноименная остановка наземного транспорта по улице Бабушкина идут автобусы № 5, 95, 97, 118, 253, 264 и троллейбусы № 14. Отсюда придется идти 5 — 7 минут через Виноградовский сквер. Напротив ИФЗ проходит трамвайная линия, где ездят маршруты № 7, 27, 39. Нужная остановка — «Метро Ломоносовская».

Официальный сайт: https://www.ipm.ru

Схема проезда:

Музей императорского фарфорового заводаМузей в Санкт‑Петербурге

Последнее обновление: