Все музеи Санкт-Петербурга

Египетский зал и мумии в Эрмитаже

Египетский зал и мумии в Эрмитаже

Египетская культура существовала и развивалась совершенно независимо от соседних греческой и римской. Жители древнего государства вели необычный образ жизни, тесно связанный с природным режимом разливов Нила. Из-за этого они создали оригинальный пантеон богов с телами людей и головами животных и аутентичный способ захоронения умерших с мумификацией тел. В Эрмитаже Санкт-Петербурга собрана уникальная коллекция экспонатов относящихся к культуре Древнего Египта и даже представлены на обозрение несколько уникальных мумий, чьи они и какие тайны хранят вы узнаете из нашей статьи.

История коллекций Египетского зала

Кабинет египетской скульптуры в Новом Эрмитаже, акварель художника Ухтомского К.А., 1858 год
Кабинет египетской скульптуры в Новом Эрмитаже, акварель художника Ухтомского К.А., 1858 год

Мода на искусство и необычные древности Египта пришла в Европу, а затем и в Россию после знаменитого южного похода Наполеона. Именно он привез первые артефакты во Францию. Позднее коллекционеры и археологи создали непрерывный поток ценностей с северо-востока Африки. Что-то продавалось законным способом, иное просто изымалось «по праву колонизаторов».

В Россию первая коллекция попала при Александре I в 1825 году. Императора заинтересовали только ритуальные жуки-скарабеи. Остальные предметы числом более 1200 были приобретены в Кунсткамеру. Только в 1862 году уже Александр II приказал расширить Египетский кабинет Эрмитажа до большого зала ассирийских и египетских древностей. Тогда собрание снова было объединено и стало активно пополняться. В конце XIX века основным «поставщиком» артефактов в Эрмитаж стал искусствовед Владимир Бок. Он выкупил у правительства Египта многие ценности аутентичной коптской культуры, а также предметы, относящиеся к периодам византийского и мусульманского владычества.

После революции экспозиция пополнялась за счет национализации частных собраний, а также результатами археологических раскопок, проведенных по согласованию с правительством Египта в 1960-е годы. Сейчас общее число достопримечательностей превышает 7500. Современный Египетский зал создал архитектор А.В. Сивков в помещении эрмитажного буфета в 1940 году.

Египетская коллекция Эрмитажа:

  • Период древнего Египта: Самая крупная часть собрания относится к культуре необычной древнеегипетской цивилизации от палеолита с пластинками для растирания косметических красок примерно 4000 лет до н.э. до последней царицы из династии Птолемеев Клеопатры VII (30 год до н.э.). В санкт-петербургском Эрмитаже хранятся мумии, саркофаги, статуи фараонов, богов и богинь, скульптуры, изображающие разных жителей древней страны, письменные свидетельства эпохи в виде надписей на стелах.
  • Коптская коллекция: Копты – потомки древних египтян, принявшие христианство и сберегшие эту веру, не смотря на мусульманское нашествие. В их верованиях смешались античные представления об устройстве мира с идеями спасения душ и грядущего всеобщего воскресения. В собрании Эрмитажа большое количество текстильных изделий – предметов одежды и украшения жилищ. Они выполнены по подобию европейских гобеленов из льна и шерсти. Изображенные сюжеты – своеобразные обереги на сохранение здоровья и получение богатства, а также райские мотивы, связанные с периодами полноводного Нила.
  • Египет мусульманский: К этому периоду истории страны относятся декоративные панели из камня, обильно украшенные резьбой, предметы посуды и интерьера из горного хрусталя, латуни, стекла, инкрустированные перламутром и костью, многочисленные рукописи Корана.
Читать еще:  Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Мумификация и погребение в древнем Египте

Зал Древнего Египта №100 в Эрмитаже в Санкт-Петербурга

По верованиям египтян душа использует тело усопшего как временный дом перед следующим перерождением или как постоянный, если череда воплощений завершилась. Следовательно, телесную оболочку необходимо сохранить от разрушения, особенно, в периоды разливов Нила.

У умершего извлекали мозг и внутренние органы. Тело обрабатывали ароматическими веществами: миррой, ладаном, природными смолами и на 70 дней помещали в селитру для высушивания. Потом умершего помещали в саркофаги, изготовленные из инжирного дерева (смоковницы) и переносили в пещеры, гроты, гробницы и пирамиды, соответствующие прижизненному статусу покойного. Кстати, саркофаги размещали в месте последнего приюта не лежа, а стоя, именно так, как они представлены в витринах санкт-петербургского Эрмитажа.

Саркофаги любого египтянина были не просто гробами, но и хранителями сведений об умершем. Среди записей и рисунков были: имена «владельца», его родителей, прижизненные статусы, достаток (информация, как он добывал еду). Кроме того, обязательно присутствовали изображения богов-покровителей – Нут, Амон-Ра и других, а также владыки царства мертвых – Осириса. Позднее стали появляться цитаты из «Книги мертвых». Головной части придавали идеальный образ лица покойного, который «смотрел» из мира мертвых в мир живых.

Экспонаты Египетского зала и чья мумия лежит в Эрмитаже

Главным достоянием каждой коллекции египетских древностей всегда считаются настоящие мумии, в Эрмитаже их восемь, но только одна, возрастом примерно в 3000 лет находится в основной экспозиции Египетского зала. Остальные в разной степени сохранности размещены в фондах музея, расположенных в «Старой деревне». Среди них две были привезены с полным комплексом саркофагов – внешним и одним-двумя внутренними.

Мумия Па-ди-иста

Мумия жреца Па-ди-ист в Эрмитаже, предположительно Х в. до н.э., 172 см.
Мумия жреца Па-ди-ист, предположительно Х в. до н.э., 172 см.

Мумия жреца Па-Ди-Иста попала в Россию с другими древностями, саркофагами и мумиями в дар от купца Анастаса Аверова. Сначала ее приняли в коллекцию Кунсткамеры, а затем перевезли в Эрмитаж.

Сейчас мумия Па-ди-иста – в Египетском зале Эрмитажа находится в отдельном эркере зала и лежит в специальном стеклянном блоке. Внутри него – вакуум, защищающий останки от воздействия окружающей среды. К раритету приставлен специальный смотритель, следящий, чтобы никто не делал фото. Считается, что яркие вспышки также вредят сохранности экспоната. Тройной саркофаг (два внутренних и внешний), повторяющие форму тела, расположены в ближайшей витрине.

Тройной саркофаг (два внутренних и внешний) жреца Па-ди-иста в Эрмитаже
Тройной саркофаг из дерева (два внутренних и внешний) жреца Па-ди-иста, Х в. до н.э.

Справка: число саркофагов у фараонов доходило до семи. Восьмым служила пирамида. Именно столько слоев в зерне пшеницы – символе рождения новой жизни.

Со стороны кажется, что мумия улыбается или насмехается над посетителями. Этот эффект – из-за разомкнутых челюстей усопшего. Открытый рот по египетским верованиям – ворота для души. Есть и легенда, что служительница музея заметила однажды дергание одной из мышц руки древнего жреца.

Саркофажный комплекс Па-кеша

Внутренний и внешний саркофаг Па-кеша в Египетском зале Эрмитажа, около 712-656 гг. до н. э.
Внутренний и внешний саркофаг Па-кеша, около 712-656 гг. до н. э.

Па-кеша был не только жрецом бога Амон-Ра, но и кем-то вроде управляющего одним из дворцов фараона (дословно – «начальником привратников»). Его захоронение относится к периоду между 700 и 660 годами до нашей эры.

Наружный саркофаг достаточно скромен, а внутренний содержит записи о родословной, и молитвы, помогающие достичь божественного состояния, изображения Осириса, Амон-Ра, символы Востока и Запада. Сама мумия – в хранилище музея.

Читать еще:  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. Кунсткамера

Саркофажный комплекс Бабат

Внешний и внутренний саркофаги Бабат в Египетском зале Эрмитажа, около 620-580 гг. до н. э.
Внешний и внутренний саркофаги Бабат из дерева, около 620-580 гг. до н. э.

Захоронение женщины из состоятельной семьи с именем Бабат – примерно столетием позднее, чем Па-кеша. Ее статус определен как «госпожа дома» и «благородная музыкантша». Внешний саркофаг уже не повторяет формы тела, а представляет ящик со столбиками. Дно утрачено полностью, а от крышки осталась единственная доска с изображением богини Нут. Стены «ящика» покрыты записями из «Книги мертвых». Внутренний саркофаг – антропоморфный. На нем больше божественных изображений, чем текстов. Мумия – также хранится в музейных фондах. Эта мумия чем-то напоминает современную музыкантшу Бузову.

Другие интересные саркофаги

Саркофаг начальника войска царевича Ях-меса, сына Амасиса в Эрмитаже, Гиза, VI в. до н. э., материал: граувакка, длина 247 см
Саркофаг начальника войска царевича Ях-меса, сына Амасиса, Гиза, VI в. до н. э., материал: граувакка, длина 247 см

Наиболее древним является саркофаг женщины по имени Ит (3000-2800 лет до н.э.). На прямоугольном ящике изображены символические коридоры между мирами живых и мертвых. О самой хозяйке известно, что она вошла в число просвещенных и предстала перед богами.

Еще три антропоморфных внешних саркофага созданы не из дерева, а из камня. Наиболее ранний из них, гранитный, принадлежит жрецу бога Птаха Нана (1300 лет до н.э.). В двух других упокоились родственники: царица Нах-бастет-ру и ее сын – полководец Ях-мес. Их погребения состоялись за 600-550 лет до н.э.

Статуя Аменемхета III

Статуя Аменемхета III в Египетском зале Эрмитажа, вторая половина XIX в. до н. э.
Статуя Аменемхета III , вторая половина XIX в. до н. э.

Фараон восседает на троне (символический куб) в традиционном царском облачении: головной убор немес со змеей с ритуальным опоясыванием шендит. Отличительная особенность изображения – губы в легкой улыбке.

Статуя Клеопатры VII

Статуя Клеопатры VII в зале Древнего Египта Эрмитажа, 51-30 гг. до н. э., базальт, высота 105 см
Статуя Клеопатры VII, 51-30 гг. до н. э., базальт, высота 105 см

Последняя владычица Древнего Египта изображена в платье, полностью облегающем фигуру, совершенно не скрывающем женские прелести. В руке – раздвоенный рог изобилия, на голове – традиционный парик, но с изображением трех змей-уреев. Эта деталь и позволила идентифицировать именно Клеопатру.

Семейная группа Аменехеба

Семейная группа Аменемхеба в Египетском зале Эрмитажа, Фивы, конец XIV-начало XIII в. до н. э., черный гранит
Семейная группа Аменемхеба, Фивы, конец XIV-начало XIII в. до н. э., черный гранит

Правитель города Фивы, главный писец фараона и начальник двух житниц изображен в обществе матери и жены. Женщины нежно приобнимают мужчину со спины. На всех длинные гофрированные одеяния и характерные парики. Задняя сторона скульптурной группы покрыта цитатами из «Книги мертвых и личными жертвенными формулами.

Статуэтка жреца

Статуэтка жреца в зале Древнего Египта в Эрмитаже, середина XIV в. до н. э ., дерево, 34,5 см
Статуэтка жреца, середина XIV в. до н. э ., дерево, 34,5 см

Небольшая скульптура из черного дерева относится к последним годам правления Аменхотепа III. Тогда по приказу престарелого фараона силуэты его самого и приближенных стали делать значительно омоложенными. Жрец изображен без парика в полагающемся по рангу опоясывании. К сожалению, основание статуэтки отсутствует, поэтому имя и титул владельца не известны.

Часть стелы Хоремхеба

Часть стелы Хоремхеба в зале Древнего Египта Эрмитажа, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк
Часть стелы Хоремхеба, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Часть гробничной стелы военачальника, а позднее – фараона, Хоремхеба изображает его самого в процессе молитвы богам Атуму, Осирису и Птаху. Рельефное изображение фигур достаточно объемно и образует игру света и тени на лицах и складках одежды. Нижняя часть стелы с текстом обращения к высшим силам находится в музее Каира.

Стела Ипи

Стела Ипи в зале Древнего Египта Эрмитажа, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк
Стела Ипи, Саккара, третья четверть XIV в. до н. э., известняк

Стела из гробницы опахалоносца, писца и великого домоправителя при фараоне по имени Ипи изображает владельца в момент поклонения богу Анубису. Создание гробницы относится к периоду правления Тутанхамона, когда возвратился культ всего пантеона богов, а не только верховного Амон-Ра ­– при Эхнатоне. Рельефное изображение Анубиса видится более объемным за счет использования красящих пигментов

Часть узурпированной статуи Аменемхета II

Часть узурпированной Статуи Аменемхета II в зале Древнего Египта Эрмитажа, последняя четверть XX-первая четверть XIX в. до н. э., гранит
Часть узурпированной Статуи Аменемхета II, последняя четверть XX-первая четверть XIX в. до н. э., гранит

В Египетском зале Эрмитажа находится верхняя часть статуэтки фараона Аменемхета II. Она интересная тем, что ее «доработали» по приказу Рамзеса II: исправили черты лица, вероятно, добавив сходства с действующим правителем, и на плечи нанесли надписи, прославляющие его.

Читать еще:  Русский музей

Статуя богини Мут-Сохмет

Статуя богини Мут-Сохмет в зале Древнего Египта Эрмитажа, Луксор, середина XIV в. до н. э., гранит
Статуя богини Мут-Сохмет, Луксор, середина XIV в. до н. э., гранит

Двухметровая статуя богини солнечного зноя, божественного гнева, усмирения восставших на власть, прибыла в Эрмитаж из Луксора. В ее храме количество стоячих и сидящих статуй соответствовало числу дней в году. Позднее часть из них была перенесена в храм другой богини – Мут. Отсюда двойное имя раритета.

Как купить билеты в Египетский зал

Билеты отдельно в Египетский зал не продаются, чтобы в него попасть необходимо купить билет в Эрмитаж на любой из двух маршрутов, с 2020 это можно сделать онлайн. Их стоимость для взрослых граждан России и ЕАЭС без экскурсионного обслуживания – 500 руб., льготный билет – 300 руб. Дети до 14 лет проходят бесплатно. Предоставляются и другие льготы для посетителей в соответствии с законодательством, подробнее читайте в нашей статье о режиме работы Эрмитажа и стоимости билета.

Купить билет онлайн

Билет с аудиоэкскурсией

Хотите получить индивидуального электронного гида? Приложение WeGoTrip кратко проведет вас и расскажет об основных экспозициях Эрмитажа, а основной акцент сделает на Египетский зал. Вы увидите статуи богов и богинь, иногда с телами человека, а головами зверей, фараонов и даже простых жителей страны. Вы узнаете, как хоронили умерших в разные периоды развития Египетского царства, на что больше обращали внимание, что постепенно отходило на второй план и по каким причинам. Главный экспонат, привлекающий внимание всех, – конечно, мумия жреца.

Стоимость билета с аудиоэкскурсии – 1090 руб. для взрослых и 590 руб. для детей до 14 лет. В цену включен входной билет в музей.

Купить билет с аудиоэкскурсией

Билет в Египетский зал с экскурсий по Эрмитажу

Экскурсовод в течение 2 часов проведет вашу мини-группу по лучшим залам Эрмитажа, затем по картинной галерее с работами мастеров от эпохи Возрождения до XVII века. Завершится знакомство с великим музеем в Египетском зале с его молчаливыми свидетелями жизни древнего царства на протяжении нескольких тысячелетий: бытовыми предметами, украшениями гробниц, статуями Богов и фараонов, саркофагами и мумией.

Цена билета с экскурсией – 1200 руб. Забронировать поход Египетский зал в сопровождении профессионального гида также можно онлайн.

Бронировать  билет с экскурсией

Номер Египетского зала в Эрмитаже и как его найти

Египетский зал находится на первом этаже, он служит переходом из Малого Эрмитажа в главное здание. Ему присвоен номер 100. Для посещения Эрмитажа выбирайте маршруты №1 или 2, Египетский зал завершает программу осмотра достопримечательностей. Через него все гости двигаются к выходу из здания.

Расположение зала Древнего Египта №100 на плане Эрмитажа (маршрут №1):

План-схема расположения зала Древнего Египта на плане Эрмитажа (маршрут №1)

Современные исследования мумий Эрмитажа и путаница в экспонатах

Мумии в фондохранилище находятся в особом микроклимате в «спеленутом» виде. В 2017 году в связи с модой на медицинские исследования подобных экспонатов, в Эрмитаже решили провести МРТ мумии «певицы» Бабат. Оказалось, что аппарат МРТ не видит исследуемый объект из-за его полного обезвоживания. Компьютерная томография выявила сенсацию: под инвентарным номером женской мумии обнаружился мужчина-евнух!

Прибор установил не только отсутствие половых органов, но и ряд заболеваний, имевшихся у человека: остеохондроз в шее, артроз коленей, непропорционально длинные руки. Возраст, в котором наступила смерть определен в 30-40 лет. Возможно, обследована мумия жреца Па-кеша, а Бабат еще придется искать в запасниках. Инвентарные номера, скорее всего, перепутались в царские времена.

Видео о зале Древнего Египта и исследовании мумий: