Все дворцы Санкт-Петербурга

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге

Почти два столетия формировался ансамбль Юсуповского дворца, а точнее, обширной городской усадьбы, одной из немногих сохранившихся в Петербурге. Как и другие усадебные ансамбли в историческом центре города, он был связан с судьбами многих персонажей петербургской старины. То есть, в его биографии существовал «доюсуповский период», длившийся более века.

В начале XVIII века на левом берегу Мойки располагался небольшой дворец и усадьба царевны Прасковьи — племянницы Петра Великого. В 1726 году Прасковья Иоанновна подарила это свое владение лейб-гвардии Семеновскому полку, где он и квартировал до 1742 года. В середине 1740-х эта территория вошла в обширную усадьбу графа Петра Шувалова. Ловкий царедворец, ставший после дворцового переворота Елизаветы крупным сановником, обладал огромным государственным влиянием во все годы царствования «дщери петровой».

Время не сохранило имени архитектора, выстроившего дворец в новой усадьбе графа Шувалова. Судя по рисунку 1760 года художника М. Махаева, это был особняк в стиле русского барокко, где граф Шувалов устраивал пышные празднества и принимал свою венценосную покровительницу. В 1754 году в Шуваловском дворце на Мойке роскошным балом-маскарадом было отпраздновано рождение цесаревича Павла Петровича — будущего российского императора.

Сын Петра Шувалова — граф Андрей Петрович продал отцовский особняк. Блестящий вельможа новой эпохи царствования, состоявший в ближайшем окружении Екатерины Второй, вероятно, считал родительские хоромы старомодными и архаичными. Дворец по своему вкусу — в стиле входившего в моду классицизма — молодой граф Шувалов задумал возвести выше по течению Мойки.

Проект нового здания, выстроенного в 1770-е гг., выполнил архитектор Ж.-Б.Валлен Деламот. Согласно его решению, парадный вход в особняк был расположен со стороны внутреннего двора. Высокая семиметровая ограда этого двора, украшенная стройной классической колоннадой — единственное сооружение дворцового комплекса, сохранившееся до наших дней.

Читать еще:  Дворец графа Чернышева

Купленный в казну у потомков графа Шувалова дом на Мойке, по воле императрицы Екатерины, был пожалован фрейлине графине Александре Браницкой в 1795 г. Свидетельств о существенных перестройках дома в эти годы не найдено.

Графиня Александра Васильевна Браницкая, супруга коронного гетмана Польши, владела дворцом 35 лет. Затем почтенная хозяйка продала дом своим родственникам — князьям Юсуповым за 250 тысяч рублей. Купчая была оформлена на имя Бориса Николаевича Юсупова — племянника Браницкой.
Дата 5 марта 1830 года является началом новой динамичной и яркой биографии старинного дворца, вошедшего в историю России и архитектурную летопись Петербурга под именем Юсуповского.

Новые хозяева усадьбы начали с коренной ее перестройки, которая была поручена видному классицисту, «ректору архитектуры» Академии Художеств Андрею Алексеевичу Михайлову.

В начале 1890-х гг. архитекторы блестяще решили задачу технического переоборудования здания, которое было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией. Были также заново отделаны многие интерьеры, включая миниатюрный Домашний театр.

Последняя реконструкции дворца происходила в 1910 –х гг.: часть комнат первого этажа получила новую декоративную отделку в духе русского классицизма. С тех пор дворец не перестраивался, и сейчас мы видим его таким, каким он был почти столетие назад.

Послереволюционная судьба Юсуповского дворца сложилась счастливее многих старинных особняков Петербурга. Он был передан педагогической интеллигенции Ленинграда и стал центром ее профессионального и творческого общения. Благодаря этому дворец не эксплуатировался столь варварски и бездумно, как другие бывшие «памятники дворянского быта», и его парадные и приватные залы дожили до наших дней.