Юсуповский дворец на Мойке
В представлениях обычных граждан России дворец князей Юсуповых в Санкт-Петербурге связан с одним событием – убийством Григория Распутина. В реальности здание поражает классической простотой снаружи и роскошью интерьеров внутри. Большая и по столичным меркам усадьба полностью соответствовала статусу рода, его богатству и знатности.
Содержание
История дворца
Постройки на месте будущего особняка Юсуповых стояли с времен Петра I. Он выделил участок вблизи устья реки Мойки под дворец для племянницы – царевны Прасковьи, дочери Ивана Алексеевича, соправителя Петра в молодые годы.
Позднее имение отошло Семеновскому полку, а затем было приобретено Петром Шуваловым, одним из выдвиженцев при императрице Елизавете Петровне.
В 1770-х годах отеческий дворец был перестроен по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма для Андрея Петровича Шувалова.
Следующей владелицей стала Александра Браницкая в 1795 году. Племянница Потемкина была любимой фрейлиной Екатерины II. Ее и одарила императрица практически перед самой кончиной.
В 1830 году изрядно обветшавшее строение Браницкая продала родственникам. Ее сестра Татьяна была замужем за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (старшим). Сделку оформили на их сына Бориса.
Самая темная страница
Дворец «прославился» вместе с его последним владельцем Феликсом Юсуповым (младшим). Именно он стал организатором убийства Григория Распутина, старца, лечившего безнадежно больного цесаревича Алексея и имевшего безграничное влияние на императора Николая II и его супругу Александру Федоровну.
Феликс Юсупов 16 декабря 1916 года обманным путем пригласил старца к себе в гости. Группа заговорщиков сначала пыталась накормить старца отравленными пирожными, затем в него стреляли несколько раз, в том числе и хозяин. Раненого оставили в подвале, надеясь на его смерть, но тот сумел выбраться и даже добраться до ворот. Там в него еще раз выстрелили, а затем утопили в реке. До ликвидации самой монархии оставалось 2 месяца.
Новое время
Между двумя революциями 1917 года во дворец переехало посольство Швеции. Это спасло великолепные апартаменты от варварского разграбления.
Усилиями наркома просвещения Луначарского, а также ленинградских искусствоведов удалось сохранить Юсуповский дворец, как объект культуры союзного значения. С 1925 года он стал ДК при Наркомпросе. Музей сохранялся только в комнатах, где убивали Распутина.
В годы блокады во дворце разместили госпиталь. Несколько попаданий снарядов и бомб нанесли серьезный ущерб, но не разрушили здание целиком. Его ремонт начался уже в 1943 году. Капитально восстанавливать стали после войны, тогда же открылись первые музейные экспозиции дворянского быта.
Новая реставрация комплекса проведена в XXI веке, так как в здании стали интенсивно возникать трещины. Практически всем помещениям возвращен их дореволюционный вид. Возродили из руин Конюшенный флигель, парковую горку, обновили пейзажный сад.
Архитектурные особенности усадьбы Юсуповых
Первоначальный дом с трехэтажной центральной частью, украшенной портиком тосканского типа с шестью колоннами и фризом, а также парой одноэтажных крыльев, фасадом выходил на Мойку. В границах усадьбы с противоположной стороны располагались парадный двор, ограниченный аркой и двумя боковыми колоннадами, регулярный парк и садовый павильон.
С переходом имения к роду Юсуповых обветшавшее здание подверглось грандиозной реконструкции. В период с 1830 по 1838 годы архитектор Андрей Михайлов возвел два новых корпуса, сохраняя общий классический стиль: один – фасадом на реку, другой позднее – вдоль границы земельных владений на месте служебных построек, завершавшийся Конюшенным флигелем. В новых помещениях оборудовали картинные галереи и домашний театр.
Крылья главного дворца получили дополнительные этажи, а интерьеры – парадную лестницу и большую анфиладу. Их оформлением занимались И.А. Монигетти, Антонио Виги, А.А. Травин. Парк из регулярного стал пейзажным. Торжественный въезд был устроен с Офицерской улицы (ныне Декабристов).
Позднейшие реконструкции конца XIX – начала XX веков касались только внутреннего переустройства: было проведено водо- и электроснабжение, центральное отопление и канализация, а также перестроено несколько залов и гостиных, выделены покои для молодоженов – Феликса Юсупова и Ирины Александровны Романовой. Работы велись под руководством архитекторов А.Д. Шиллинга, А.А. Степанова, В.А. Кенеля, А.Я. Белобородова и других.
Внутреннее убранство дворца на Мойке
Роскошный образ жизни пяти поколений княжеского рода отражался и в убранстве усадьбы Юсуповых в городе Санкт-Петербурге на берегу Мойки. Залы, гостиные, театр были оформлены не только в классическом стиле, здесь присутствуют золото и лепнина, характерные для барокко, рококо и ампира. Создается впечатление, что хозяева старались превзойти императорскую семью по великолепию интерьеров.
Парадная лестница
Торжественный вход – это соединение немецкого ренессанса с обилием барочной лепнины на потолке. Посетителей встречают скульптуры сфинксов, а в стенных арочных нишах расположились символические статуи гостеприимства. Хрустальная с позолотой люстра – на 600 свечей.
Музыкальная гостиная
На первом этаже, в «мужской» половине расположена белая гостиная неоклассического стиля с роскошью, достойной Людовика XVI: золоченые рамы зеркал, такие же детали на лепных пилястрах и мебели, Главное украшение – австрийский механический орган.
Гостиная Генриха II
Помещение оформлено в стиле немецкого ренессанса времен французского короля Генриха II. Камин с двумя колоннами и высокой скульптурной группой над ним – копия аналога из Лувра. Мебель оригинальная – из грушевого дерева.
Кабинет-библиотека
Следующий в нижней анфиладе – кабинет князей Юсуповых. Это была и библиотека, и своеобразный семейный музей, где хранились не только книги, но и коллекции монет, медалей и оружия (утраченные в советское время). В тайнике в 1925 году были найдены письма Пушкина к княжеской родственнице Елизавете Хитрово́.
Турецкий кабинет
Комнату для игры в бильярд Монигетти оформил в турецком стиле с характерной деревянной отделкой, сводчатой аркой и витражами. Свет в помещение проникает через большие потолочные окна.
Мавританская гостиная
Восточная тема продолжается в Мавританской гостиной. Архитектор Степанов переделал комнату в стиле испанской Альгамбры времен Гранадского эмирата. Раньше здесь даже действовал фонтан.
Гобеленовая гостиная
Стены отделаны огромными панелями орехового дерева. Весь интерьер приехал по заказу из Европы. Три настенных гобелена по одной легенде подарены семейству Наполеоном, по другой – Людовиком XVIII. Сейчас подлинники находятся в Эрмитаже, а на их месте – живописные копии.
Парадная спальня
Изысканный синий цвет в спальне, достойной королевы, присутствует везде: в обивке стен, мебели из розового дерева, на покрывале кровати и в абажурах ламп. К сожалению, комната пострадала в войну и была восстановлена по сохранившемуся акварельному рисунку. Из подлинных предметов – камин с отделкой из оникса и украшение «горка» над ним.
Большая ротонда
Зал с купольным потолком и восемью колоннами из голубого искусственного мрамора, поставленными в круг, открывает парадную анфиладу дворца. Он создан архитектором Михайловым, плафон стилизовал под звездное небо художник Алексей Травин, а стены под мрамор – Антонио Виги.
«Цветные» гостиные
Продолжается анфилада по фасаду, выходящему на Мойку, тремя гостиными: Синей, Красной и Зеленой. Это торжество роскоши, богатства и общественного положения рода Юсуповых.
В синей и красной комнатах классический стиль буквально «забивается» блеском золота. Оно покрывает выступающие части лепного декора на потолке и стенах, подчеркивает резной узор на дверях, присутствует в люстрах, канделябрах, деталях мебели, небольших скульптурах.
Зеленая гостиная на их фоне выглядит «скромницей», потому что ее пришлось восстанавливать после прямого попадания снаряда в период блокады Ленинграда.
Из интересных деталей стоит выделить люстру в Синей гостиной со вставками из кобальтового стекла (невероятно дорогого в XIX веке материала), камин в Зеленой гостиной с отделкой из натурального малахита и паркет с изысканным узором.
Танцевальный и Белоколонный залы
Большие залы для балов, где присутствовало до 2000 человек, банкетов, торжественных приемов и концертов завершают парадную анфиладу.
В Танцевальном зале блеск золота минимален, зато в рамах зеркал присутствуют кристаллы хрусталя, а большая люстра украшена множеством хрустальных подвесок, ограненных под бриллианты. Потолочный плафон расписан итальянскими мастерами с эффектом перспективы, округлости пространства.
Белоколонный (самый большой) зал – по-настоящему сводчатый. Потолок поддерживают 24 колонны из искусственного мрамора, который из-за сложной технологии производства стоил дороже натурального. Кажется, что плафон богато украшен лепниной, но это – искусная роспись. На хорах располагался оркестр, с прекрасной акустикой его было отлично слышно танцующим.
Большая картинная галерея
Залы в специально выстроенном корпусе предназначались для хранения огромной коллекции живописи и скульптур, собранных семейством Юсуповых. Особенно в этом деле преуспел Николай Борисович (старший). Он перевез собранные сокровища в Питер из подмосковного Архангельского. Потомки только добавляли к ним новые шедевры.
На момент национализации дворца в 1918 году число «единиц хранения» составляло 1240. Почти все они уехали в другие музеи – Русский, Эрмитаж, Третьяковку или были проданы за рубеж «для финансирования нужд индустриализации» в период «Великого перелома».
Николаевский, Античный, Римский и зал Прециоза (драгоценностей) оформлены в стиле строгого классицизма с богатой лепниной по потолку, с пилястрами, портиками, мраморными каминами. Когда-то картины русских и европейских мастеров в них висели от пола до потолка. Сейчас в каждом присутствует по нескольку копий и подлинников.
Домашний театр
Из Римского зала гости по нисходящей лестнице под Триумфальной аркой попадали в театр. Оформление зрительного зала по роскоши и удобству может соперничать с Мариинкой или Александринкой: блеск золоченой лепнины в стиле барокко, княжеская ложа, аналогичная царской, аллегорическая роспись плафона и удивительная акустика!
Зал Антонио Виги
Зал в античном стиле служил семье парадной столовой, куда мебель вносили перед торжествами. Название пошло от потолочного плафона, расписанного этим итальянским мастером на сюжет причисления Геракла к олимпийским богам.
Дубовая столовая
Помещение в духе немецкого ренессанса использовалось для обедов в узком семейном кругу.
Зеркальный зал
Большой зал на половине Юсуповых-молодоженов служил для приемов, танцев и музыкальных вечеров. Он напоминает белоколонный – в миниатюре, но оформлен в оливковых тонах.
Большая гостиная Феликса Юсупова
Комната в стиле неоклассицизма утонченно расписана художником Чехониным. На потолочном плафоне лебеди соседствуют с бабочками, цветами и райскими птицами.
Подвал
Хозяйственное помещение в подвале превратили в небольшую гостиную специально для убийства Распутина, чтобы не было слышно выстрелов. Привели в порядок стены, расставили старинную мебель, наполнили посудой и разными безделушками, постелили персидский ковер и шкуру белого медведя.
Сейчас в этом и соседних помещениях – экспозиция, посвященная трагическому событию, с восковыми фигурами главных героев.
Домовая церковь
Храм построен в 1881 году. Здесь Юсуповы женились, крестились, тут их провожали в последний путь. Церковь отреставрирована в 2017.
Музей в Юсуповском дворце
Музей позиционирует себя как интерьерный. Кроме прекрасного убранства залов и гостиных вы можете увидеть картины русских мастеров с середины XIX до начала ХХ века, копии шедевров, переехавших в другие музеи, несколько скульптур из Европы, в том числе относящихся к XVIII веку. Большинство мебельных гарнитуров и аксессуары – подлинники, принадлежавшие семье, остальные – выполнены в столичных мастерских в то же время.
Юсуповский дворец можно посещать самостоятельно и с экскурсиями. Для индивидуального осмотра доступны две экспозиции:
- «Парадные залы дворца и жилые покои князя»;
- «Убийство Распутина и жилая половина молодых Юсуповых».
С экскурсиями можно пройти:
- основной маршрут – парадный;
- по княжеским покоям – мужским и женским;
- по старинной усадьбе с посещением парка и служебных помещений;
- по владениям пятого поколения Юсуповых с посещением места убийства Распутина;
- в театр и его закулисье.
Кроме того, можно почувствовать себя представителем высшего общества, если заказать во дворце проведение регистрации брака, большого банкета или конференции.
В театре идут постановки классических оперетт. В Конюшенном корпусе регулярно проводятся интерактивные мероприятия, совмещающие посиделки за столом с показом приготовления и дегустацией блюд из меню прошлых веков и экскурсии по залам.
Где находится Юсуповский дворец
Знаменитая усадьба Юсуповых в Санкт-Петербурге располагается на набережной реки Мойки, д. 94. Вход для туристов – через парк с ул. Декабристов, д. 21. Со стороны главного фасада пропускают только театральных зрителей.