Все дворцы Санкт-Петербурга

Юсуповский дворец на Мойке

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге на Мойке

В представлениях обычных граждан России дворец князей Юсуповых в Санкт-Петербурге связан с одним событием – убийством Григория Распутина. В реальности здание поражает классической простотой снаружи и роскошью интерьеров внутри. Большая и по столичным меркам усадьба полностью соответствовала статусу рода, его богатству и знатности.

История дворца

Вид Юсуповского двореца с набережной реки Мойки в Санкт-петербурге
Вид Юсуповского двореца с набережной реки Мойки. фото 1880-1900 г.

Постройки на месте будущего особняка Юсуповых стояли с времен Петра I. Он выделил участок вблизи устья реки Мойки под дворец для племянницы – царевны Прасковьи, дочери Ивана Алексеевича, соправителя Петра в молодые годы.

Позднее имение отошло Семеновскому полку, а затем было приобретено Петром Шуваловым, одним из выдвиженцев при императрице Елизавете Петровне.

В 1770-х годах отеческий дворец был перестроен по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма для Андрея Петровича Шувалова.

Бальный зал Юсуповского дворца на Мойке в Петербурге, фото 1860-1870 г.
Бальный зал Юсуповского дворца, фото 1860-1870 г.

Следующей владелицей стала Александра Браницкая в 1795 году. Племянница Потемкина была любимой фрейлиной Екатерины II. Ее и одарила императрица практически перед самой кончиной.

В 1830 году изрядно обветшавшее строение Браницкая продала родственникам. Ее сестра Татьяна была замужем за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (старшим). Сделку оформили на их сына Бориса.

Самая темная страница

Григорий Распутин и Феликс Юсупов
Григорий Распутин и Феликс Юсупов

Дворец «прославился» вместе с его последним владельцем Феликсом Юсуповым (младшим). Именно он стал организатором убийства Григория Распутина, старца, лечившего безнадежно больного цесаревича Алексея и имевшего безграничное влияние на императора Николая II и его супругу Александру Федоровну.

Феликс Юсупов 16 декабря 1916 года обманным путем пригласил старца к себе в гости. Группа заговорщиков сначала пыталась накормить старца отравленными пирожными, затем в него стреляли несколько раз, в том числе и хозяин. Раненого оставили в подвале, надеясь на его смерть, но тот сумел выбраться и даже добраться до ворот. Там в него еще раз выстрелили, а затем утопили в реке. До ликвидации самой монархии оставалось 2 месяца.

Новое время

Гобеленовая гостиная дворца Юсуповых на Мойке, 1935-1940 г.
Гобеленовая гостиная, 1935-1940 г.

Между двумя революциями 1917 года во дворец переехало посольство Швеции. Это спасло великолепные апартаменты от варварского разграбления.

Усилиями наркома просвещения Луначарского, а также ленинградских искусствоведов удалось сохранить Юсуповский дворец, как объект культуры союзного значения. С 1925 года он стал ДК при Наркомпросе. Музей сохранялся только в комнатах, где убивали Распутина.

В годы блокады во дворце разместили госпиталь. Несколько попаданий снарядов и бомб нанесли серьезный ущерб, но не разрушили здание целиком. Его ремонт начался уже в 1943 году. Капитально восстанавливать стали после войны, тогда же открылись первые музейные экспозиции дворянского быта.

Новая реставрация комплекса проведена в XXI веке, так как в здании стали интенсивно возникать трещины. Практически всем помещениям возвращен их дореволюционный вид. Возродили из руин Конюшенный флигель, парковую горку, обновили пейзажный сад.

Читать еще:  Строгановский дворец - билеты и часы работы в 2022 году

Архитектурные особенности усадьбы Юсуповых

Главный фасад дворца Юсуповых на Мойке в Санкт-Петербурге
Главный фасад дворца

Первоначальный дом с трехэтажной центральной частью, украшенной портиком тосканского типа с шестью колоннами и фризом, а также парой одноэтажных крыльев, фасадом выходил на Мойку. В границах усадьбы с противоположной стороны располагались парадный двор, ограниченный аркой и двумя боковыми колоннадами, регулярный парк и садовый павильон.

Вход во дворец со стороны внутреннего двора Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
Вход во дворец со стороны внутреннего двора

С переходом имения к роду Юсуповых обветшавшее здание подверглось грандиозной реконструкции. В период с 1830 по 1838 годы архитектор Андрей Михайлов возвел два новых корпуса, сохраняя общий классический стиль: один – фасадом на реку, другой позднее – вдоль границы земельных владений на месте служебных построек, завершавшийся Конюшенным флигелем. В новых помещениях оборудовали картинные галереи и домашний театр.

Крылья главного дворца получили дополнительные этажи, а интерьеры – парадную лестницу и большую анфиладу. Их оформлением занимались И.А. Монигетти, Антонио Виги, А.А. Травин. Парк из регулярного стал пейзажным. Торжественный въезд был устроен с Офицерской улицы (ныне Декабристов).

Парадный двор Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге
Парадный двор

Позднейшие реконструкции конца XIX – начала XX веков касались только внутреннего переустройства: было проведено водо- и электроснабжение, центральное отопление и канализация, а также перестроено несколько залов и гостиных, выделены покои для молодоженов – Феликса Юсупова и Ирины Александровны Романовой. Работы велись под руководством архитекторов А.Д. Шиллинга, А.А. Степанова, В.А. Кенеля, А.Я. Белобородова и других.

Внутреннее убранство дворца на Мойке

Роскошный образ жизни пяти поколений княжеского рода отражался и в убранстве усадьбы Юсуповых в городе Санкт-Петербурге на берегу Мойки. Залы, гостиные, театр были оформлены не только в классическом стиле, здесь присутствуют золото и лепнина, характерные для барокко, рококо и ампира. Создается впечатление, что хозяева старались превзойти императорскую семью по великолепию интерьеров.

Парадная лестница

Парадная лестница в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Торжественный вход – это соединение немецкого ренессанса с обилием барочной лепнины на потолке. Посетителей встречают скульптуры сфинксов, а в стенных арочных нишах расположились символические статуи гостеприимства. Хрустальная с позолотой люстра – на 600 свечей.

Музыкальная гостиная

Музыкальная гостиная в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

На первом этаже, в «мужской» половине расположена белая гостиная неоклассического стиля с роскошью, достойной Людовика XVI: золоченые рамы зеркал, такие же детали на лепных пилястрах и мебели, Главное украшение – австрийский механический орган.

Гостиная Генриха II

Гостиная Генриха II в дворце Юсуповых на Мойке в Санкт-Петербурге

Помещение оформлено в стиле немецкого ренессанса времен французского короля Генриха II. Камин с двумя колоннами и высокой скульптурной группой над ним – копия аналога из Лувра. Мебель оригинальная – из грушевого дерева.

Кабинет-библиотека

Кабинет-библиотека князей Юсуповых во дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Следующий в нижней анфиладе – кабинет князей Юсуповых. Это была и библиотека, и своеобразный семейный музей, где хранились не только книги, но и коллекции монет, медалей и оружия (утраченные в советское время). В тайнике в 1925 году были найдены письма Пушкина к княжеской родственнице Елизавете Хитрово́.

Турецкий кабинет

Турецкий кабинет в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Комнату для игры в бильярд Монигетти оформил в турецком стиле с характерной деревянной отделкой, сводчатой аркой и витражами. Свет в помещение проникает через большие потолочные окна.

Мавританская гостиная

Мавританская гостиная Юсуповского дворца на Мойке в Санкт-Петербурге

Восточная тема продолжается в Мавританской гостиной. Архитектор Степанов переделал комнату в стиле испанской Альгамбры времен Гранадского эмирата. Раньше здесь даже действовал фонтан.

Читать еще:  Дворец на Елагином острове

Гобеленовая гостиная

Гобеленовая гостиная в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Стены отделаны огромными панелями орехового дерева. Весь интерьер приехал по заказу из Европы. Три настенных гобелена по одной легенде подарены семейству Наполеоном, по другой – Людовиком XVIII. Сейчас подлинники находятся в Эрмитаже, а на их месте – живописные копии.

Парадная спальня

Парадная спальня в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Изысканный синий цвет в спальне, достойной королевы, присутствует везде: в обивке стен, мебели из розового дерева, на покрывале кровати и в абажурах ламп. К сожалению, комната пострадала в войну и была восстановлена по сохранившемуся акварельному рисунку. Из подлинных предметов – камин с отделкой из оникса и украшение «горка» над ним.

Большая ротонда

Большая ротонда в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Зал с купольным потолком и восемью колоннами из голубого искусственного мрамора, поставленными в круг, открывает парадную анфиладу дворца. Он создан архитектором Михайловым, плафон стилизовал под звездное небо художник Алексей Травин, а стены под мрамор – Антонио Виги.

«Цветные» гостиные

Продолжается анфилада по фасаду, выходящему на Мойку, тремя гостиными: Синей, Красной и Зеленой. Это торжество роскоши, богатства и общественного положения рода Юсуповых.

Синяя гостиная в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Синяя гостиная

В синей и красной комнатах классический стиль буквально «забивается» блеском золота. Оно покрывает выступающие части лепного декора на потолке и стенах, подчеркивает резной узор на дверях, присутствует в люстрах, канделябрах, деталях мебели, небольших скульптурах.

Красная гостиная в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Красная гостиная

Зеленая гостиная на их фоне выглядит «скромницей», потому что ее пришлось восстанавливать после прямого попадания снаряда в период блокады Ленинграда.

Зеленая гостиная в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Зеленая гостиная

Из интересных деталей стоит выделить люстру в Синей гостиной со вставками из кобальтового стекла (невероятно дорогого в XIX веке материала), камин в Зеленой гостиной с отделкой из натурального малахита и паркет с изысканным узором.

Танцевальный и Белоколонный залы

Танцевальный зал в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Танцевальный зал

Большие залы для балов, где присутствовало до 2000 человек, банкетов, торжественных приемов и концертов завершают парадную анфиладу.

В Танцевальном зале блеск золота минимален, зато в рамах зеркал присутствуют кристаллы хрусталя, а большая люстра украшена множеством хрустальных подвесок, ограненных под бриллианты. Потолочный плафон расписан итальянскими мастерами с эффектом перспективы, округлости пространства.

Белоколонный зал в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Белоколонный зал

Белоколонный (самый большой) зал – по-настоящему сводчатый. Потолок поддерживают 24 колонны из искусственного мрамора, который из-за сложной технологии производства стоил дороже натурального. Кажется, что плафон богато украшен лепниной, но это – искусная роспись. На хорах располагался оркестр, с прекрасной акустикой его было отлично слышно танцующим.

Большая картинная галерея

Николаевский зал в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Николаевский зал

Залы в специально выстроенном корпусе предназначались для хранения огромной коллекции живописи и скульптур, собранных семейством Юсуповых. Особенно в этом деле преуспел Николай Борисович (старший). Он перевез собранные сокровища в Питер из подмосковного Архангельского. Потомки только добавляли к ним новые шедевры.

Зал Прециоза в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Зал Прециоза

На момент национализации дворца в 1918 году число «единиц хранения» составляло 1240. Почти все они уехали в другие музеи – Русский, Эрмитаж, Третьяковку или были проданы за рубеж «для финансирования нужд индустриализации» в период «Великого перелома».

Античный зал в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Античный зал

Николаевский, Античный, Римский и зал Прециоза (драгоценностей) оформлены в стиле строгого классицизма с богатой лепниной по потолку, с пилястрами, портиками, мраморными каминами. Когда-то картины русских и европейских мастеров в них висели от пола до потолка. Сейчас в каждом присутствует по нескольку копий и подлинников.

Читать еще:  Приоратский дворец в Гатчине
Римский зал в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге
Римский зал

Домашний театр

Домашний театр в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Из Римского зала гости по нисходящей лестнице под Триумфальной аркой попадали в театр. Оформление зрительного зала по роскоши и удобству может соперничать с Мариинкой или Александринкой: блеск золоченой лепнины в стиле барокко, княжеская ложа, аналогичная царской, аллегорическая роспись плафона и удивительная акустика!

Зал Антонио Виги

Зал Антонио Виги в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Зал в античном стиле служил семье парадной столовой, куда мебель вносили перед торжествами. Название пошло от потолочного плафона, расписанного этим итальянским мастером на сюжет причисления Геракла к олимпийским богам.

Дубовая столовая

Дубовая столовая в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Помещение в духе немецкого ренессанса использовалось для обедов в узком семейном кругу.

Зеркальный зал

Зеркальный зал в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

 

Большой зал на половине Юсуповых-молодоженов служил для приемов, танцев и музыкальных вечеров. Он напоминает белоколонный – в миниатюре, но оформлен в оливковых тонах.

Большая гостиная Феликса Юсупова

Большая гостиная Феликса Юсупова в дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Комната в стиле неоклассицизма утонченно расписана художником Чехониным. На потолочном плафоне лебеди соседствуют с бабочками, цветами и райскими птицами.

Подвал

Экспозиция в подвале Юсуповского дворца на мойке посвященная убийству Распутина

Хозяйственное помещение в подвале превратили в небольшую гостиную специально для убийства Распутина, чтобы не было слышно выстрелов. Привели в порядок стены, расставили старинную мебель, наполнили посудой и разными безделушками, постелили персидский ковер и шкуру белого медведя.

Сейчас в этом и соседних помещениях – экспозиция, посвященная трагическому событию, с восковыми фигурами главных героев.

Домовая церковь

Домовая церковь в Юсуповском дворце на Мойке в Санкт-Петербурге

Храм построен в 1881 году. Здесь Юсуповы женились, крестились, тут их провожали в последний путь. Церковь отреставрирована в 2017.

Музей в Юсуповском дворце

Музейная экспозиция посвященная убийству Распутина в Юсуповском дворце
Музейная экспозиция посвященная убийству Распутина

Музей позиционирует себя как интерьерный. Кроме прекрасного убранства залов и гостиных вы можете увидеть картины русских мастеров с середины XIX до начала ХХ века, копии шедевров, переехавших в другие музеи, несколько скульптур из Европы, в том числе относящихся к XVIII веку. Большинство мебельных гарнитуров и аксессуары – подлинники, принадлежавшие семье, остальные – выполнены в столичных мастерских в то же время.

Юсуповский дворец можно посещать самостоятельно и с экскурсиями. Для индивидуального осмотра доступны две экспозиции:

  • «Парадные залы дворца и жилые покои князя»;
  • «Убийство Распутина и жилая половина молодых Юсуповых».

С экскурсиями можно пройти:

  • основной маршрут – парадный;
  • по княжеским покоям – мужским и женским;
  • по старинной усадьбе с посещением парка и служебных помещений;
  • по владениям пятого поколения Юсуповых с посещением места убийства Распутина;
  • в театр и его закулисье.

Кроме того, можно почувствовать себя представителем высшего общества, если заказать во дворце проведение регистрации брака, большого банкета или конференции.

В театре идут постановки классических оперетт. В Конюшенном корпусе регулярно проводятся интерактивные мероприятия, совмещающие посиделки за столом с показом приготовления и дегустацией блюд из меню прошлых веков и экскурсии по залам.

Где находится Юсуповский дворец

Знаменитая усадьба Юсуповых в Санкт-Петербурге располагается на набережной реки Мойки, д. 94. Вход для туристов – через парк с ул. Декабристов, д. 21. Со стороны главного фасада пропускают только театральных зрителей.

Юсуповский дворецМузей в Санкт‑Петербурге