Пригороды Санкт-Петербурга

ТОП 36 достопримечательностей Кронштадта

Достопримечательности Кронштадта

Город-спутник, почти ровесник Санкт-Петербурга, Кронштадт весь период существования – еще и главный защитник северной столицы со стороны Балтики. Интересные места на его территории не всегда выглядят эстетично, но в них чувствуется мощь и опора для северной столицы, флота, государства в целом.

Если взглянуть на карту города Кронштадт, достопримечательности, относящиеся к XVIII-XX векам, щедро «рассыпаны» по всей территории острова Котлин и его акватории. И в прошлом, и сейчас город Кронштадт с его военно-морской базой служит единой цели: закрыть доступ врагу к главному фарватеру и в устье Невы.

Содержание

Якорная площадь

Якорная площадь в Кронштадте

Первоначально большое пространство за стеной Кронштадтского адмиралтейства было складом новых и старых якорей. Центральной площадью города оно стало в ХХ веке, с началом строительства грандиозного Морского собора.

Со временем Якорная площадь превратилась в место проведения митингов и парадов. Также ее часть занимает некрополь. Здесь захоронены участники революционных восстаний 1905 и 1917 годов, жертвы гражданской войны, а также «ликвидаторы» матросского мятежа 1921 года. Сейчас у братских могил зажжен Вечный огонь.

Из других достопримечательностей на площади находятся:

  • памятник флотоводцу адмиралу Макарову;
  • якоря и артиллерийская установка с линкора «Октябрьская революция»;
  • стена Славы в честь защитников города в Великую Отечественную войну.

Морской Никольский собор

Морской Никольский собор в Кронштадте

Храм в честь всех погибших за родину моряков, независимо от чинов и рангов, а также корабельных священников, был заложен в 1902 году в присутствии императорской семьи, а также будущего российского святого – Иоанна Кронштадтского. Торжественное освящение прошло в 1913 году.

Собор по внешним и внутренним очертаниям напоминает константинопольскую Святую Софию. Его купол и крест видны кораблям, заходящим в гавани Кронштадта. В интерьере присутствует морская тематика: окна в виде корабельных иллюминаторов, в орнаменте пола – рыбы и медузы. Главные святыни – мраморные доски с именами моряков и названиями кораблей.

Внутреннее убранство – мозаичные иконы, огромные стеклянные витражи, отделка майоликой и позолотой, мрамор различных оттенков, небольшое количество фресок. Все это благолепие, уничтоженное в периоды богоборчества, было восстановлено в период 2000-2013 годов.

Парк «Остров фортов»

Музейно-исторический парк «Остров фортов» в Кронштадте

Место для интересного семейного отдыха – это и зона развлечений с разнообразными аттракционами для детей до 12 лет, и музей под открытым небом, ненавязчиво знакомящий посетителей с героической историей российского флота.

Форт «Константин»

Музеи форта «Константин» в Кронштадте

Один из крупнейших фортов Кронштадской оборонительной системы в XXI веке превратился комплекс современных развлечений для туристов разных возрастов, сохранивший при этом военные укрепления – брустверы, эскарпы и казематы.

Форт «Александр I»

Форт «Александр I» в Кронштадте

Мощный форт казематного типа, прикрывающий главный фарватер и Каботажную гавань, возведен к 1845 году. Его закругленные мощные стены напоминают форт «Боярд».

Удачная конфигурация и мощная артиллерия отбивали у предполагаемого противника желание пройти в сторону Санкт-Петербурга. В период Крымской войны английская эскадра не рискнула испытать его мощь на собственных кораблях.

С 1898 года и до революции форт использовали как биологическую лабораторию, разрабатывающую вакцины против страшных болезней, в том числе чумы и холеры. Отсюда возникло новое название «Чумной».

Форт «Кроншлот»

Форт «Кроншлот» в Кронштадте

Самый первый форт в акватории Кронштадта был построен по чертежам самого Петра I. Первоначальный вариант искусственного острова был деревянным на ряжевом основании. На верху устраивали артиллерийскую батарею.

Справка: ряжи – деревянные срубы, заполненные камнями, установленные друг на друга.

Современный каменный вариант укреплений с ломаными очертаниями появился в 1860-х. Послужить ему довелось при защите Ленинграда в годы блокады. «Кроншлот» используется и сейчас: в нем расположена лаборатория по размагничиванию судов.

Форт «Риф»

Форт «Риф» в Кронштадте

Береговое укрепление для защиты острова Котлин от вражеских десантов появился еще при Петре Великом. Позднее его батарею переименовали в Александровскую.

Читать еще:  Петергоф

В конце XIX века форт сделали полигоном для испытания новых видов бетона, затем артиллерийских крепостных орудий и систем. Новые боевые укрепления появились здесь перед Первой Мировой войной. Их усовершенствовали и использовали в период блокады Ленинграда. После войны все орудия постепенно убрали за ненадобностью, а форт служил в качестве РЛС, затем участка по утилизации боеприпасов.

Другие форты Кронштадта

Причал форта "Граф Милютин"
Причал форта «Граф Милютин»

Всего фортов на острове Котлин и в его акватории (включая выше перечисленные) за пару столетий было создано семнадцать, плюс два – «на материке», напротив друг друга – «Красная горка» и «Ино».

Свою задачу – не пускать врага в Санкт-Петербург кронштадтские укрепления выполнили на 100%. Если им не довелось «повоевать» сразу после строительства, то в годы Великой Отечественной войны почти на всех стояли зенитные орудия либо дальнобойные пушки, обстреливавшие фашистов, оккупировавших ближние подступы Ленинграда.

У всех фортов, как у людей или кораблей, своя судьба. Например, «Граф Милютин» прославился тем, что участвовал в первой в мире связи по беспроволочному телеграфу. Форт «Павел I» оказался разрушен до основания в результате дебоша пьяных матросов на складе морских мин.

Хорошо сохранившиеся объекты сейчас включены в программу восстановления и развития. Фортам № 3 и 7 возле Северного фарватера «не повезло» больше других. Они попали в зону строительства дамбы и оказались под ее основанием.

Кронштадтская крепость

Сохранившийся участок стены Кронштадтской крепости
Сохранившийся участок стены Кронштадтской крепости

Строительство земляных укреплений с валами, стенами, бастионами вокруг развивающегося города начал Петр I в 1723 году. К середине 1730-х основные работы были завершены. Каменные стены и сооружения стали возводить при Екатерине II одновременно со строительством нового Адмиралтейства.

После катастрофического наводнения осенью 1824 года, смывшего практически весь город, восстановление провели в период 2 лет.

Сейчас от крепости остались: Кронверкский канал с защитной плотиной, земляные вал и ров по его берегу, несколько оборонительных казарм и полубашен по периметру, часть северной стены.

Петровская пристань

Петровская пристань в Кронштадте

Пристань, куда приходят все прогулочные суда из северной столицы, еще называют Зимней. Это круглогодичная стоянка кораблей. Первые причальные сооружения построены при Петре I: длинный мол с внутренним каналом для перемещения судов в сухой док и обратно.

С 1859 по 1882 годы пристань стали возводить в камне, чтобы она эстетически соответствовала новому Петровскому парку. При этом сохранили пирс и канал по его середине.

На берегу установлены артиллерийская система с линкора «Император Павел I», использовавшаяся в годы блокады, и сигнальная пушка, стрелявшая каждый полдень или в час наводнения.

Деревянный маяк

Деревянный маяк в Кронштадте

Белая деревянная башня – знаковая точка на Зимней пристани. Ее высота – 41 м. С помощью пары таких сооружений моряки выверяли курс в сложном фарватере Финского залива. Сейчас маяк законсервирован, оборудование оставлено на месте, поэтому внутрь попасть нельзя. Зато какие интересные фото можно сделать на его фоне, да с большими кораблями по соседству!

Секрет: внутри – каркас металлический, только обшивка – деревянная!

Маяк «Толбухин»

Маяк «Толбухин» в Кронштадте

Маяк стоит в акватории Финского залива в 5 км к северо-западу от форта «Риф» на крайней западной точке Котлина. Сооружение названо в честь первого коменданта Кронштадта. Каменную башню возвели в 1809-1810 годы взамен петровской деревянной. Маяк действующий, находится в ведении военных, поэтому доступ на островок запрещен. Увидеть его можно только с катера.

Музей истории Кронштадта

Музей истории Кронштадта
Здание музея в бывшей водонапорной башне XIX века на Ленинградской улице, дом 2

Выставки музея расположены в двух зданиях. «Три века кронштадтской истории» – на Якорной площади, д. 2а. Предметы коллекции пожертвованы в том числе и горожанами. Среди необычных экспонатов – лошадиный респиратор, устройство для чистки мундирных пуговиц, логарифмическая линейка компактной круглой формы.

«Подводная археология» размещается в водонапорной башне середины XIX века. Там представлены находки с затонувших в Финском заливе российских кораблей – их детали, ядра, посуда, вещи моряков.

Кронштадтский Морской музей

Кронштадтский морской музей

Главная экспозиция посвящена истории водолазного дела в стране. На обозрение выставлены водолазные костюмы и шлемы разных лет, оборудование, оружие и экипировка диверсионных групп. Другая часть – рассказ об обороне Кронштадта в Великую Отечественную войну, о ежедневном героизме моряков и трудностях для мирных граждан, переживавших блокаду наравне с ленинградцами.

Корабль-музей «Беспокойный»

Корабль-музей «Беспокойный» в Кронштадте

Эскадренный миноносец 1990 года постройки долгие годы нес службу на Балтийском флоте РФ. В конце «нулевых» его вывели из боевого состава. Энергетические установки и двигатели были переданы другим кораблям. После консервации и герметизации «Беспокойный» в 2018 году встал на вечную стоянку возле Петровской пристани в качестве музея. Экскурсии проводятся для курсантов военных училищ, юнармейцев и всех желающих по выходным дням.

Читать еще:  Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

Музей маячной службы

Музей маячной службы в Кронштадте

Музей находится в солдатской казарме форта «Константин» и работает в интерактивном режиме. Вы не только увидите маячные фонари и линзы разных времен в рабочем режиме, услышите рассказ гида об истории маячного дела, но сможете подержать в руках многие экспонаты, подать сигналы.

Чугунная мостовая

Чугунная мостовая в Кронштадте

Идею мостовой из чугунных плиток (шашек) подсмотрел в США генерал В. П. Лебедев, руководивший пароходным заводом в Кронштадте. Дорогостоящий способ дорожного покрытия полностью оправдал себя. Чугунные мостовые на нескольких улицах города и во дворе завода исправно прослужили без ремонта почти 80 лет. В 1941 году с началом блокады почти все покрытие разобрали для производства мин.

Сейчас подлинные «шашки» сохранились на Пеньковом мосту через Обводный канал в створе Петровской улицы. Чугунная мостовая на Коммунистической улице (бывшей Княжеской) вдоль Якорной площади – новодел, но устроенный по старым чертежам.

Петровский док

Петровский док в Кронштадте

Говорят, что император лично придумал систему откачки воды из дока перед ремонтом кораблей. Сложное инженерное сооружение состояло из канала, запорных ворот, нескольких доковых камер для ремонтных работ, сливной камеры и приспособленного для этих же целей естественного оврага, бассейна с комплексом насосов для откачки воды, приводимых в действие ветряным двигателем. Позднее бассейн соединили с Обводным каналом.

Док строился с 1719 по 1752 годы из-за прекращения финансирования в периоды царствования Петра II и Анны Иоанновны. Сейчас обычные туристы без сталкерских навыков могут увидеть только запорные ворота с Докового моста на Макаровской улице, овраг и бассейн недалеко от Якорной площади.

Макаровский мост

Макаровский мост в Кронштадте

«Висячий» пешеходный мост через овраг построили к дате торжественного освящения Морского собора в июне 1913 года. Таким образом, сокращался путь императора Николая II от Петровской пристани до входа в храм, а процессия становилась более величественной. Название сооружению дали по расположенному у выхода памятнику адмиралу Макарову.

Синий мост

КронштадтСиний мост в городе Кронштадт — Яндекс Карты

Мост на Макаровской улице через Обводный канал возле Итальянского пруда изначально был построен в 1794 году и почти сразу был выкрашен в синий цвет. Через 80 лет ветхое сооружение заменили металлическим, а еще через 90 (при советской власти) – расширили под современные транспортные потоки. При этом перила традиционно продолжают покрывать синей краской.

Кронштадтский футшток и павильон мареографа

Здание мареографа кронштадтского футштока
Здание мареографа кронштадтского футштока

Еще в 1840 году на устое Синего моста (небольшой береговой опоре) была нанесена черта, обозначавшая средний уровень воды в Финском заливе. С 1886 года черта была заменена медной пластиной – Кронштадтским футштоком. От его уровня отсчитываются все высоты и глубины на картах России.

В 1899 году был установлен деревянный павильон с прибором мареографом. Автоматический самописец, погруженный в специальный колодец и совмещенный по уровню с футштоком, фиксирует изменения уровня воды в Финском заливе, предупреждая о наводнениях. Современное желтое здание со шпилем построено в 1951 году.

Памятник блокадной колюшке

Памятник рыбке колюшке в Кронштадте
Памятник рыбке колюшке в Кронштадте

В 2005 году в 10 м от Синего моста были установлены мемориальная доска и маленький памятник рыбке колюшке. Массовый вылов ее в Неве и Финском заливе блокадными веснами выручал голодающих ленинградцев и кронштадтцев

Итальянский дворец

Итальянский дворец в Кронштадте

От первоначального вида дворца, построенного в 1724 году в стиле петровского барокко для Александра Меншикова, практически ничего не осталось. С конца XVIII века его неоднократно перестраивали и расширяли под нужды военных училищ. В советское время там размещались дом офицеров и матросов, театр Балтфлота, краеведческий музей.

С 2008 года часть здания занимает военно-морской штаб, а в другой с 2011 разместился музей «Кронштадтская крепость».

Итальянский пруд

Итальянский пруд в Кронштадте

Водоем является частью Купеческой гавани, а название получил по Итальянскому дворцу. Пруд, построенный к 1727 году, имел хозяйственное назначение – для удобства выгрузки товаров. С начала XIX века в нем располагалась пристань регулярного пароходного маршрута из Санкт-Петербурга и обратно.

По его берегам размещены старинные орудия, защищавшие город в прошлые столетия, а также кран для снятия мачт с деревянных кораблей перед зимовкой и их установки обратно к навигации.

Кронштадтское адмиралтейство и Обводный канал

Кронштадтское адмиралтейство и Обводный канал

После серьезного пожара в 1783 году Екатерина II повелела перевести Адмиралтейство из столицы в Кронштадт. Строительство складов, заводов, мест для хранения леса и угля, казарм для нижних чинов и жилых помещений для офицеров велось весь период ее царствования.

Читать еще:  Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Для нужд строительства вырыли Обводный канал. Он начинался от Итальянского пруда, огибал будущие склады и предприятия по прямоугольной траектории и завершался выходом к пирсу Морского завода. Только Павел I отменил эту затею. Водный путь использовали для доставки гражданских товаров в городские лавки. Часть складских зданий по улицам с современными названиями ­Карла Маркса и Советская сохранилась до наших дней.

Гостиный двор

Гостиный двор в Кронштадте

Уменьшенную копию знаменитого петербургского Гостиного двора построили в Кронштадте в 1832 году на месте ветхих торговых рядов. Торговый центр – действующий, отреставрирован в 2007.

Владимирский собор

Владимирский собор в Кронштадте

Первый гарнизонный храм был построен в 1735 году из дерева. Главной святыней стала Владимирская Икона Божией матери, список которой заказал лично Петр I. Церковь несколько раз перестраивали из-за ветхости или после пожара, пока в 1882 году не возвели каменный собор. Неорусский стиль во внешнем убранстве удивительным образом «сплавлен» с архитектурной формой раннехристианской римской базилики.

После революции храм закрыли. В хрущовские времена его несколько раз пытались взорвать. Работы прекратили только после жалоб жителей соседних зданий на трещины в стенах. Собор лишился паперти, алтаря и колокольни, но стены устояли. Его возрождение состоялось только в «нулевые» годы XXI века.

Часовня Петра и Павла

Часовня Петра и Павла в Кронштадте

Часовню построили в 1909-1910 годах в память о победе русских войск в Полтавской битве на территории адмиралтейства. В советские годы ее снесли, сейчас она воссоздана заново на прежнем месте в филиале парка «Патриот» в 2018 году.

Часовня Спаса-на-Водах

Часовня Спаса-на-Водах в Кронштадте

Часовня возведена к 200-летию города вблизи Петербургских ворот. Знаковыми иконами на фасадах стали «Спасение апостола Петра Иисусом Христом на Галилейском озере» и «Спасение корабля по молитвам Николая Чудотворца». В советское время часовня разрушилась без ремонтов и была восстановлена к 300-летию Кронштадта.

Андреевский сад и музыкальный фонтан

Тихвинская часовня в Андреевском саду в Кронштадте
Тихвинская часовня в Андреевском саду

В старейшем городском саду стоял Андреевский собор 1817 года постройки. В нем более полувека служил праведный Иоанн Кронштадтский. В 1932 году храм был взорван до основания. Пока восстановлена только Тихвинская часовня. На месте собора – площадка и памятный гранитный знак. Из современных развлечений в саду – арт-объект «Древо Желаний» с уже сложившимся ритуалом.

Свето-музыкальный фонтан в Кронштадте
Свето-музыкальный фонтан

По другую сторону Советской улицы в сквере у Гостиного двора в 2004 году открыли свето-музыкальный фонтан. Чаша, откуда бьют струи, создана в форме форта «Кроншлот».

Екатерининский парк

Памятник адмиралу Беллинсгаузену в Кронштадте в Екатерининском парке
Памятник адмиралу Беллинсгаузену в Екатерининском парке

Зеленую зону, скорее бульвар, вдоль Обводного канала и Офицерской (ныне Советской) улицы приказал разбить в начале 1840-х Фаддей Беллинсгаузен, первооткрыватель Антарктиды, впоследствии генерал-губернатор Кронштадта. Сейчас на территории располагается монумент великому мореходу, вантовый пешеходный мост «Парусный» и бюст ученого-физика Петра Капицы.

Летний сад

Летний сад в Кронштадте

В сад превращена первая улица новорожденного Кронштадта. Когда-то в тени деревьев стоял и домик первого императора. Ажурная решетка отлита на местном Морском заводе.

При благоустройстве территории в XIX веке построили типичное парковое увеселение – грот (сейчас он закрыт решеткой). Среди аллей прячутся два памятника – мичману Домашенко с корабля «Азов», спасшему рядового матроса и морякам затонувшего клипера «Опричник». Один из дубов посажен лично адмиралом Макаровым в дни закладки Морского собора. Из современных арт-объектов – смотровая площадка, откуда открываются виды на собор, доковый бассейн и панораму сада.

Петровский парк

Памятник Петру I в Кронштадте
Памятник Петру I

Зеленую зону в честь великого императора создали также по приказу Беллинсгаузена. Аллеи парка представляют сдвоенный андреевский флаг. В центре – монумент Петру I. Опорами ограды служат шведские пушки, казенной частью вверх. Лицом фигура властителя обращена к Средней гавани, где когда-то находился его флот, и теперь швартуются большие военные корабли.

Памятник Малой Дороге Жизни

Памятник Малой Дороге Жизни в Кронштадте

Кроме непосредственно Ленинграда в годы блокады было необходимо организовать снабжение продуктами, боеприпасами в районе Котлина, Ораниенбаумского плацдарма и нескольких островов на Балтике, вывозить оттуда раненых, обессилевших гражданских и т.п. Для этого создали несколько трасс по воде и льду Финского залива из окрестностей Сестрорецка.

Один из памятников, посвященный героизму советских людей на этих участках, поставлен между домами № 3б и 5 по улице Восстания, недалеко от причала времен войны.

Заказник «Западный Котлин»

Заказник «Западный Котлин» в Кронштадте

Природная территория на узком мысу в западной части острова оказалась вне активного влияния хозяйственной деятельности человека из-за ее секретного статуса. Здесь водятся редкие виды птиц, встречаются растения-эндемики. Береговая линия постоянно меняется от сильных балтийских волн и ветров. В границы заказника входят форты «Риф», «Шанц», «Обручев». Для туристов организована экологическая тропа с указателями.

Комплекс защитных сооружений (дамба)

Комплекс защитных сооружений (дамба) в Кронштадте

Кронштадтские сооружения, защищающие Санкт-Петербург от наводнений, вызванных нагонной волной, построены в 2011 году. Они рассчитаны на подъем воды до 4,5 м и проходят поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин. Общая длина дамбы 23,4 км. Запорных устройств – 11, водопропускных – 6, проходов для кораблей – 2. Увидеть масштабный объект можно, проехав по скоростной магистрали, проходящей по гребню дамбы.

Главные достопримечательности Кронштадта на карте города

Обойти все интересные места, расположенные на острове Котлин, – одного дня не хватит. Чтобы составить удобный для себя маршрут, исходя из вашего свободного времени, воспользуйтесь интерактивным планом города.

Последнее обновление: