ТОП 36 достопримечательностей Кронштадта
Город-спутник, почти ровесник Санкт-Петербурга, Кронштадт весь период существования – еще и главный защитник северной столицы со стороны Балтики. Интересные места на его территории не всегда выглядят эстетично, но в них чувствуется мощь и опора для северной столицы, флота, государства в целом.
Если взглянуть на карту города Кронштадт, достопримечательности, относящиеся к XVIII-XX векам, щедро «рассыпаны» по всей территории острова Котлин и его акватории. И в прошлом, и сейчас город Кронштадт с его военно-морской базой служит единой цели: закрыть доступ врагу к главному фарватеру и в устье Невы.
Содержание
Якорная площадь
Первоначально большое пространство за стеной Кронштадтского адмиралтейства было складом новых и старых якорей. Центральной площадью города оно стало в ХХ веке, с началом строительства грандиозного Морского собора.
Со временем Якорная площадь превратилась в место проведения митингов и парадов. Также ее часть занимает некрополь. Здесь захоронены участники революционных восстаний 1905 и 1917 годов, жертвы гражданской войны, а также «ликвидаторы» матросского мятежа 1921 года. Сейчас у братских могил зажжен Вечный огонь.
Из других достопримечательностей на площади находятся:
- памятник флотоводцу адмиралу Макарову;
- якоря и артиллерийская установка с линкора «Октябрьская революция»;
- стена Славы в честь защитников города в Великую Отечественную войну.
Морской Никольский собор
Храм в честь всех погибших за родину моряков, независимо от чинов и рангов, а также корабельных священников, был заложен в 1902 году в присутствии императорской семьи, а также будущего российского святого – Иоанна Кронштадтского. Торжественное освящение прошло в 1913 году.
Собор по внешним и внутренним очертаниям напоминает константинопольскую Святую Софию. Его купол и крест видны кораблям, заходящим в гавани Кронштадта. В интерьере присутствует морская тематика: окна в виде корабельных иллюминаторов, в орнаменте пола – рыбы и медузы. Главные святыни – мраморные доски с именами моряков и названиями кораблей.
Внутреннее убранство – мозаичные иконы, огромные стеклянные витражи, отделка майоликой и позолотой, мрамор различных оттенков, небольшое количество фресок. Все это благолепие, уничтоженное в периоды богоборчества, было восстановлено в период 2000-2013 годов.
Парк «Остров фортов»
Место для интересного семейного отдыха – это и зона развлечений с разнообразными аттракционами для детей до 12 лет, и музей под открытым небом, ненавязчиво знакомящий посетителей с героической историей российского флота.
Форт «Константин»
Один из крупнейших фортов Кронштадской оборонительной системы в XXI веке превратился комплекс современных развлечений для туристов разных возрастов, сохранивший при этом военные укрепления – брустверы, эскарпы и казематы.
Форт «Александр I»
Мощный форт казематного типа, прикрывающий главный фарватер и Каботажную гавань, возведен к 1845 году. Его закругленные мощные стены напоминают форт «Боярд».
Удачная конфигурация и мощная артиллерия отбивали у предполагаемого противника желание пройти в сторону Санкт-Петербурга. В период Крымской войны английская эскадра не рискнула испытать его мощь на собственных кораблях.
С 1898 года и до революции форт использовали как биологическую лабораторию, разрабатывающую вакцины против страшных болезней, в том числе чумы и холеры. Отсюда возникло новое название «Чумной».
Форт «Кроншлот»
Самый первый форт в акватории Кронштадта был построен по чертежам самого Петра I. Первоначальный вариант искусственного острова был деревянным на ряжевом основании. На верху устраивали артиллерийскую батарею.
Справка: ряжи – деревянные срубы, заполненные камнями, установленные друг на друга.
Современный каменный вариант укреплений с ломаными очертаниями появился в 1860-х. Послужить ему довелось при защите Ленинграда в годы блокады. «Кроншлот» используется и сейчас: в нем расположена лаборатория по размагничиванию судов.
Форт «Риф»
Береговое укрепление для защиты острова Котлин от вражеских десантов появился еще при Петре Великом. Позднее его батарею переименовали в Александровскую.
В конце XIX века форт сделали полигоном для испытания новых видов бетона, затем артиллерийских крепостных орудий и систем. Новые боевые укрепления появились здесь перед Первой Мировой войной. Их усовершенствовали и использовали в период блокады Ленинграда. После войны все орудия постепенно убрали за ненадобностью, а форт служил в качестве РЛС, затем участка по утилизации боеприпасов.
Другие форты Кронштадта
Всего фортов на острове Котлин и в его акватории (включая выше перечисленные) за пару столетий было создано семнадцать, плюс два – «на материке», напротив друг друга – «Красная горка» и «Ино».
Свою задачу – не пускать врага в Санкт-Петербург кронштадтские укрепления выполнили на 100%. Если им не довелось «повоевать» сразу после строительства, то в годы Великой Отечественной войны почти на всех стояли зенитные орудия либо дальнобойные пушки, обстреливавшие фашистов, оккупировавших ближние подступы Ленинграда.
У всех фортов, как у людей или кораблей, своя судьба. Например, «Граф Милютин» прославился тем, что участвовал в первой в мире связи по беспроволочному телеграфу. Форт «Павел I» оказался разрушен до основания в результате дебоша пьяных матросов на складе морских мин.
Хорошо сохранившиеся объекты сейчас включены в программу восстановления и развития. Фортам № 3 и 7 возле Северного фарватера «не повезло» больше других. Они попали в зону строительства дамбы и оказались под ее основанием.
Кронштадтская крепость
Строительство земляных укреплений с валами, стенами, бастионами вокруг развивающегося города начал Петр I в 1723 году. К середине 1730-х основные работы были завершены. Каменные стены и сооружения стали возводить при Екатерине II одновременно со строительством нового Адмиралтейства.
После катастрофического наводнения осенью 1824 года, смывшего практически весь город, восстановление провели в период 2 лет.
Сейчас от крепости остались: Кронверкский канал с защитной плотиной, земляные вал и ров по его берегу, несколько оборонительных казарм и полубашен по периметру, часть северной стены.
Петровская пристань
Пристань, куда приходят все прогулочные суда из северной столицы, еще называют Зимней. Это круглогодичная стоянка кораблей. Первые причальные сооружения построены при Петре I: длинный мол с внутренним каналом для перемещения судов в сухой док и обратно.
С 1859 по 1882 годы пристань стали возводить в камне, чтобы она эстетически соответствовала новому Петровскому парку. При этом сохранили пирс и канал по его середине.
На берегу установлены артиллерийская система с линкора «Император Павел I», использовавшаяся в годы блокады, и сигнальная пушка, стрелявшая каждый полдень или в час наводнения.
Деревянный маяк
Белая деревянная башня – знаковая точка на Зимней пристани. Ее высота – 41 м. С помощью пары таких сооружений моряки выверяли курс в сложном фарватере Финского залива. Сейчас маяк законсервирован, оборудование оставлено на месте, поэтому внутрь попасть нельзя. Зато какие интересные фото можно сделать на его фоне, да с большими кораблями по соседству!
Секрет: внутри – каркас металлический, только обшивка – деревянная!
Маяк «Толбухин»
Маяк стоит в акватории Финского залива в 5 км к северо-западу от форта «Риф» на крайней западной точке Котлина. Сооружение названо в честь первого коменданта Кронштадта. Каменную башню возвели в 1809-1810 годы взамен петровской деревянной. Маяк действующий, находится в ведении военных, поэтому доступ на островок запрещен. Увидеть его можно только с катера.
Музей истории Кронштадта
Выставки музея расположены в двух зданиях. «Три века кронштадтской истории» – на Якорной площади, д. 2а. Предметы коллекции пожертвованы в том числе и горожанами. Среди необычных экспонатов – лошадиный респиратор, устройство для чистки мундирных пуговиц, логарифмическая линейка компактной круглой формы.
«Подводная археология» размещается в водонапорной башне середины XIX века. Там представлены находки с затонувших в Финском заливе российских кораблей – их детали, ядра, посуда, вещи моряков.
Кронштадтский Морской музей
Главная экспозиция посвящена истории водолазного дела в стране. На обозрение выставлены водолазные костюмы и шлемы разных лет, оборудование, оружие и экипировка диверсионных групп. Другая часть – рассказ об обороне Кронштадта в Великую Отечественную войну, о ежедневном героизме моряков и трудностях для мирных граждан, переживавших блокаду наравне с ленинградцами.
Корабль-музей «Беспокойный»
Эскадренный миноносец 1990 года постройки долгие годы нес службу на Балтийском флоте РФ. В конце «нулевых» его вывели из боевого состава. Энергетические установки и двигатели были переданы другим кораблям. После консервации и герметизации «Беспокойный» в 2018 году встал на вечную стоянку возле Петровской пристани в качестве музея. Экскурсии проводятся для курсантов военных училищ, юнармейцев и всех желающих по выходным дням.
Музей маячной службы
Музей находится в солдатской казарме форта «Константин» и работает в интерактивном режиме. Вы не только увидите маячные фонари и линзы разных времен в рабочем режиме, услышите рассказ гида об истории маячного дела, но сможете подержать в руках многие экспонаты, подать сигналы.
Чугунная мостовая
Идею мостовой из чугунных плиток (шашек) подсмотрел в США генерал В. П. Лебедев, руководивший пароходным заводом в Кронштадте. Дорогостоящий способ дорожного покрытия полностью оправдал себя. Чугунные мостовые на нескольких улицах города и во дворе завода исправно прослужили без ремонта почти 80 лет. В 1941 году с началом блокады почти все покрытие разобрали для производства мин.
Сейчас подлинные «шашки» сохранились на Пеньковом мосту через Обводный канал в створе Петровской улицы. Чугунная мостовая на Коммунистической улице (бывшей Княжеской) вдоль Якорной площади – новодел, но устроенный по старым чертежам.
Петровский док
Говорят, что император лично придумал систему откачки воды из дока перед ремонтом кораблей. Сложное инженерное сооружение состояло из канала, запорных ворот, нескольких доковых камер для ремонтных работ, сливной камеры и приспособленного для этих же целей естественного оврага, бассейна с комплексом насосов для откачки воды, приводимых в действие ветряным двигателем. Позднее бассейн соединили с Обводным каналом.
Док строился с 1719 по 1752 годы из-за прекращения финансирования в периоды царствования Петра II и Анны Иоанновны. Сейчас обычные туристы без сталкерских навыков могут увидеть только запорные ворота с Докового моста на Макаровской улице, овраг и бассейн недалеко от Якорной площади.
Макаровский мост
«Висячий» пешеходный мост через овраг построили к дате торжественного освящения Морского собора в июне 1913 года. Таким образом, сокращался путь императора Николая II от Петровской пристани до входа в храм, а процессия становилась более величественной. Название сооружению дали по расположенному у выхода памятнику адмиралу Макарову.
Синий мост
Мост на Макаровской улице через Обводный канал возле Итальянского пруда изначально был построен в 1794 году и почти сразу был выкрашен в синий цвет. Через 80 лет ветхое сооружение заменили металлическим, а еще через 90 (при советской власти) – расширили под современные транспортные потоки. При этом перила традиционно продолжают покрывать синей краской.
Кронштадтский футшток и павильон мареографа
Еще в 1840 году на устое Синего моста (небольшой береговой опоре) была нанесена черта, обозначавшая средний уровень воды в Финском заливе. С 1886 года черта была заменена медной пластиной – Кронштадтским футштоком. От его уровня отсчитываются все высоты и глубины на картах России.
В 1899 году был установлен деревянный павильон с прибором мареографом. Автоматический самописец, погруженный в специальный колодец и совмещенный по уровню с футштоком, фиксирует изменения уровня воды в Финском заливе, предупреждая о наводнениях. Современное желтое здание со шпилем построено в 1951 году.
Памятник блокадной колюшке
В 2005 году в 10 м от Синего моста были установлены мемориальная доска и маленький памятник рыбке колюшке. Массовый вылов ее в Неве и Финском заливе блокадными веснами выручал голодающих ленинградцев и кронштадтцев
Итальянский дворец
От первоначального вида дворца, построенного в 1724 году в стиле петровского барокко для Александра Меншикова, практически ничего не осталось. С конца XVIII века его неоднократно перестраивали и расширяли под нужды военных училищ. В советское время там размещались дом офицеров и матросов, театр Балтфлота, краеведческий музей.
С 2008 года часть здания занимает военно-морской штаб, а в другой с 2011 разместился музей «Кронштадтская крепость».
Итальянский пруд
Водоем является частью Купеческой гавани, а название получил по Итальянскому дворцу. Пруд, построенный к 1727 году, имел хозяйственное назначение – для удобства выгрузки товаров. С начала XIX века в нем располагалась пристань регулярного пароходного маршрута из Санкт-Петербурга и обратно.
По его берегам размещены старинные орудия, защищавшие город в прошлые столетия, а также кран для снятия мачт с деревянных кораблей перед зимовкой и их установки обратно к навигации.
Кронштадтское адмиралтейство и Обводный канал
После серьезного пожара в 1783 году Екатерина II повелела перевести Адмиралтейство из столицы в Кронштадт. Строительство складов, заводов, мест для хранения леса и угля, казарм для нижних чинов и жилых помещений для офицеров велось весь период ее царствования.
Для нужд строительства вырыли Обводный канал. Он начинался от Итальянского пруда, огибал будущие склады и предприятия по прямоугольной траектории и завершался выходом к пирсу Морского завода. Только Павел I отменил эту затею. Водный путь использовали для доставки гражданских товаров в городские лавки. Часть складских зданий по улицам с современными названиями Карла Маркса и Советская сохранилась до наших дней.
Гостиный двор
Уменьшенную копию знаменитого петербургского Гостиного двора построили в Кронштадте в 1832 году на месте ветхих торговых рядов. Торговый центр – действующий, отреставрирован в 2007.
Владимирский собор
Первый гарнизонный храм был построен в 1735 году из дерева. Главной святыней стала Владимирская Икона Божией матери, список которой заказал лично Петр I. Церковь несколько раз перестраивали из-за ветхости или после пожара, пока в 1882 году не возвели каменный собор. Неорусский стиль во внешнем убранстве удивительным образом «сплавлен» с архитектурной формой раннехристианской римской базилики.
После революции храм закрыли. В хрущовские времена его несколько раз пытались взорвать. Работы прекратили только после жалоб жителей соседних зданий на трещины в стенах. Собор лишился паперти, алтаря и колокольни, но стены устояли. Его возрождение состоялось только в «нулевые» годы XXI века.
Часовня Петра и Павла
Часовню построили в 1909-1910 годах в память о победе русских войск в Полтавской битве на территории адмиралтейства. В советские годы ее снесли, сейчас она воссоздана заново на прежнем месте в филиале парка «Патриот» в 2018 году.
Часовня Спаса-на-Водах
Часовня возведена к 200-летию города вблизи Петербургских ворот. Знаковыми иконами на фасадах стали «Спасение апостола Петра Иисусом Христом на Галилейском озере» и «Спасение корабля по молитвам Николая Чудотворца». В советское время часовня разрушилась без ремонтов и была восстановлена к 300-летию Кронштадта.
Андреевский сад и музыкальный фонтан
В старейшем городском саду стоял Андреевский собор 1817 года постройки. В нем более полувека служил праведный Иоанн Кронштадтский. В 1932 году храм был взорван до основания. Пока восстановлена только Тихвинская часовня. На месте собора – площадка и памятный гранитный знак. Из современных развлечений в саду – арт-объект «Древо Желаний» с уже сложившимся ритуалом.
По другую сторону Советской улицы в сквере у Гостиного двора в 2004 году открыли свето-музыкальный фонтан. Чаша, откуда бьют струи, создана в форме форта «Кроншлот».
Екатерининский парк
Зеленую зону, скорее бульвар, вдоль Обводного канала и Офицерской (ныне Советской) улицы приказал разбить в начале 1840-х Фаддей Беллинсгаузен, первооткрыватель Антарктиды, впоследствии генерал-губернатор Кронштадта. Сейчас на территории располагается монумент великому мореходу, вантовый пешеходный мост «Парусный» и бюст ученого-физика Петра Капицы.
Летний сад
В сад превращена первая улица новорожденного Кронштадта. Когда-то в тени деревьев стоял и домик первого императора. Ажурная решетка отлита на местном Морском заводе.
При благоустройстве территории в XIX веке построили типичное парковое увеселение – грот (сейчас он закрыт решеткой). Среди аллей прячутся два памятника – мичману Домашенко с корабля «Азов», спасшему рядового матроса и морякам затонувшего клипера «Опричник». Один из дубов посажен лично адмиралом Макаровым в дни закладки Морского собора. Из современных арт-объектов – смотровая площадка, откуда открываются виды на собор, доковый бассейн и панораму сада.
Петровский парк
Зеленую зону в честь великого императора создали также по приказу Беллинсгаузена. Аллеи парка представляют сдвоенный андреевский флаг. В центре – монумент Петру I. Опорами ограды служат шведские пушки, казенной частью вверх. Лицом фигура властителя обращена к Средней гавани, где когда-то находился его флот, и теперь швартуются большие военные корабли.
Памятник Малой Дороге Жизни
Кроме непосредственно Ленинграда в годы блокады было необходимо организовать снабжение продуктами, боеприпасами в районе Котлина, Ораниенбаумского плацдарма и нескольких островов на Балтике, вывозить оттуда раненых, обессилевших гражданских и т.п. Для этого создали несколько трасс по воде и льду Финского залива из окрестностей Сестрорецка.
Один из памятников, посвященный героизму советских людей на этих участках, поставлен между домами № 3б и 5 по улице Восстания, недалеко от причала времен войны.
Заказник «Западный Котлин»
Природная территория на узком мысу в западной части острова оказалась вне активного влияния хозяйственной деятельности человека из-за ее секретного статуса. Здесь водятся редкие виды птиц, встречаются растения-эндемики. Береговая линия постоянно меняется от сильных балтийских волн и ветров. В границы заказника входят форты «Риф», «Шанц», «Обручев». Для туристов организована экологическая тропа с указателями.
Комплекс защитных сооружений (дамба)
Кронштадтские сооружения, защищающие Санкт-Петербург от наводнений, вызванных нагонной волной, построены в 2011 году. Они рассчитаны на подъем воды до 4,5 м и проходят поперёк Финского залива от Бронки до Сестрорецка (посёлок Горская), через остров Котлин. Общая длина дамбы 23,4 км. Запорных устройств – 11, водопропускных – 6, проходов для кораблей – 2. Увидеть масштабный объект можно, проехав по скоростной магистрали, проходящей по гребню дамбы.
Главные достопримечательности Кронштадта на карте города
Обойти все интересные места, расположенные на острове Котлин, – одного дня не хватит. Чтобы составить удобный для себя маршрут, исходя из вашего свободного времени, воспользуйтесь интерактивным планом города.