Пригороды Санкт-Петербурга

Большой Петергофский дворец

Большой Петергофский дворец

Большой дворец в Петергофе по праву считают архитектурной доминантой. Он органично связывает между собой два живописных парка – Верхний и Нижний, собирая воедино аллеи и фонтаны, дворцы и павильоны, окружающие его.

История дворца

Внешний и внутренний облик Большого дворца в Петергофе складывался более полутора столетий. Историю его строительства можно разбить на несколько этапов, каждый из которых стал отражением идей и архитектурных, а также личные пристрастия правящих монархов.

  • Петровский этап (1714 – 1725 гг.) — основание «Нагорных палат», их еще называли Верхними, воплощение идеи Петра I.
  • Елизаветинский этап (1745 – 1752 гг.) — декорирование в стиле барокко, создание Большого дворца.
  • Екатерининский этап (60 – 70-е годы XVIII века) — переделка интерьеров.
  • Этап Николая I (середина XIX века) — расширение и пристройка помещений.

Петровский этап

Вид большого дворца в Петергофе, 1716-1717, гравюра Ростовцева А.И.
Вид дворца, 1716-1717 год, гравюра Ростовцева А.И.

В 1714 году по указу первого российского императора в Петергофе началось строительство специального загородного дворца для проведения праздников и приемов. Место для размещения новой резиденции, террасу на высоком 16-метровом берегу Финского залива, выбрал сам Петр. Он же предложил идею использовать перепады рельефа для постройки Большого каскада, ансамбля из фонтанов, который символизировал победу России в Северной войне. Дворец, который тогда именовали «Верхние (или Нагорные) палаты», должен был разграничить два парка, Верхний и Нижний. Император принимал участие в обсуждении и даже разработке проекта, на чертежах сохранились его правки. Он часто приезжал в Петергоф, чтобы контролировать работы.

Над строительством летней резиденции трудились три архитектора: немец И.Ф. Браунштейн, француз Ж.-Б. Леблон и итальянец Н. Микетти. Последний восстанавливал дворец после пожара в 1721 году. В 1723 году возведение довольно скромного здания в стиле петровского барокко было завершено. Новостройка состояла из двух этажей. Ширина фасада  равнялась примерно Большому каскаду. То есть первоначально протяженность дворца составляла около 40 метров, позже его расширили более чем в 7 раз.

Петр I любил петергофскую резиденцию, по его заказу на втором этаже создали Дубовый кабинет, который спроектировал Н. Микетти. 28 января 1725 года император скончался, и о дворце на некоторое время забыли.

Елизаветинский этап

Вид Петергофского Большого дворца и Большого каскада, 1790-1800 год, гравюра по оригиналу М.И. Махаева
Вид дворца и Большого каскада, 1790-1800 год, гравюра по оригиналу М.И. Махаева

В 1732 году петровские «палаты» расширили, по проекту архитектора М. Земцова к ним добавили две галереи. Но лаконичный и строгий дворец уже не отвечал требованиям времени и роскошному образу жизни императрицы Елизаветы Петровны. По ее указу в здании началась большая перестройка. Ее проводил Ф. Б. Растрелли, русский архитектор, сын обрусевшего итальянца. Он служил при императорском дворе и прославился как мастер елизаветинского барокко. Растрелли получил распоряжение: сотворить в Петергофе подобие великолепного французского Версаля, сделать пышный декор в стиле барокко, увеличить площадь. Но при этом зодчий должен был бережно сохранить скромный дворец Петра I и органично вписать его в новое обрамление. Любимый архитектор Елизаветы блестяще решил сложную задачу.

Растрелли добавил к основному зданию еще один (третий) этаж, благодаря этому расширил центральную часть. К ней симметрично пристыковал крылья одноэтажных галерей с двухэтажными боковыми корпусами — Гербовым и Церковным. После перестройки фасад дворца увеличился до 268 метров. Внутреннее убранство залов отличалось сказочным богатством: золоченая резьба на стенах, живописные плафоны на потолке, изысканный паркет, изящная мебель и многочисленные зеркала, создающие впечатление огромного пространства.

Сердцем и реликвией обновленного дворца стал не тронутый Растрелли Дубовый кабинет Петра I. В 1941 году он пострадал из-за пожара. После войны интерьер восстановили. Причем восемь из четырнадцати резных дубовых панелей сохранились в подлинном виде, их успели эвакуировать перед фашистской оккупацией.

Екатерининский этап

Во второй половине XVIII века пышность и роскошь барокко вышли из моды. Им на смену пришел классицизм со строгими линиями, сдержанным декором, утонченным вкусом. На пик популярности вышли благородная белая лепнина, неброские оттенки, восточный стиль — шинуазри.  По указу Екатерины II дворец в Петергофе снова взялись перекраивать. Переделывал интерьеры русский архитектор Ю. М. Фельтен, который раньше служил помощником Растрелли. Он радикально меняет оформление трех залов: Столового, Тронного и Чесменского, а также переделывает личные покои Екатерины. Фельтен оставляет от прежнего убранства только паркет и некоторые зеркала. По желанию императрицы в 1766 году во дворце начали обустраивать два Китайских кабинета, один в восточным крыле, другой — в западном. Создание декора доверили уроженцу Франции архитектору Ж.- Б. Валлену-Деламоту. Для оформления использовали оригинальные лаковые ширмы и миниатюры, привезенные из Китая, панно с росписью по черному фону. Часть стилизованных декоративных элементов выполнили русские мастера.

Этап Николая I

Тронный зал Большого дворца, 1870 год
Тронный зал, 1870 год

Последние значительные изменения во внешнем облике Большого дворца в Петергофе внес в середине XIX века император Николай I. В 1846 году по его распоряжению над восточным флигелем, который выходит в Верхний сад, добавили третий этаж. В нем разместили восемь комнат, которые были предназначены для молодоженов — дочери императора Ольги и принца Карла Вюртембергского. Реконструкцией занимался популярный русский архитектор с немецкими корнями А.И. Штакеншнейдер, который славился эклектичными проектами. В числе его знаменитых работ дворец князей Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Флигель петергофского дворца архитектор стилизовал под итальянскую виллу. Пристройку стали называть Ольгиным павильоном или Ольгинской половиной.

После 1917 года

Большой петергофский дворец во время Великой Отечественной войны
Большой петергофский дворец, 1944г.

Большой петергофский дворец и парковый ансамбль были национализированы после революции 1917 года. В 1918 году бывшая резиденция русских императоров обрела статус музея-заповедника. Здесь решили создать хранилище для предметов искусства и интерьера. Парки и дворцы Петергофа стали доступны для посещения.

Петергофский комплекс значительно пострадал во время Великой Отечественной войны. Накануне наступления немецкой армии сотрудники музея спешно эвакуировали экспонаты, благодаря этому спасли от уничтожения около 14 тысяч предметов. Но некоторые остались в дворцовых подвалах. Скульптуры из парков вывезти не удалось, их закопали.

23 сентября 1941 года оккупанты вошли в город. Они сразу же начали разграбление и разорение музейных ценностей. Дворцы и парки Петергофа более двух лет оставались в руках фашистов. Они установили огневые точки в Нижнем парке, вырыли траншеи на его западной стороне, разрушили каскад, фонтаны и пруды, заминировали подходы. В Верхнем парке не уцелела даже ограда. В Большом дворце немецкие войска оборудовали стратегический пункт.

19 января 1944 года Петергоф был освобожден.  При отступлении фашисты сначала подожгли, а затем взорвали Большой дворец, также поступили с другими уцелевшими за время оккупации павильонами.

Восстановление петергофского комплекса начали сразу после освобождения. Задача казалась невыполнимой. Специалисты считали, что для полного возрождения дворцово-паркового ансамбля потребуется не менее 75 лет. Но работы шли быстрыми темпами. Прежде всего расчистили парки и занялись фонтанами. В 1951 году стартовала реставрация Большого дворца. В 1958 году восстановили фундамент, перекрытия, фасады и принялись за интерьеры. Их тщательно реконструировали по старым фотографиям и архивным документам. Первые залы Большого дворца в Петергофе открыли для посетителей в мае 1964 года. Окончательно реставрацию комплекса завершили только в 1985 году.

Сегодня величественный дворец в Петергофе, хранящий в себе отпечатки нескольких художественно-архитектурных стилей, приглашает посетителей погрузиться в изысканный мир дворцовой роскоши дома Романовых.

Архитектурные особенности

Большой Петергофский дворец

Большой дворец в Петергофе возвышается над гротами Большого каскада и повернут северным (парадным) фасадом к морю. Он выполнен в стиле елизаветинского барокко. Общая длина здания — 268 метров. Точных сведений о площади помещений дворца нет. Однако известно, что самый большой Тронный зал составляет 330 квадратных метров. Основная часть дворца трехэтажная, с обеих сторон расположены галереи, которые ведут к двухэтажным флигелям. Центр здания более массивный и высокий. Объем ему придает ярусная фигурная кровля, выполненная в стиле барокко и украшенная большой золоченой вазой. В отделке фасадов использованы барочные декоративные элементы: рельефная кладка, картуши (окантовка в виде свитка), барельеф  — на фронтоне, узорные решетки — на балконах. Здание выкрашено в насыщенный желтый цвет, с ним контрастируют белые пилястры и фигурные наличники, обрамляющие оконные проемы. Флигели по краям увенчаны золотыми куполами и гирляндами. С южной стороны дворец П-образной формы, по бокам расположены два трехэтажных корпуса.

Залы дворца

Дворец в Петергофе состоит примерно из 30 помещений, это парадные залы и гостиные, кабинеты и личные покои членов императорской семьи, служебные комнаты. Дворцовые интерьеры отражают вкусы царствующих особ и архитектурную моду разных эпох. В петергофском дворце соседствуют аскетичный Дубовый кабинет Петра I и блистающий золотом аудиенц-зал, элегантная Белая столовая и поражающий роскошью Танцевальный (он же Купеческий) зал.

Парадная лестница

Парадная лестница Большого дворца в Петергофе

Парадная лестница – достойная прелюдия к интерьерам дворца. Её расположение в западной части позволяет развернуть анфилады гостиных и залов по всей протяжённости фасада. Нижний ярус «привязан» к назначению первого этажа как подсобного. Верхний соединяет сразу два этажа – второй и третий.

Дневной свет, проникающий из многочисленных окон, позволяет рассмотреть лестницу во всём её великолепии. Вечером, по замыслу Растрелли, мерцание свечей, установленных в пристенных светильниках, должно было ещё зрительно увеличивать размеры лестничного пространства.

В отделке лестницы использована золочёная резьба, перила декорированы коваными решётками. Особенно нарядна многоцветная роспись стен, выполненная в 1751 году итальянцем А. Перезинотти.

Привлекают внимание плафоны, расписанные венецианским художником Б. Тариса. Верхняя площадка украшена позолоченными фигурами из дерева, которые олицетворяют времена года. Восхитительны резные парадные золоченые двери, ведущие в Танцевальный зал.

Танцевальный (купеческий) зал

Танцевальный (купеческий) зал Большого петергофского дворца
Танцевальный (купеческий) зал

Танцевальный зал – самое большое помещение во дворце, занимающее всё западное крыло. Обилие позолоты на бело-голубых стенах создает впечатление торжественности и великолепия. Посетителя, вступающего в него по великолепному наборному паркету, ошеломляет огромное пространство, и дело здесь не только в его размерах – 270 кв. м. Громадные окна, множество зеркал, наличие фальшивых зеркальных окон, которые отражают солнечный свет и усиливают освещение, создают иллюзию бесконечного объёма.

В простенках над зеркалами находятся круглые изображении – тондо, по мотивам произведений Овидия и Вергилия, выполненные Т. Валериани. Плавные переходы от потока к стенам декорированы живописными медальонами. Почти весь потолок занимает плафон, расписанный Б.Тарисия.

Интерьер этого зала создавался Растрелли в начале 1750-х годов. Во время Великой Отечественной войны он серьёзно пострадал – сегодня не все изображения являются подлинными, но они искусно восстановлены художниками-реставраторами В.Никифоровым и В.Корбаном в 1995 году.

Голубая приёмная

Голубая приёмная в Большом дворце Петергофа
Голубая приёмная

К Танцевальному залу примыкает помещение, которое получило свое название по отделке стен – они обиты голубой тканью. Первоначально в нём располагалась канцелярия. Сегодня здесь устроена музейная экспозиция: стены украшают картины кисти И. Айвазовского, в витринах располагаются экземпляры в стиле «ампир»: бронзовые изделия и вазы. Удачно вписывается в интерьер мебель середины XIX века.

Чесменский зал (аванзал)

Чесменский зал (аванзал) в Большом Петергофском дворце

В отличие от Голубой приёмной, в которой сохранилась исходная отделка, интерьер Чесменского зала, первоначально именовавшийся аванзалом, неоднократно претерпевал изменения. От Растрелли здесь остались паркет, зеркала, лепные орнаменты, плафон, барельефы и бело-жёлтая гамма в оформлении стен. Русский архитектор Ю. М. Фельтен перестроил его в 1770-х годах.

Причиной реконструкции послужило желание императрицы Екатерины II увековечить победу русского флота в Чесменском сражении в Русско-Турецкой войне, которая была одержана в июне 1770 года. Для этого немецкому художнику Я. Ф. Гаккерту была заказана серия живописных полотен. Огромные картины требовали помещения, которое могло бы соответствовать их размерам. Для этого был избран аванзал, оформленный в классицистическом стиле с минимальным декоративным оформлением.

Новый интерьер не повлиял на функциональное назначение помещения – перед началом дворцовых церемоний сюда стекались посланники, придворные, и высшая знать Российской империи. Великая Отечественная война полностью разрушила интерьер Чесменского зала, хотя картины удалось вывести. Сегодня, с некоторыми изменениями, обстановка помещения воссоздана.

Тронный зал

Тронный зал в Большом петергофском дворце
Тронный зал

Роскошный зал площадью 330 кв. м, предназначенный для балов, концертов, торжественных приемов, разделил судьбу аванзала – его тоже реконструировал Ю. М. Фельтен, оставив лишь не имеющий аналогов паркет. Правда, в отличие от Ческменского зала, Тронный должен был прославлять императрицу Екатерину II.

Центральное место в нём занимает позолоченный и обитый красным бархатом трон – кресло работы начала XVIII века, предположительно сделанный по заказу А. Д. Меншикова для приёма в его дворце Петра I.

Над троном разместился парадный портрет царицы на лошади, созданный датчанином В. Эриксеном. Изображения родственников Петра I – Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, написанные художником Г. Бухгольцем –  по замыслу Екатерины, были призваны напомнить о преемственности власти.

В этом зале всё символизирует могущество Российского государства: гигантская высота потолков, стены, декорированные лепниной из дубовых и лавровых гирлянд, массивные люстры на медных цепях с мириадами подвесок, отражающими свет из окон, расположенных в два яруса. На стенах развешены живописные полотна внушительных размеров.

Война не пощадила и это великолепное помещение – здесь не только были уничтожены интерьеры, но и разрушена северная стена, однако к 1969 году зал был полностью восстановлен.

Аудиенц-зал

Танцевальный (купеческий) зал в большом петергофском дворце
Аудиенц-зал

В аудиенц-зале, примыкающем к Тронному, проводились государственные приёмы, а во время торжественных обедов, когда столы накрывались во всех помещениях дворца, здесь отводились места для придворных кавалерственных дам. Именно поэтому он получил второе название – «стас-дамская».

В отличие от Тронного зала, это помещение сохраняло аутентичный барочный интерьер, созданный Растрелли, до 1941 года. Узкое пространство зрительно расширяли множественные отражения зеркал на противоположных стенах, покрытых золочёной резьбой в виде девичьих головок, листвы, раковин, плодов и цветов.

Изящный плафон «Освобождённый Иерусалим», созданный итальянцем П. Балларии, был утрачен, как и всё убранство зала. Однако огромная реставрационная работа, выполненная художниками Л. Любимовым и В. Никифоровым в послевоенные годы, позволяет сегодня любоваться изысканными интерьерами Аудиенц-зала.

Белая столовая

Белая столовая Петергофского дворца

Интерьер Белой столовой, созданный Растрелли, почти полностью переделал Ю. М. Фельтен, оставив нетронутым лишь паркет на полу. От золочёной барочной пышности не осталось ничего – светлые стены декорированы рельефными изображениями амуров, гирляндами из листьев и цветов.

«Изюминка» Белой столовой – печи, отделанные изысканными изразцами, а также люстра – самая большая из всех, которые были в русских дворцах. Как и другие светильники в столовой, она сделана из бронзы и декорирована хрустальными подвесками.

Сегодня в экспозиции этого зала представлен фаянсовый сервиз на тридцать персон, созданный в 1770 году англичанином Дж. Ведвутом, дополненный русским и богемским стеклом. Сервировка стола воспроизводит обстановку одного из многочисленных парадных обедов, которые устраивались в Белой столовой.

Китайские кабинеты

Белая столовая Петергофского дворца

Две комнаты, напоминающие расписанные шкатулки, будто переносят посетителей дворца в Азию. Следуя моде, господствовавшей в России и Европе в XVIII веке, эти помещения были оформлены Ж. Б. Валлен-Деламотом в китайском стиле. На панелях, покрытых чёрным лаком и расписанных Ф. Власовым, изображены бытовые сцены из жизни Китая, драконы, восточные пейзажи и диковинные животные. Освещаются кабинеты фонариками с цветными стёклами.

Здесь представлена экспозиция изделий мастеров-эмальеров, лаковые шкатулки, мебель, инкрустированная перламутром, а также коллекции японского и китайского фарфора XVIII – XIX веков.

Картинный зал

Картинный зал Большого дворца в Петергофе
Картинный зал

Этот зал, расположенный между двумя китайскими кабинетами, считают своеобразной композиционной осью дворцового ансамбля. Его интерьер неоднократно перестраивался и менял свое назначение.

В начале XVIII века это было самое большое и торжественное дворцовое помещение, отделанное по проекту Ж.-Б.Леблона. По замыслу Петра I, зал должен был олицетворять могущество Российской империи. Позже, в 1750-х годах, интерьер был переделан по эскизам Растрелли в стиле барокко.

В 1764 г. Ж. Б. Валлен-Деламот предложил новое решение – стены сплошь покрыли картины с женскими портретами работы живописца П. Ротари, из-за чего зал получил название «Галерея Ротари». Здесь проходили карточные вечера и организовывали концерты для узкого круга придворных.

Куропаточная гостиная

Куропаточная гостиная Петергофского дворца

Забавное название эта комната получила от рисунка на шёлке, использованного для обивки стен: на голубом фоне изображены пшеничные колосья, цветы и венки, среди которых прохаживаются маленькие птицы – куропатки.

Куропаточная гостиная – своеобразная прихожая перед женской половиной дворца. Как и другие помещения, она была оформлена в барочном стиле Растрелли и перестроена Ю. М. Фельтеном. Ранее здесь развешивали изображения лучших выпускниц Смольного института благородных девиц.

Сейчас, как напоминание о тех временах, находится копия портрета Екатерины Нелидовой, выполненного в XIX веке. В центре комнаты стоит арфа, сделанная в Лондоне в филиале фирмы по изготовлению музыкальных инструментов, принадлежащей С. Эрару. Гостиная была восстановлена одной первых во время послевоенных реставрационных работ.

Диванная

Диванная Большого петергофского дворца
Диванная

До 1770-х годов это помещение, оформленное Растрелли, было парадной опочивальней, в которой стояла огромная кровать. По заказу Екатерины II оно было оформлено заново в турецком стиле. Поводом послужил подарок, полученный императрицей от своего фаворита Г. А. Потёмкина – софы внушительных размеров. С этого времени комната стала называться Диванной.

Стены Диванной обиты шелками с изображением человеческих фигурок и сценок «из китайской жизни», над софой висит копия портрета Елизаветы Петровны в юном возрасте. Кроме того, в комнате находятся ваза XVIII века, золочёный столик в стиле барокко, небольшая скульптура из фарфора, изображающая любимую собачку Екатерины II.

Туалетная

Туалетная в Петергофском дворце

Непосредственно к Диванной примыкает Туалетная комната. Здесь стены также задрапированы изысканным шёлком. Ткань была соткана на мануфактуре Сапожниковых в середине XIX века – на серебристом фоне изображены переливающиеся разными цветами листья, букеты сирени и цветы.

Тот же шёлк использован и для обивки золочёных стульев. Эта комната тоже украшена портретом Елизаветы Петровны, а также изящным фарфоровом туалетным набором в стиле рококо, сделанном в Петербурге в 1838 году.

Кабинет императрицы

Кабинет императрицы Петергофского дворца

Интерьер кабинета, находящегося за Туалетной, напоминает две предыдущие комнаты: яркий атлас с корзинами и букетами, использованный для обивки стен и мягких элементов мебели, золочёная деревянная резьба на панелях и дверях.

До 1941 года здесь располагался камин, декорированный изразцами, сделанными на Императорском фарфоровом заводе, однако сегодня он утрачен. На стенах – портреты членов царской семьи. В убранстве кабинета отражено увлечение императрицы идеями Просвещения – здесь находятся бюсты Ж. -Ж. Руссо и Ф. -М. Вольтера.

Штандартная

Штандартная в Большом петергофском дворце
Штандартная

Первоначально интерьер комнаты создал Растрелли – золочёная резьба по дереву и стены, обитые шёлком. С середины XIX века панели и стены украшает ткань, изготовленная на московской мануфактуре И. Кондрашова (ныне воссоздана в мастерской под руководством А. Фейгиной).

Цветовая гамма шёлка – жёлтый фон с фиолетовыми разводами, гармонировала с цветом императорских штандартов, которые хранились здесь – отсюда произошло название комнаты.

В Штандартной находились замёна гвардейских полков, которые охраняли летнюю резиденцию императоров. Особое место в ней занимает ломберный стол, изготовленный мастером Н. Васильевым из двадцати пород дерева, а также портрет Петра I, на котором итальянский художник Я. Амигони изобразил его с богиней мудрости и ремесел Минервой.

Кавалерская

Кавалерская Петергофского дворца

Помещение предназначалось для караула кавалергардов, охранявших покои императрицы, кроме того, здесь устраивались приёмы для офицеров высших чинов. Комната богато декорирована золочёной резьбой, стены задрапированы малиновым штофом.

Основная часть экспозиции Кавалерской комнаты была утрачена во время Великой Отечественной войны, и сегодня здесь представлены образцы мебели, изготовленной в Германии и Голландии, часы и фарфор XVIII века. Особое место занимает картина П. Рубенса «Апофеоз войны».

Большая голубая гостиная

Большая голубая гостиная в большом петергофском дворце
Большая голубая гостиная

До середины XIX века это помещение было семейной столовой. Голубая ткань, которой обиты стены, дала ей современное название. Её стены и потолки декорированы композицией из воинских атрибутов и вензелей Елизаветы Петровны, цветочных гирлянд и раковин.

Центром экспозиции гостиной является Банкетный сервиз на 250 персон, изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. Этот шедевр был вывезен в годы Великой Отечественной войны, и обнаружен в Восточной Пруссии, а затем возвращён на Родину. Кроме того, здесь находятся огромные вазы и люстры на 86 свечей, а также два шкафа, изысканно декорированные бронзой.

Секретарская

Интерьер этой комнаты был создан Растрелли, однако, полностью утрачен в войну, и воссоздан мастерской под руководством В.Жигунова. Сегодня белые двери и панели украшены золочёными вставками, стены обиты зелёным штофом. Здесь поражает огромная люстра, сделанная на Императорском фарфоровом заводе, рассчитанная на сорок восемь свечей.

На стенах висят картины итальянских и голландских живописцев. Комната имеет второе название – Предхорная, поскольку дверь из неё выходит на террасу, из которой можно попасть в домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла.

Коронная

Коронная комната в Большом петергофском дворце
Коронная комната

Свое название комната получила в годы правления Павла I – здесь находилась подставка для императорской короны (стоянец), на которую её водружали во время пребывания императора в Петергофе.

Обстановка этого помещения очень похожа на убранство Диванной: стены обиты тонким китайской материей, рисунок которого изображает процесс производства шёлка. Интересна судьба этой ткани – она была спасена в 1941 году, в отличие от всего остального убранства Коронной.

Реставрация интерьера, созданного Ю. М. Фельтеном, была проведена в 1964 году по проекту Е. Казанской и В. Савкова. Сегодня здесь можно увидеть также изысканный плафон «Венера и Адонис» (автор неизвестен).

Дубовый кабинет и дубовая лестница

Дубовый кабинет в Петергофском дворце

Дубовый кабинет Петра I – это комната квадратной формы с невысоким потолком, отделанная дубовыми панелями, восемь из которых аутентичны. Интерьер оформлен по проекту французского архитектора Ж-Б Леблона в 1720-х годах. Особый колорит помещению придают двери, украшенными изысканной резьбой, а также личные вещи Петра I: книги из его библиотеки, походный будильник и др.

Со времен основателя Петербурга существовала и лестница, декорированная дубовыми балясинами и другими резными элементами. Почти двести лет она бережно сохранялась, но в 1941 году выгорела почти полностью. В послевоенные годы была воссоздана по моделям скульптора Н. Оде.

Церковный и Гербовый корпуса. Особая кладовая

Церковный корпус Большого петергофского дврца

Церковь святых апостолов Петра и Павла была построена в барочном стиле по проекту Растрелли и освящена в 1751 году. Во времена Елизаветы Петровны она была доступна для каждого жителя Петергофа, однако Николай I решил сделать её домовым храмом Романовых, и здесь проходили венчания и крещения членов царской семьи. Интересно, что ни одного отпевания в Петропавловском храме не было.

В 2011 году, после длительного перерыва, церковь была открыта. Сегодня здесь, наряду с пространством, используемым для богослужений, устроена небольшая экспозиция, посвящённая её истории.

«Корпус под гербом» Растрелли пристроил к главному зданию Большого Дворца в середине XVIII века. Как большинство его произведений, он выполнен в стиле барокко. В Гербовом корпусе проводились семейные торжества Романовых, встречи с и размещение высокопоставленных иностранных гостей и послов.

До начала Великой Отечественной войны в корпусе находилась библиотека, которая впоследствии была полностью уничтожена, но в 2003 году завершилась реставрация помещений, и здесь открылась экспозиция «Особая кладовая Петергофа». В ней воссозданы интерьеры и представлены экспонаты XVII – XX веков. На выставке можно увидеть одежду и предметы туалета, канцелярские приборы, посуду и личные вещи Романовых, а также изделия фирмы Фаберже.

Фотогалерея:

Режим работы и цены 2025

Большой дворец в Петергофе можно посетить в любой день недели, кроме понедельника, это выходной. Последний вторник каждого месяца — санитарный день. Музей работает с 10.30 до 18.00. Кассы находятся в Нижнем парке и закрываются в 17.00.  С мая по ноябрь посетителям придется заплатить вход в парк, цена от 600 рублей. Когда фонтаны закрываются на зиму, в Нижний парк пускают бесплатно.

Стоимость билета в Петергофский дворец:

  • полная — 2 000 ₽;
  • для граждан РФ и Республики Беларусь — 750 ₽;
  • для детей от 14 до 18 лет (граждан РФ и РБ) — 550 ₽;
  • для школьников от 7 до 14 лет (граждан РФ и РБ) — 200 ₽.

Билет в Большой дворец также можно купить на официальном сайте онлайн. Для детей до 7 лет и льготных категорий посетителей (их список размещен на сайте учреждения) посещение бесплатно. Чтобы получить льготы необходимо предъявить документы.

Для тех, кто хотел бы посмотреть кроме Большого дворца и другие выставки, предусмотрены комплексные билеты. Они позволяют сэкономить деньги и время, будет скидка и не придется снова обращаться в кассу. К примеру, посещение Большого петергофского дворца и музея «Особая кладовая» для взрослых граждан РФ и РБ обойдется в 900 ₽.

Маршрут по дворцу

Макет Большого Петергофского дворца

Для посещения открыта только часть залов и комнат Большого петергофского дворца. Когда собирается группа в 30 человек, экскурсионное обслуживание входит в стоимость билета. Маршрут начинается с парадной лестницы. Затем экскурсанты смогут увидеть основные интерьеры: Танцевальный, Чесменский, Тронный, Картинный залы, Голубую приемную,  Аудиенц-зал и Белую столовую и другие помещения. Для самостоятельного посещения предусмотрены аудиогиды.

Гербовый корпус, или Корпус под гербом, находится в западном флигеле дворца. Сейчас в нем размещается постоянная экспозиция «Особая кладовая». Здесь хранятся личные вещи монаршей семьи XVIII–XIX веков: украшения, посуда, предметы для церемоний — всего около 800 экспонатов. Для посещения сокровищницы нужно купить отдельный билет или комплексный.

В восточном флигеле размещается Церковный корпус. В 2011 году церковь-музей открыли после реставрации. Побывать в ней можно по отдельному билету. В зимний период (с ноября по май) храм закрыт для посетителей.

Как добраться

Самый популярный вариант для поездки из Санкт-Петербурга в Петергоф — электричка, обычная или скоростная «Ласточка». Они идут от Балтийского вокзала каждые полчаса. Время в пути — около 40 минут. Нужно выйти на станции «Новый Петергоф». Оттуда до входа в Нижний парк 10 минут езды на автобусах № 351А, № 351Б, № 352, № 356, № 463, № 489. В хорошую погоду стоит пройтись пешком. Дорога займет чуть более получаса. Расстояние до дворца составляет около 3 километров.

Можно доехать до Петергофа общественным автотранспортом. От метро «Автово» идут автобусы №200, №204э, №210. От метро «Проспект Ветеранов» — №103, №343э. Время поездки — 50-60 минут. В Петергофе надо выйти на остановке «Фонтаны» или «Разводная улица», они находятся у входа в Верхний парк.

В теплое время года (с мая по октябрь) самый быстрый и комфортный способ добраться – метеор. Это скоростной пассажирский теплоход. Вы получите интересное дополнение к экскурсии и развлечение. Дорога по воде продлится 25-40 минут (в зависимости от места отправления). Метеоры в Петергоф отходят от Дворцовой пристани, причалов на Адмиралтейской набережной, 2 и набережной Макарова, 34. Прибывают судна к причалу в Нижнем парке, который называется «Спуск со львами». Но этот вариант не самый дешевый, цена билета от 1500 рублей.

Поездка на автомобиле из Петербурга в Петергоф займет в среднем 50 минут. По кольцевой автодороге (КАД) нужно добраться до развязки с Ропшинским шоссе, затем следовать до Петергофского шоссе и там повернуть налево. Далее по Санкт-Петербургскому шоссе до Петергофа. Возле заповедника-музея расположены платные парковки. Стоимость машиноместа от 50 рублей (за первые 4 часа) до 150 рублей (стоянка свыше 7 часов).

Узнать о режиме работы дворца в 2025 году, стоимости билетов и как их можно купить Вы можете из нашей статьи.

Большой Петергофский дворецМузей в Петергофе

Полезная информация

Перед экскурсией в петергофский дворец стоит познакомиться с правилами поведения для посетителей музея, которые размещены на официальном сайте. Самое важное — верхнюю одежду придется сдать в гардероб, вещи габаритами от 20х30х30 см — в камеру хранения, обязательно прохождение контроля на металлодетекторе и ношение бахил (их выдают). В залы нельзя проносить продукты питания и напитки. Пользоваться мобильной связью запрещено, но разрешено делать любительскую фото и видеосъемку без вспомогательного оборудования (вспышки, штатива, селфипалки и др.).

Обязательно берите паспорт и документы на детей. Без подтверждения гражданства и права льготы вы не сможете купить билеты по сниженной цене.

Если хочется сэкономить, то посещение Большого Дворца лучше запланировать на холодное время года, когда закрыты фонтаны. Вход в Нижний парк в этот период бесплатный, а в теплое время года придется покупать отдельный билет.  Кроме  того, в Петергофе будет меньше туристов, а значит, экскурсия пройдет более комфортно.

На осмотр Большого дворца в Петергофе понадобится примерно час-полтора. Можно самостоятельно добраться до города и музея-заповедника, затем дождаться пока сформируется группа и подойдет экскурсовод. Можно пройтись по дворцовым залам без сопровождения гида.

Но есть более удобные варианты. Например, забронировать автобусный тур из Санкт-Петербурга. Вас довезут до места, в пути экскурсовод расскажет об истории строительства резиденции российских императоров и другие любопытные факты. В кассе вам стоять не придется, билеты и услуги экскурсовода уже включены. Стоимость группового тура от 2 700 ₽ с человека, для детей предусмотрены скидки. Еще комфортнее отправиться в Петергоф с профессиональным краеведом на комфортабельном автомобиле. Вас заберут, где скажете, довезут и проведут авторскую экскурсию. Такая поездка обойдется от 13 500  ₽ плюс билеты в музеи, максимальное число участников — 4 человека.

Бронировать экскурсии в Петергоф онлайн

Виртуальное посещение дворца

С помощью интерактивной панорамы Вы можете не выходя из дома посетить Большой дворец в Петергофе.

ПетергофЯндекс.Карты — поиск мест и адресов, городской транспорт
 
Видео о Большом Петергофском дворце:
 

Последнее обновление: