Строгановский дворец
На Невском проспекте в Санкт-Петербурге есть красивое здание елизаветинской эпохи, времени появления изящных архитектурных комплексов, шикарных особняков, построенных с небывалым размахом. Строгановский дворец щедро украшен лепниной, нарядными колоннами и родовым гербом. В квартале рядом с Набережной Мойки – это единственный дом, представляющий стиль русского барокко.
Содержание
История дворца и его владельцы
История строительства
Здание представляет собой творение архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Строгановский дворец, адрес его: Санкт-Петербург, Невский проспект 17, прекрасно сохранился почти в первозданном, неразрушенном виде. Он относится к образцам русского барокко.
Участком в начале Невского проспекта владел портной Иоганн Нейман. Первоначально он стал возводить здание из камня. Рядом, в примыкающих строениях, жили придворный повар Шестаков и адъютант генерала Салтыкова – Янков.
Братья Строгановы купили недостроенный дом примерно в 1742 году. Все три дома были оформлены в едином стиле. Барон Строганов был огорчен и решил переделать внешний облик своего здания, придать ему индивидуальность. Но в те годы существовали строгие правила по градостроению в центральной части города. Сергей Строганов долго не мог договориться с Шестаковым о продаже дома.
Кто построил Строгановский дворец
Здание построили не на пустом месте. Дворец включал в себя два соседних строения. Дом Неймана предположительно возводил М.Г.Земцов, талантливый архитектор, руководивший всеми строительными работами в Петербурге.
Братья пригласили талантливого зодчего Бартоломео Растрелли. Граф сразу согласился взять частный заказ у представителей знатного рода. Он возвел его за несколько месяцев, в 1754 году, красивый трехэтажный особняк стал украшать угол Невского проспекта возле набережной Мойки.
Граф Растрелли создал неповторимый шедевр, вложил в него весь свой талант и душу.
Ранее архитектор возводил императорские резиденции. Новое творение можно было сравнить с Зимним и Воронцовским дворцом. Дворец должен был соответствовать высокому рангу Сергея Строганова.
Кто в дальнейшем реставрировал дворец
В конце XVIII века Строгановым служил придворный архитектор Андрей Воронихин. Он был бывшим крепостным, затем Александр Сергеевич отправил его за границу учиться архитектурному делу. Воронихин отреставрировал Малую и Большую гостиную, построил восточный корпус. Вход в здание сделали со стороны Невского проспекта. Андрей Воронихин подготовил целую плеяду замечательных зодчих. Они возвели немало зданий в строгановском стиле.
История создания Строгановского дворца запечатлела имена талантливых зодчих, внесших значительный вклад в его внешний облик и внутреннее убранство.
И.Ф.Колодилин, ученик А.Н.Воронихина, перестроил часть интерьера в западном и южном корпусах. К.И.Росси создал проекты интерьеров для дворца. И.Шарлемань соорудил двухэтажную пристройку возле западного корпуса, реконструировал Парадную лестницу. Петр Садовников продолжил создавать единый архитектурный ансамбль, построил средний дом и малый, присоединив к дворцу.
Дворец после революции
После революции музей стал народным достоянием и превратился в музей. Строгановы спешно покинули Россию. В 1929 году деятельность культурного учреждения прекратили. Строгановские коллекции передали Эрмитажу, Русскому музею, Российской национальной библиотеке.
Интерьеры серьезно пострадали, многие произведения искусства, книги и минералы исчезли. Часть коллекции распродали на аукционе в Берлине. Продолжительное время дворец арендовали различные организации.
С 1988 года дворец стал филиалом Русского музея. Интерьеры здания представляли удручающий вид. Многочисленные перепланировки исказили первоначальный облик дворца. Потребовалась серьезная реставрация помещений.
В 1995 году дворец распахнул двери для гостей, официальное открытие произошло в 2003. Но реставрационные работы продолжались еще вплоть до 2014 года. Финансирование прекратилось, но еще два парадных зала не были приведены к первозданному облику. Русский музей в Строгановском дворце ждет с нетерпением реставрации Библиотеки и Физического кабинета.
Владельцы
В 1754 году родовое здание на Мойке открыли и пригласили гостей на костюмированный бал. У императрицы Елизаветы родился внук Павел, торжество было организовано в честь наследника престола, будущего великого князя. С этого времени во дворце жили представители знатного рода.
Владели дворцом в разные времена представители династии Строгановых:
- Сергей Григорьевич (1742 – 1756).
- Александр Сергеевич (1756 – 1811).
- Павел Александрович (1811 – 1817).
- Софья Владимировна, княжна Голицына (1817– 1845).
- Наталия Павловна (1845 – 1872).
- Сергей Григорьевич (1872 – 1882).
- Сергей Александрович (1882 – 1918).
После событий Великого Октября последний хозяин дворца оставил ключи в наркоме просвещения. Граф Сергей Александрович уехал из России. Потомки Строгановых живут за границей. Елена де Людингаузен, баронесса, создала благотворительный фонд, взносы идут на реставрацию зданий строгановского наследия. Баронесса всего добилась в жизни сама, работала у известного модельера Ив Сен-Лорана.
Архитектура и прилегающая территория
Внешний вид и архитектурный стиль Строгановского дворца отлично вписался в городской пейзаж. Трехэтажный особняк выделялся среди прежних построек размером и богатым убранством. На луковичном фронтоне фасада дома изображен герб Строгановых. Растрелли возвел дворец в стиле барокко. Декоративные элементы украшают здание:
- трехчетвертные колонны;
- наличники с разным рисунком;
- лучковые фронтоны;
- балконные решетки;
- скульптурные композиции
- двухцветная окраска;
- столбики с масками львов.
Архитектор Строгановского дворца любил использовать в своих шедеврах позолоту, растительный орнамент, цветистость. Растрелли соединил во внешнем облике здания стиль итальянского барокко и черты древнерусского зодчества.
Особенности дома – ворота Строгановского дворца и герб на фасаде.
Место выбрали неслучайно, оно находится недалеко от императорского двора. Сама Елизавета пожаловала участок Сергею Строганову.
Сад
Дворец представляет собой замкнутую постройку – каре. Между корпусами зданий находится внутренний дворик. Историки предполагают о существовании сада на этой территории. Он был создан архитектором Андреем Воронихиным в 1703 году. Но уже в начале XIX века на карте дворцовой территории сад не обозначен.
В 1908 году он был посажен, привезли с загородного дома парковые скульптуры и «гробницу Гомера». Сад могли посещать все желающие. Горожанам остались лишь ностальгические воспоминания об уютном зеленом уголке. Сад существовал до начала 2000-х годов, а потом его вырубили, на этом месте открыли летний ресторан.
Сфинксы дворца
Фигуры мифических существ появились впервые во владениях Строгановых. Только потом сфинксы стали устанавливать в других местах Петербурга. Сначала они стояли возле спуска к реке Большой Невке на даче Строгановых. Об этом свидетельствует картина А.Воронихина «Вид на Строгановскую дачу в Петербурге», ее можно увидеть в Русском музее.
Позднее пара сфинксов неизвестного мастера стала украшать дворец снаружи. Они находятся во дворе рядом с бывшим парадным входом. Розовые гранитные сфинксы лежат на невысоком постаменте, спокойные и равнодушные.
Интерьеры и залы
Внутреннее убранство дворца впечатляет изысканными декоративными элементами, росписью, пышной лепниной. Гостям для просмотра доступны 15 интерьеров и залов. Описание позволит узнать особенности некоторых помещений.
Парадная лестница
Сначала она была сделана из мрамора, золота, живописи. А.Воронихин в XIX веке переделал марш. Парадная лестница приобрела строгий классический стиль. Поручни на ажурных чугунных перилах выполнены из дуба. Лестницу продлили до третьего этажа. Над ней восстановили живописный плафон, на лестничных площадках стоят бронзовые торшеры.
Большой танцевальный зал
Здесь сохранилась первоначальная отделка. Большой зал славится пышным скульптурным убранством и предназначался для балов. На стенах Растрелли создал полуфигуры атлантов, кариатид, амуров с цветочными гирляндами. Живописный плафон изготовил Джузеппе Валериани. Паркет сделан из самшита, сандала, лимона, чинара, инкрустирован узорчатой розеткой.
Большой кабинет
Интерьер оформил Андрей Воронихин. В годы жизни Софьи Владимировны здесь располагалась ее мастерская. Графиня хорошо рисовала. Позднее в кабинете стали экспонировать картины. Окон в нем не было, только один фонарь под потолком освещал помещение. Когда Петр Садовников надстроил верхний этаж, светильника не стало, зато сделали окна. Украшает помещение мраморный камин. В кабинете представлена экспозиция на тему войны 1812 года.
Физический кабинет
Возвели его для хранения египетской коллекции. В кабинете проводили опыты, он был сакральным местом масонов. Здесь находится гранитная скульптура Юпитера. Портал украшен колоннами с капителями в виде лотосов. Физический кабинет вместе с Минералогическим кабинетом и Картинной галереей символизировал этапы посвящения масонов.
Картинная галерея
Александр Строганов любил собирать картины, монеты, медали, рукописи. Создал галерею А.Воронихин, в ней представлены картины известных художников. Колонны облицованы искусственным мрамором. Свод и купола лоджий декорированы росписью кессонов.
Минералогический кабинет
Александр Строганов часто бывал в королевских домах за рубежом и загорелся желанием создать такую палату. Вскоре А.Воронихин оформил в изысканном стиле научный кабинет. В нем размещали книжное собрание графа и знаменитую коллекцию минералов. Сейчас здесь представлены картины и походный сундучок для горных пород. Книжный шкаф маскирует потайную дверь.
Арабесковая гостиная
Зал украшен копиями фресок Рафаэля. В то время роспись по мотивам Ватиканского дворца была очень популярна. Итальянские живописцы изобразили рафаэлевские лоджии. Дополняют фрески декоративные композиции сюжеты виллы Цицерона – помпеянская живопись. В гостиной есть две скульптуры: сидящие философы в античных одеждах.
Тайные комнаты
Раскопки помогли обнаружить секретные кабинеты Александра Строганова в подвале. Они намного старше дворца. Здесь на кирпичах ручной работы ставил клеймо архитектор Строгановского дворца. Это самая старая часть дворца – фундамент дома портного Неймана.
Парадная столовая
Огромная зеркальная стена придает объем и простор помещению. Столовая украшена колоннами и красивыми удлиненными люстрами. По воскресеньям здесь устраивали обеды для любителей искусства. Они приходили в столовую, посетив Казанский собор.
Выставки в Строгановском дворце
В дворце располагается филиал Русского музея. Здесь можно познакомиться с творчеством художников, писателей и поэтов.
Постоянные экспозиции:
Форма | Название | Содержание |
Постоянная экспозиция | Русский ампир. XIX век. | Знакомство с декоративно-прикладным искусством в период царствования Александра I. Здесь представлены изделия из фарфора, стекла, хрусталя, созданные в имперском стиле. |
Постоянная экспозиция | Минералогический кабинет | Двухсветный зал считается шедевром русской культуры конца XVIII века. В творении А.Воронихина воссоздан изысканный интерьер: аллегорические барельефы, колонны, колоритная роспись купола. Гости познакомятся с обширной коллекцией минералов. |
Временная выставка | Рок-клуб Ленинграда (до 10.06.2021) | Здесь можно узнать о творчестве легендарных групп: «Кино», «Аквариум», «Зоопарк, «Алиса», «ДДТ» и других. Представлены фото, афиши, архивные документы и мемориальные предметы. Показ фильмов «Рок», «Последний герой» (режиссер Алексей Учитель). |
В музее организуют также временные тематические выставки произведений искусств. Среди них: живопись, скульптура, графика, инсталляции, видео.
Легенды и интересные факты
Деликатес бефстроганов придумали искусные повара, работавшие во дворце. Согласно легенде, Андре Дюпон вкусно готовил жареные кусочки говядины под горчично-сметанным соусом. Блюдо оценили гости, так любившие посещать уютный дворец. Бефстроганов стали включать в меню ресторанов.
Вплоть до октябрьских событий, дворец мог посетить любой прилично одетый человек, знакомый с правилами этикета. Здесь бывали купцы, зажиточные крестьяне, разночинцы. Им разрешали посещать торжественные обеды, литературные вечера, балы.
В здании не были предусмотрены спальни. В особняке устраивали официальные встречи, балы для гостей. Члены династии Строгановых любили подолгу путешествовать, места для ночлега первоначально не стали делать.
Семейство опасалось страшного поверья. Каждое воскресенье представители рода в полночь по всему зданию на канделябре зажигали церковные свечи и защищали себя от темных сил.
Подробней узнать о династии Строгановых можно узнать из видео. Рассказ сопровождается показом интерьеров и залов дворца.