Все дворцы Санкт-Петербурга

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге на набережной реки Фонтанки по праву считается одним из красивейших зданий города.

Участок пожалован в 1712 царем Петром Первым фельдмаршалу графу Б. П. Шереметеву, который в середине 1710-х годов граф построил здесь мазанковый дом. В конце 1730-х — начале 1740-х годов на его месте сооружен обширный каменный одноэтажный дворец на невысоком цокольном этаже. В 1750—1755 годах сын графа Петр Борисович Шереметев перестроил здание. По проекту архитектора С.И. Чевакинского дом был надстроен вторым этажом при сохранении наружных и внутренних стен. Здание было обильно украшено лепниной; плафоны в парадной анфиладе расписал художник Легрен. Постройка приобрела барочную стилистику.

Расположенный в глубине участка, дворец обращен главным фасадом к реке. За ним и его флигелями находился регулярный сад, простиравшийся до «Литейной перспективы». Архитектор Ф.С. Аргунов возвел в саду грот, павильон «Эрмитаж», китайскую беседку и другие сооружения, не дошедшие до нашего времени.

В середине XVIII в. С. И. Чевакинский и Ф. Л. Аргунов (из семьи крепостных Шереметева художников Аргуновых) по проекту П. М. Еропкина (1730-е гг.) возвели каменный Фонтанный дом, построенный в глубине участка. Дворец представляет собой уникальный памятник усадебной архитектуры в стиле раннего барокко. Есть основания полагать, что в проекте были использованы чертежи Ф.-Б. Растрелли.

С начала 19 века — один из центров культурной жизни Петербурга. В нем часто устраивались концерты, на которых выступала хоровая капелла графов Шереметевых под управлением С. А. Дегтярева и Г. Я. Ломакина, и литературные вечера с участием В. А. Жуковского, А. И. Тургенева, А. П. Бартенева и др. Во дворце размещалось Общество любителей древней письменности, проходили заседания Русского генеалогического общества и Археографической комиссии, членом которых был историк граф С. Д. Шереметев.

Читать еще:  Дворец на Елагином острове

Всего в Шереметевском дворце прожило пять поколений семьи Шереметевых. Ими была собрана богатая коллекция картин и музыкальных инструментов. В 19 веке к особняку был пристроен небольшой флигель, созданный по проекту известного архитектора Н. Л. Бенуа. Других серьезных перестроек во дворце Шереметевых не было.

После революции в доме был открыт музей дворянского быта, существовавший до 1931 г. В основу его фондов было положено частное собрание Шереметевых, универсальное по характеру и разнообразное по предметам. Оно включало в себя живописную картинную галерею, собрание скульптуры, оружия, нумизматику, предметы декоративно-прикладного искусства (собрания бронзы, фарфора, серебра, мебели), библиотеку (нотное и книжное собрание, рукописные материалы, открытки), собрание церковной утвари и икон (из домовой церкви Фонтанного дома) и т. д.

В конце 20 века здание Шереметевского дворца было передано Музею музыкального и театрального искусства. Его залы начали реставрировать, воссоздавая в них обстановку конца 18 века. Сейчас в музее организована экспозиция, рассказывающая об истории семьи Шереметевых, там находятся коллекции картин и предметов декоративно-прикладного искусства, а также огромное собрание музыкальных инструментов — более трех тысяч экспонатов. Среди них есть русские музыкальные колокола, а также старинные арфы, виолы и клавесины, созданные в Европе в 17-18 веках. Другое интересное музыкальное «семейство» Фонтанного дома — это копии античных инструментов, найденных в 19 веке при археологических раскопках древней Этрусии. Все музыкальные экспонаты Шереметевского дворца находятся в исправном состоянии, на них можно играть, и иногда посетителям музея выпадает редкая возможность услышать, как они звучат. Проходят в Фонтанном доме и временные художественные выставки, концерты, а также лекции на различные темы.

В южном дворовом флигеле Шереметевского дворца с 1924 по 1952 годы (за исключением блокадных лет) жила поэтесса Анна Ахматова. Именно Ахматова в своих стихах дала второе название дворцу — “Фонтанный дом”. В 1989 году, в честь столетия поэтессы во флигеле был открыт мемориальный музей.

Читать еще:  Воронцовский дворец

Одновременно с этим музеем во флигеле Шереметевского дворца был открыт Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой.

Литературно-мемориальный музей А. А. Ахматовой был открыт в 1989 г. в южном садовом флигеле Шереметевского дворца.

В доме на набережной реки Фонтанки Анна Ахматова прожила более 30 лет.

Осенью 1918 г. она поселилась в северном флигеле. Здесь она прожила с мужем, ассириологом и поэтом Владимиром Каземировичем Шилейко, два года. Их брак распался, и Анна Ахматова покинула Фонтанный дом. Вернулась сюда несколькими годами позже — в середине 20-х гг. Ее новый муж, Николай Николаевич Пунин, известный историк искусств, жил в южном флигеле в квартире на третьем этаже. В начале 20-х гг. в этой квартире жили только члены семьи Пуниных. В 30-е гг. в квартира, долгое время остававшаяся уголком дореволюционной России, становится коммунальной. В 1938 г. Анна Ахматова расстается с Пуниным, но из квартиры не уезжает, а переселяется в другую комнату.

«Я – поэт 1940 года», – говорила о себе Ахматова. В этой комнате к ней возвращаются стихи.
Она переехала сюда, в бывшую детскую, осенью 1938 года

Одни вспоминают «развал и убожество», окружавшие здесь Ахматову. Для других эта комната была освещена «волшебным светом», наполнена красивыми вещами из прошлой жизни.

Теперь «стихи звучали непрерывно, наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь». Здесь в 1940 году она написала 30 стихотворений – больше, чем за предыдущие пятнадцать лет. Ахматова вновь осознает себя поэтом – свидетелем истории, чей голос становится голосом многих. Она пишет стихи об эпохе Большого террора, «Реквием», стихи будущего цикла «Венок мертвым», стихи, связанные с началом Второй мировой войны: о нападении на Финляндию, о захвате фашистами Парижа, о бомбежках Лондона, начинает работу над «Поэмой без Героя».

Читать еще:  Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге

В этой комнате прошли полтора года, связанные с хлопотами о сыне, арестованном в марте 1938-го.

Осенью 1944-го, вернувшись из эвакуации, Ахматова вновь поселилась в Фонтанном Доме, получив ордер на две комнаты. Рядом с ней, в маленькой комнате за стеной, поселился сын, попавший после лагеря на фронт и участвовавший во взятии Берлина. Ахматову приглашали выступать перед разными аудиториями слушателей, журналы печатали ее стихи. Наступила послевоенная жизнь, полная надежд.

В 1952 г. у семья была вынуждена покинуть Фонтанный дом и переехать на улицу Красной Конницы.

В квартире в Фонтанном доме Анна Ахматова написала множество знаменитых стихотворений. Многие их них не были «написаны»в полном смысле этого слова: опасаясь репрессий, Ахматова не хранила рукописи и доверяла самым близким друзьям заучивать стихи наизусть. Так были сохранены «Реквием»и «Поэма без героя».