История Петербурга

Невский проспект

По нынешнему Литовскому проспекту проходил древний Новгородский тракт, ведущий в Новгород и Москву. В 1710-е гг. к нему через болотистый лес начали прокладывать две дороги: от Адмиралтейской верфи и от Александро-Невского монастыря.

Прямые широкие дороги — «прешпективы» — впервые в России стали прокладывать именно в Петербурге. В 1715 г. такую «нершпективу» проложили от Адмиралтейства до безымянного ерика (р. Фонтанка). Через реку построили подъемный мост. Одолев мост, ездоки попадали на дорогу Ямской слободы, ведущую к Новгородскому тракту

«Невская перспектива у Адмиралтейства». Гравюра Г. А. Качалова с рис. М. И. Махаева. 1753

В 1718 г. вышел петровский указ:
«Понеже для прошествия Императорского Величества и Его Государевой высокой фамилии, також и для богомольцев и бедных прохожих, и ради люнастырской повседневной потребы по непроходимому на шесть сот сажень болоту проложена и управлена дорога».

Вначале это была слабо укрепленная сваями, извилистая тропа от Александро-Невского монастыря к Новгородскому тракту.
В 1719 г. вышел еще один царский указ:

«При Санкт-Петербурге от прешпективной дороги, которая из Адмиралтейской к Ямской слободе перешед подъемный мост чрез Фонтанную речку и от той прешпективой, где ныне улица подле дворов Аргамакова и генерал-майора господина Головина, быть той улице прешпективою».

Так появился еще один участок прямого как стрела будущего Невского проспекта — от реки Фонтанки до нынешней площади Восстания.

В 1721-1724 гг. на участке улицы от Адмиралтейства до современной площади Восстания были проведены осушительные работы, ее частично замостили и обсадили березами. В то время она называлась Большой першпективной дорогой. Вдоль дороги на территории, ныне частично занятой Дворцовой площадью. Большой и Малой Морскими улицами располагался морской рынок — центр Морской слободы. Рядом с ним находился большой трактир «Петровское кружало». На берегу реки Мьи (Мойки) был построен «комедиальный дом» (1723).

Читать еще:  Указ Петра I об ассамблеях

На месте нынешнего Казанского собора стояли деревянные постройки госпиталя. За Фонтанкой выходили на «першпективу» дома Ямской слободы.

В ходе многих ремонтных работ участок дороги от Александро-Невского монастыря до реки Лиги тоже выстроили как «першпективу», но она подошла к Новгородскому тракту на некотором расстоянии от «адмиралтейского» участка Большой першпективы.

В 1733 г. решили спрямить дорогу, соединяющую Невскую першпективу с лаврой. С этой целью проложили новую трассу там, где сейчас проходят Гончарная и Тележная улицы (названные от расположенных здесь слобод). При этом в народе прежний участок стали называть Старо-Невским. Потом вновь вернулись к этой трассе, и название прижилось, хотя хронологически Старо-Невский возник позже основной трассы — Невской першпективы.

К концу правления Петра Первого Большая першпективная дорога стала главной транспортной артерией города.
В 1738 г. Комиссия о Санкт-Петербургском строении приняла решение назвать «Большую Проспективную, что следует от Адмиралтейства к Невскому монастырю. Невскою перспективою».

В 1760-х гг. участок проспекта, ведущий от Адмиралтейства, был продлен и «встретился» с участком, идущим от монастыря. На месте их соединения у нынешнего Суворовского проспекта Невский проспект имеет изгиб. Свое современное название — Невский — проспект получил в 1783 г.

В петровское время Невский проспект (получивший свое название значительно позже) обычно рассматривался не как городская улица, а как дорога, проходящая по существу уже за городом. Оба участка этой дороги имели несколько различное назначение.

Если та часть Невского, которую сейчас иногда неправильно называют Староневским проспектом (от площади Восстания до площади Александра Невского), служила только дорогой к новому монастырю, то другой его участок (от площади Восстания до Адмиралтейства) имел гораздо большее значение. Это была дорога, по которой въезжали в город. Поэтому Петр позаботился, чтобы она имела парадный вид. Руками пленных шведов Невский был замощен и озеленен.

Читать еще:  Первые типографии, первые книги в Санкт-Петербурге

В 1721 г., когда Берхгольц приехал в Петербург, Невский проспект произвел на него сильное впечатление. В своем «Дневнике» Берхгольц пишет, что, подъезжая к городу, он въехал «в длинную и широкую аллею, вымощенную камнем и по справедливости названную проспектом, потому что конца ее почти не видно. Она проложена только за несколько лет и исключительно руками пленных шведов. Несмотря на то, что деревья, посаженные по обеим ее сторонам в три или четыре ряда, еще не велики, она необыкновенно красива по своему огромному протяжению и чистоте, в которой ее содержат (пленные шведы должны каждую субботу чистить ее) и делает чудесный вид, какого я нигде не встречал».

В 1718 г. была установлена плата за проезд по Невскому проспекту на том его участке, который теперь называется Староневским проспектом. Введение платы аргументировалось тем, что новая дорога проложена по непроходимому болоту силами Александро-Невского монастыря. От большого же количества проезжающих дорога портится. Плата за проезд была очень большая по ценам того времени: с верховых по 3 коп., с телеги 5 коп., с кареты 10—30 коп. и т. д.

Не желающим платить предлагалось ездить в объезд по старой дороге (по берегу реки).31 Таким образом, «новопроложенная дорога» рассматривалась как частная собственность монастыря.

Замощение улиц изменило облик Петербурга, «придало городу, — по словам Вебера, — совершенно другой вид».

Вид Невского проспекта у Полицейского моста