Все дворцы Санкт-Петербурга

Особняк Румянцева

Особняк Румянцева в Санкт-Петербурге

Особняк Румянцева на Английской набережной — это выдающийся архитектурный памятник эпохи зрелого классицизма. Дом примечателен тем, что в нем в XIX веке появился первый в стране общественный частный музей. Основу его экспозиции составила коллекция графа Николая Румянцева, собранную им в Европе и России. Сегодня особняк находится в ведении государственного музея истории Санкт-Петербурга.

История особняка

Особняк Румянцева в Санкт-Петербурге, 1907 год
Главный фасад особняка, 1907 год

Раньше на месте особняка стояло другое здание, которое появилось в середине XVIII века. Тогда оно и земля под ним принадлежали князьям Голицыным. Однако дом был довольно скромный и ничем не выделялся на фоне соседних строений.

Начало XIX века — время графа Румянцева

Портрет Н. П. Румянцева, 1826—1828 гг., художник Д. Доу
Портрет Н. П. Румянцева, 1826—1828 гг., художник Д. Доу

Граф Николай Петрович Румянцев купил землю и находящийся на ней особняк у английских купцов, которым чуть ранее их продал князь Александр Голицын из-за переезда в Москву. Но скромный внешний вид дома не соответствовал статусу нового владельца. Все-таки граф был чрезвычайным послом во Франкфурте и доверенным лицом Екатерины II, от которой по возвращении из Европы получил почетный титул сенатора и назначение в несколько государственных экономических комиссий.

В 1802 Румянцев затеял перестройку дома. Поначалу она затронула только внутренние помещения. Позже, в 1824, граф решил перестроить фасад. Для этого он пригласил молодого архитектора В. Глинку, недавно вернувшегося из поездки по Европе. Владелец особняка поставил перед ним задачу перестроить здание с минимальными изменениями конструкции, но так, чтобы у него появился совершенно новый фасад. С этим Глинка справился: он создал прекрасный портик, венчающий барельеф скульптора Ивана Мартоса, изображающий Аполлона в окружении муз. Так скромный дом на набережной конца XVIII века превратился в видный особняк.

Из жилого дома — в музей

Граф умер в 1826, спустя два года после обновления своей резиденции. Перед смертью он поручил своему брату Сергею сделать из дома музей. Как он сказал на смертном одре — «на благое просвещение». Позже эти слова поместят на фризе над колоннами — там и сейчас можно увидеть надпись: «От государственного канцлера графа Румянцова на благое просвещение».

Почему именно музей? Находясь на службе в Германии, Николай Петрович собрал громадную коллекцию культурных и исторических ценностей. В фокусе внимания Румянцева были прежде всего древние рукописи, но помимо них он привез из Европы минералы, произведения искусства. Также граф собрал много ценных предметов из России, основная часть которых — средневековая богослужебная литература.

Сергей Петрович выполнил наказ покойного брата. В результате в 1831 в его резиденции появился первый в Российской Империи частный общественный музей. Вход был бесплатным для всех. Попечителем новоиспеченного музея стал С. Румянцев. Также в бывшей графской резиденции действовала библиотека. Основу ее коллекции составляли русские и славянские средневековые рукописи.

Читать еще:  Летний дворец Петра Первого

Дальнейшая судьба

Вид дома князя Л. М. Кочубея со двора в Санкт-Петербурге, 1906 год
Вид дома князя Л. М. Кочубея со двора, 1906 год

Пока Сергей Петрович был жив, он содержал музей за счет собственных средств. После смерти графа в 1838 году финансирование резко сократилось, поэтому Румянцевский особняк и все коллекции передали государству. Но от этого положение не улучшилось — денег по-прежнему выделяли мало. Здание пришло в плохое состояние, коллекцию пришлось перевести в Пашков дом в Москву, а здание продать.

Дом в 1863 купил Альберт Старчевский — российский журналист польского происхождения, работавший в журнале «Библиотека для чтения». Новый владелец перестроил здание, чтобы сделать его более пригодным для жилья, а также добавил к нему третий этаж. Все это делалось, чтобы превратить бывшую резиденцию графа в доходный дом. Все работы проводил архитектор Антон Цим. Фасад он почти не изменил, но разместил на нем лепные барельефы с купидонами и растительными узорами.

Позже Старчевский продал дом, и он находился в собственности у нескольких владельцев, пока в 1882 году здание не купила жена князя Евгения Романовского Зинаида. К тому времени дом опять пришел в плачевное состояние и требовал серьезного ремонта — портик настолько наклонился, что грозил рухнуть на английскую набережную. Княгиня занялась им сразу после покупки: укрепила фасад, меняет внутренние помещения. Работами руководил архитектор А. Степанов.

С 1884 после продажи Мариинского дворца особняк стал главной резиденцией княжеской семьи. Позже сюда приехала дочь Романовского Дарья, вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея и жила в фамильном доме. В 1911 супруги развелись, и в особняке остался Кочубей с детьми, однако позже он был продан коммерческому обществу. С 1911 по 1917 здание почти не ремонтировалось и опять пришло в аварийное состояние.

Советская эпоха

Экспозиция «Ленинград в годы Великой Отечественной войны» в особняке Румянцева в Санкт-Петербурге, 1976 - 1981 гг.
Экспозиция «Ленинград в годы Великой Отечественной войны» в особняке, 1976 — 1981 гг.

После революции здание национализировали. В 1918 часть его помещений отдали под коммунальные квартиры. «Коммуналка» в Румянцевском доме существовала до 1938 — в этом году ее начали расселять, так как решили открыть в здании музей истории Ленинграда. Но расселению помешала Великая отечественная война, поэтому полностью оно завершилось только в 1946.

Несмотря на это, музей начал работать в части помещений уже в 1938. Во время войны в здании открыли стационар для музейных работников. Большую часть экспозиции вывезли, однако некоторые экспонаты остались. Предметы вернули в 1945 после Победы, а уже в 1946 музей открыли для посещения. В течение всего советского периода музей стремился вернуть зданию облик, который тот имел при жизни Румянцева, поэтому внутри и снаружи постоянно проводились реставрационные работы.

Современность

Музей в Румянцевском особняке сохранился и после распада СССР. Однако в первой половине 1990-х годов он почти не получал финансирование. Из-за этого в доме практически не проводилось реставрационных работ. Они начались только в 1998. Тогда же начали создавать ряд новых экспозиций.

Читать еще:  Особняк Брусницыных

Сегодня в особняке находится филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В нем поэтапно проводится реставрация, направленная на воссоздание облика здания середины XIX века. Например, в 2022 восстановили надпись на фризе, которую убрали оттуда более 150 лет назад после того, как графская резиденция стала доходным домом.

Интересные факты и легенды

  • Коллекция Румянцева была столь велика, что занимала почти всю площадь дома — граф и его супруга жили лишь в трех комнатах, в остальных располагались собранные им предметы.
  • На коллекцию нередко захаживали взглянуть императоры Александр I и Николай I — монархи периодически навещали графа.
  • В особняке до сих пор хранится уникальное большое зеркало из единого куска зеркального стекла, его площадь —целых 18 квадратных метров. Чтобы занести его в дом, пришлось демонтировать оконный проем — в двери оно не проходило.
  • Парадную лестницу дома украшает изваяние Венеры. В качестве модели для нее скульптор И. Витали использовал свою жену.
  • Старчевский не только купил дом, но и написал книгу о заслугах Румянцева перед российским государством.

Архитектура и интерьеры

Главный вход в особняк Румянцева в Санкт-Петербурге

Здание — превосходный образец классической архитектуры первой половины XIX века. Привлекает в первую очередь фасад, украшенный портиком из 12 ионических колонн, над которыми расположен фронтон с барельефом, изображающим Аполлона в окружении муз. За колоннами между вторым и третьим этажом находятся меньшие по размеру квадратные барельефы с купидонами и растительными узорами. Опирается портик на массивную аркаду с окнами, в которой располагается вход в особняк Румянцева.

Внутренние интерьеры дома тоже выдержаны в классическом стиле. Жилые комнаты довольно строгие и имеют минимум декора, зато парадные залы украшены очень богато: в них посетители могут увидеть ряды великолепных колонн и скульптуры на античную тематику.

Парадная лестница особняка Румянцева в Санкт-Петербурге
Парадная лестница

Особого внимания заслуживает парадная лестница, которую называют мраморной.  Она сделана так, что кажется, будто парит в воздухе без видимых опор. Стены поблизости богато украшены лепниной, барельефами, наличниками и пилястрами. На центральном лестничном пролете в оконном проеме стоит скульптура известного русского скульптора Ивана Витали «Венера, снимающая сандалию». В особняке лишь гипсовая копия, а оригинал сейчас хранится в Русском музее.

Также стоит сказать о дубовом кабинете. Его декор выполнен из дерева, а часть стен обшита алыми шелковыми обоями с золотыми узорами. Сегодня в дубовом кабинете проходят концерты классической музыки. Помещение имеет в длину около 8 метров, в ширину около 10 и вмещает 40-50 зрителей. Поблизости находится черный кабинет, интересный прежде всего старинной резной мебелью из ценных пород дерева.

Большой белый зал особняка Румянцева в Санкт-Петербурге
Большой белый зал

Одно из главных помещений — Большой белый зал. Он невероятно высокий — потолки достигают 8,5 метров. Они украшены квадратными кессонами и лепниной. Вдоль стен расположены ионические пилястры, между которыми находятся большие полукруглые окна. Во времена Румянцева в зале проходили балы. Сегодня там периодически проводят временные выставки. Также Большой белый зал можно арендовать для частных мероприятий.

Читать еще:  Мраморный дворец

Экспозиция музея истории Санкт-Петербурге в особняке

Экспозиция музей истории Санкт-Петербурге в особняке Румянцева

Румянцевский особняк является филиалом государственного музея истории Санкт-Петербурга и в нем действует несколько крупных экспозиций музея:

  • О самом доме. Посвящена истории здания, а также его владельцам.
  • НЭП. Рассказывает о Ленинграде времен Новой экономической политики.
  • Этюды из 30-х годов. Посвящена жизни ленинградцев в 1930-е годы после окончания НЭПа.
  • «Ленинград в годы войны». Рассказывает о периоде блокады.

Произведения искусства и книги из собрания Румянцева сейчас находятся в Российской государственной библиотеке, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее, поэтому в экспозиции их нет. Зато там есть некоторые личные вещи и мебель графа — например, буфет в черном кабинете, украшенный резьбой на основе иллюстраций немецкого художника XIX в. Э. Зайбертца к трагедии Гете «Фауст».

Экспозиция о ВОВ — наиболее крупная в Петербурге. Она включает 12 залов и около 2 000 экспонатов: фотографий, документов, бытовых предметов, оружия.

В музее регулярно проходят концерты и лекции. Также проводятся временные выставки, встречи, программы для детей и другие мероприятия.

Режим работы 2025 и цена билета

Часы работы особняка Румянцева — ежедневно с 11:00 до 18:00. Выходной день — среда. Взрослые билеты в особняк Румянцева стоят 400 ₽. Детские и льготные обойдутся в 250 ₽.

Купить билет в особняк Румянцева в Санкт-Петербурге можно онлайн на сайте музея истории. Также они доступны для покупки в кассах самого особняка.

Экскурсии

Музей истории, в состав которого входит Румянцевский дом, предлагает 4 экскурсии по нему, большая часть из них повторяет соответствующие экспозиции. Вот они:

  • Экскурсия по парадным залам.
  • «Коммунальный рай».
  • «НЭП. Образ города и человека».
  • «Ленинград в годы ВОВ».

На каждую экскурсию надо покупать отдельный билет. При желании можно приобрести комплексный билет стоимостью 1 500 ₽ для взрослых и 1 000 для учащихся и льготников. Он дает доступ ко всем экскурсиям, а также позволяет посетить другие памятники в ведении музея — например, Петропавловскую крепость. Срок действия комплексного билета составляет 14 календарных дней с момента покупки.

Также вы может записаться на обзорную экскурсию в особняк Румянцева в Санкт-Петербурге под руководством профессионального гида. Цена полного билета 1400 руб., есть льготы для детей, студентов, пенсионеров.
Купить билет в особняк Румянцева на экскурсию

Реклама. ООО «Спутник». ИНН 7814547081

Как добраться

Здание находится по адресу: Английская набережная, дом 44. Чтобы добраться до этого места, сначала нужно попасть на площадь Труда. Это можно сделать несколькими способами:

  • Метро. В относительной близости к площади Труда расположены станции Адмиралтейская, Невский проспект и Василеостровская.
  • Наземный общественный транспорт. До площади Труда ходят троллейбусы № 5, 22, маршрутные такси № 6-К, 62, 64, автобусы № 3, 6, 22.

Когда приедете к площади Труда, идите в направлении Невы и Благовещенского моста, а когда выйдете на набережную, сворачивайте налево. Путь занимает примерно 10-15 минут.

Схема проезда:

Видео об особняке Румянцева:

Отзывы

Дата публикации: