Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй
Дацан Гунзэчойнэй – это уникальное место, действующий храм, где можно увидеть редкие религиозные реликвии, привезенные из Тибета, побыть в тишине и прикоснуться к истории буддизма в нашей стране. Здание дацана, расположенное на Приморском проспекте в Санкт-Петербурге кажется пришедшим из другого мира. Его резные карнизы и позолоченные узоры, строгие колонны и скульптуры мифических существ у входа мгновенно переносят сознание куда-то в сторону высокогорного Тибета. Это первый и единственный тибетский буддийский храм в Санкт-Петербурге. Далее — интересные факты о самом храме и история возникновения буддизма в нашей стране.
Содержание
Появление буддизма в России
Буддизм пришел в нашу страну из Монголии – сначала в Забайкалье к бурятам, а затем и в остальные регионы России. В XVII веке буряты активно контактировали с Монголией, где тибетский буддизм был очень давно распространен. Некоторые монголы переселялись в Забайкалье, принося с собой веру и буддийские учения. Так появились миссионеры-ламы, проводившие обряды, проповеди и ритуалы. Во второй половине XVII века буряты начали активно перенимать буддизм, строить дацаны, приглашать именитых лам.
В России официальное общественное одобрение буддизм получил только в 1741 г., когда императрица Елизавета Петровна издала соответствующий официальный указ. С этого времени начинают строиться дацаны — буддийские монастыри, а институт лам получает официальное государственное признание.
К 1897 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 75 представителей этой религии, в основном это были буряты и волжские калмыки – потомки тех, кто в 1700-х трудился над возведением стен северной столицы.
Община буддистов в Петербурге начала формироваться лишь в начале XX века, когда ее численность достигла примерно 185 человек. Все ее представители были калмыками и бурятами, жившие в Литейном округе и на Петроградской стороне. На сегодняшний день в Петербурге насчитывается примерно 30.000 буддистов, но точных официальных данных нет. По России же эта цифра достигает около 1,5 млн человек, согласно разным источникам данных. Значительная часть из них — это этнические буддисты, то есть представители таких народов, как буряты, тувинцы и калмыки.
История Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге

История храма Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге началась с идеи Агвана Доржиева об укреплении диалога Востока и Запада. Агван Доржиев родился в 1854 г. в Забайкалье, окончил монастырский университет Гандена в Тибете, долгое время служил и проживал при дворе Далай-ламы XIII. Агван участвовал в обучении Далай-ламы буддийской философии и литературы, тем самым став одним из ближайших его советников и важной фигурой в Тибете.
Агван Доржиев вернулся в Россию в 1900-х годах как дипломатический представитель Тибета, чтобы вести переговоры с российским правительством по поводу покровительства России Тибета, установления официальных отношений между странами.
Дипломат обсуждал с чиновниками поддержку буддистов в России, долгое время убеждал министров, что малочисленные представители буддизма заслуживают свое место в Санкт-Петербурге – свой дацан, то есть, дом, где бы они могли чтить традиции веры и хранить свои знания о ней. Слово «дацан» происходит с тибетского dge-tsang, что означает «монастырь».
В 1900 г. император Николай II дал Агвану Доржиеву разрешение на строительство буддистского храма. Проект дацана был разработан в 1909 г. архитектором Гавриилом Барановским под руководством специально созданного Комитета ученых-востоковедов. В него входили такие известные ученые, этнографы, филологи и художники как Борис Владимирцов, Сергей Ольденбург, Николай Рерих, Владислав Котвич и многие другие. В том же году был заложен первый камень – на окраине города, в Старой Деревне, на участке примерно в 2900 кв. м.

Первая буддийская служба в храме состоялась в 1913 г., но строительство храма было окончено только два года спустя – в 1915-ом. Зданию недолго было суждено выполнять свою функцию. В 1916 г., во время Первой мировой войны в России усилился контроль за иностранными религиозными организациями и дацан был закрыт в ходе политической напряженности. В 1917 г. после революции дацан начал снова функционировать, но нерегулярно: многие ламы покинули город, были вынуждены скрываться. В 1919 г. храм был полностью разграблен. Библиотека дацана вместе с некоторой утварью была уничтожена, лишь некоторые вещи из храма были переданы в музеи Петербурга на хранение.

В годы советской власти в здании дацана размещались то залы для физкультурников, то радиостанция. В 1960-х храм был передан Институту зоологии АН СССР, а 9 июня того же года по ходатайству Ю. Н. Рериха и других востоковедов, здание дацана было передано Академии Наук. 25 ноября 1968 г. храм был объявлен памятником архитектуры местного значения.
Возрождение буддизма в стране и в Петербурге, в частности, началось только в конце 1989-х. При поддержке общественности, прессы и востоковедов здание дацана было вновь передано буддийской общине. Первую службу в храме провел в 1990 г. Кушок Бакула Ринпоче – наставник тибетского буддизма из Индии.
Свое нынешнее название храм получил в 1991 г. при освящении: Дацан Гунзэчойнэй означает «источник святого учения Всесострадающего, Владыки-отшельника». Масштабная реставрация здания проводилась в 2014-2015-х, в ходе которой был укреплен фундамент, стены и крыша, восстановлены витражи, алтарные фигуры и статуи.
Интересные факты и почему стоит посетить
- Дацан Гунзэчойнэй входит в число первых буддийских храмов Европы. Он также самый северный на планете и самый крупный в Европе.
- Внутри храма хранится одна из самых больших статуй Будды в России – ее высота более трех метров.
- Дацан расположен в черте города Петербурга, на берегу Большой Невки, но не в историческом центре, а примерно в 30-40 минутах ходьбы от Невского проспекта. Его местонахождение не случайно: по тибетским канонам дацан должен располагаться вдалеке от кладбищ, рядом с рекой или водоемом.
- В день зимнего солнцестояния (20 или 21 декабря) солнечный свет озаряет лицо статуи Будды. Так было задумано специально архитекторами при строительстве дацана.
- На третьем этаже дацана находятся витражи, созданные по эскизам Николая Рериха – это один из немногих примеров его работ в религиозной храмовой архитектуре. Витражи были отреставрированы с сохранением оригинальных частей в 2016 г. Стоимость работ составила более 30 млн рублей.
- В подвале храма работает столовая, где можно отведать бурятских пельменей – буузы и хушууры (аналог нашего чебурека), цены демократичные, набор блюд невелик. Но учтите расплатится можно только наличными и не всегда может оказаться сдача.
Архитектура храма и как устроен

Здание дацана должно было соответствовать тибетским канонам и гармонировать с петербургской архитектурой. Так появился «аметистовый» храм, названный в честь редкого фиолетового оттенка гранита, который использовали для облицовки стен. Перед входом в храм по обе стороны установлены статуи львов – левая символизирует мудрость и женское начало, а правая – силу и мужское начало. Здание храма также украшено буддийским символом — восьмилучевым кругом хардэ с медными фигурами газелей по сторонам. На углах главного фасада стоят позолоченные конусообразные чжалцаны, внутри которых раньше хранили напечатанные молитвы.
План здания представляет собой пространственную мандалу с тремя этажами. Мандала — это духовный и символический образ в буддизме, представляет собой круг или квадрат с концентрической структурой, то есть в центре всегда находится или изображается Будда, окруженный богами. С северной стороны храм соединен с 4-х этажной башней. На вершине которой находится сложная позолоченная медная конструкция, называемая «ганчжир» (с тибетского переводится как «полный сокровищ»), туда обычно закладывают молитвенные тексты и священные книги. Всего в Дацане Гунзэчойнэй вместе с подвалом 5 ярусов, которые символизируют 5 великих мудростей обретенных Буддой.

В подвале расположена столовая, которую может посетить любой желающий. На первом этаже находятся хозяйственные, административные и технические помещения. На втором – главный храмовый зал с алтарем и ритуальными зонами. На третьем этаже расположены монашеские комнаты, залы для учеников, кабинеты лам и их жилые зоны. Самая верхняя часть здания – это люкарна, то есть световой фонарь с витражами и мандалой.
Витражи дацана заслуживают отдельного внимания. Они играют не только декоративную роль, но и световую. Через них внутрь здания проникает естественный свет с цветными отблесками, что помогает создать медитативную атмосферу и особую ауру, присущую подлинным буддийским храмам.

Внутри прибежища буддистов залы украшены живописью, резьбой, декоративными орнаментами в тибетско-бурятском стиле. В главном зале на втором этаже – дугане (молитвенный зал внутри дацана) – находится статуя Будды Шакьямуни на троне и пьедестале, а прямо перед ней расположен алтарь с подношениями (чаши с водой, рис, цветы, благовония и лампады). По периметру зала стоят священные молитвенные барабаны.
Статуя Будды Шакьямуни была изготовлена в Петербурге мастерами из Монголии, Бурятии и России. Высота статуи — около пяти метров, что делает ее одной из крупнейших в Европе. Фигура Будды выполнена из дерева, гипса и металлического каркаса, снаружи статуя покрыта позолотой.
Какие реликвии хранятся

С самого своего основания дацан наполнялся священными артефактами, которые привозились в Санкт-Петербург из таких традиционных мест буддизма, как Таиланд, Индия, Монголия, Бурятия. К сожалению, во времена революции и советского союза многие реликвии были утрачены. Реставрация и восстановление храма ведется с 1990-х и до сих пор.
Одна из самых известных реликвий храма – большая бронзовая курильница Байпур, установленная в саду дацана в 2018 г. Ее создал петербургский скульптор Иван Итыгелов. Курильница предназначена для подношений, это священная реликвия, в которой сжигают сладости, чтобы «угощать» духов, обитающих в саду. Курильницу изготовили по заказу настоятеля храма ламы Джампа Доньед на собранные пожертвования.
В 2022 г. в дар дацану были переданы 18 буддийских тханок из Индии: живописные изображения пандит (ученых) и молитвы в честь пандит на нескольких языках. Кроме того, в библиотеке храма находится два собрания священного писания Ганжур – на тибетском и старомонгольском языках.
Буддийские ритуалы и службы

В храме ежедневно проводятся хуралы – то есть дневные и утренние молитвы. Также в ходе молитвы могут проводиться ритуалы и обряды по тибетским обычаям. Некоторые из них включены в хуралы, а некоторые проводятся отдельно, например, если молитвы связаны с праздниками или священными днями. Расписание хуралов в Дацане Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге можно посмотреть на официальном сайте храма.
Вот примеры традиционных ритуалов и обрядов:
- Утренний хурал – Сахуюсан («хранитель»). Посвящен богине Палден Лхамо, которая считается защитницей от злых чар, она также является покровительницей Дацана;
- Дневной хурал – Согчен («великое собрание»). Молебен, читаемый ламами, помогает преодолевать трудности на благом пути;
- Молебен о благополучии детей – Банзарагша («пять защитниц»). Читается в помощь детям, старикам и беременным. Эта молитва совершается каждую субботу в дневное время;
- Молебен от сглаза и порчи – Сундуй сударай («большое собрание мантр»). Проводится в каждое последнее воскресенье месяца в дневное время;
- Молебен, посвященный Будде Медицины – Отошо. Направлен на очищение кармы, исцеление духовных и телесных недугов. Проводится раз в месяц в восьмой лунный день;
- Обряд Юроол («благие желания»). Проводится днем каждую пятницу в честь недавно умерших людей для облегчения пути души покойного;
- Ритуал Намсарай (имя божества богатства)– это церемониальное подношение с молитвой, призванный улучшить материальное состояние и привлечь финансовое благополучие;
- Ритуал для укрепления семейных отношений – Алтан гэрэлэй судар («Сутра золотого света»). Во время него ламы читают «Сутру золотого света». Проводится каждое воскресенье днем;
- Ритуал Жадамба (термин, означающий оказание помощи при пеперождении души). Проводится раз в месяц, направлен на преумножение добродетелей, содействует хорошему перерождению в следующих жизнях. Во время ритуала читается сокращенный текст священной книги Юм.
Помимо общих обрядов и молебнов, в Дацане можно заказать частный ритуал. Например, Целха Намсум (трехъединое долголетие) – защитный обряд для долголетия, или обряд Благословения брака. Заказ ритуала можно сделать в храме или на официальном сайте дацана. Оплата – это пожертвование, то есть любая комфортная сумма.
Кроме того, ламы проводят в храме лекции, медитации, йогу и практики для всех желающих. Здесь можно изучать буддийскую философию, тибетский или бурятский языки. Занятия проходят по субботам и воскресеньям. Вход свободный, но, как правило, следует оставлять любое денежное пожертвование.
Ламы

Действующие ламы буддийского храма в Санкт-Петербурге проводят в дацане служения, практики, лекции, ритуалы и экскурсии. На сегодняшний день в храме служат 18 лам, вот некоторые из них:
- Настоятелем храма сегодня считается Джампа Доньед (Бадмаев Буда Бальжиевич) – заместитель главы Буддийской Традиционной Сангхи в России. Специалист по целительству на основе практик тибетской медицины;
- Рабдан лама (Гырылов Родион Сосорович) – проводит консультации по буддийским ритуалам и философии;
- Цырен лама (Дармажапов Цыренжаб Баторович) – заместитель настоятеля, консультирует по вопросам астрологии, буддийской иконографии, философии и психологии;
- Жимба лама (Партилхаев Вячеслав Викторович) – Эмчи-лама, специалист по оздоровительным практикам тибетской медицины;
- Лобсан Гарма лама (Цыбиков Саян Сергеевич) – ведущий хуралов, казначей, консультант по вопросам философии, астрологии, ритуалам.
Режим работы 2025 храма и расписание хуралов
Дацан Гунзэчойнэй работает с понедельника по воскресенье с 10.00 до 19.00. Среда – выходной день. Посетить храм может любой желающий – самостоятельно или в составе экскурсии. При самостоятельном посещении вход в дацан свободный, но рекомендуется оставлять пожертвование в виде любой комфортной суммы. Столовая в подвале храма работает с 11:30 до 18:00 ежедневно, кроме среды.
Расписание хуралов и ритуалов можно посмотреть на официальном сайте. Ежедневно в 10.00 и 15.00 проводятся хуралы Сахюусан и Согчен. Расписание остальных молебнов может меняться.
Правила посещения
Существует несколько правил, как правильно посещать буддийский храм в Санкт-Петербурге:
- одежда должна быть закрытой и скромной, в храме нельзя находиться в коротких шортах или юбках, открытых майках;
- входя в храм, нужно снимать обувь и головные уборы;
- садиться можно только на пол (ни в коем случае не выше лам), вытягивать ноги в сторону алтаря запрещено, лучше всего подогнуть ноги под себя;
- внутри храма нельзя обниматься друг с другом, дотрагиваться до монахов категорически запрещено;
- показывать пальцем на статуи и святыни нельзя, также как и поворачиваться к ним спиной.
Перед посещением самого храма рекомендуется совершить ритуал гороо – то есть пройти по часовой стрелке вокруг храма. Лучше всего сделать три круга. Внутри храма статуи тоже нужно обходить строго по часовой стрелке. Священные молитвенные барабаны крутят также – по часовой.
Еще одно правило касается уличной курильницы Байпур, установленной в саду дацана: в нее нельзя бросать мусор, листья, бумагу или окурки.
Экскурсии в буддийский храм

Посетить дацан можно самостоятельно или в составе экскурсий:
- Индивидуальная (1-4 человека) с гидом, продолжительностью два часа. Стоимость такой экскурсии – 4500 руб. Здесь вы ознакомитесь с историей дацана, его архитектурой, реликвиями и послушаете рассказ о буддизме, как об одной из важнейших мировых религий.
- Обзорная групповая (до 25 человек), стоимостью от 890 руб. за человека. Детский билет стоит 600 руб. Длительность экскурсии – один час, за это время вы познакомитесь с философией буддизма, историей храма и приобщитесь к традициям этой религии.
Реклама. ООО «Спутник». ИНН 7814547081
Где находится и как добраться
Адрес Дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге: Приморский проспект, 91.
Храм находится рядом с Липовой аллеей, в тихом, уединенном месте в окружении небольшого сада. Ближайшая станция метро от дацана – «Старая деревня», названная так в честь исторического района Петербурга. От нее до храма идти пешком примерно 700-800 м. Это один самых удобных вариантов.
Можно доехать до дацана на автобусах №№110, 216, 93 идут до остановки «Липовая аллея». От нее до храма идти пешком около минуты.
Если ехать на автомобиле, то нужно двигаться по Каменноостровскому проспекту в сторону Приморского проспекта. Время в пути из центра — примерно 15-25 минут. У храма есть небольшая бесплатная парковка.
Расположение буддийского храма на карте:
Видео о Дацане Гунзэчойнэй:
Отзывы


