Пригороды Санкт-Петербурга

Ораниенбаум (Ломоносов)

Ансамбль Большого дворца формировался в 1710-1727 годах. Это были первые десятилетия истории русского зодчества нового времени. Архитектура этих десятилетий получила название петровского барокко.

Павильон «Катальная Горка»

Ансамбль Большого дворца, ориентированный на север, в сторону залива, по масштабу и местоположению до сих пор доминирует в планировочной структуре ораниебаумского художественного комплекса. Это один из самых парадных, гармоничных и удивительно ценных памятников петровского времени. Кроме Большого дворца с разбитым перед ним Нижним садом в ансамбль входят Картинный дом и пять Нижних домов.

Большой Ораненбаумский дворец – один из немногих памятников петровского зодчества, сохранившихся до наших дней. Другое название дворца – Меншиковский. Он был построен в 1710-1725 гг. архитекторами Д. М. Фонтана и И. Г. Шеделя.

Возвышенность, где находиться этот великолепный, обращенный к морю и развернутый по дуге длинно в двести десять метров дворец, имеет два яруса террас с отвесными стенами, пандусами и лестницами. Террасы составляют подножие дворца и придают его облику монументальность, торжественность и неожиданную легкость. Здание как бы парит над берегом.

Главный корпус дворца двухэтажный. К нему с обеих сторон примыкают развернутые дугой одноэтажные крылья. Они заканчиваются высокими павильонами – Церковным и Японским. К павильонам с южной стороны примыкают флигеля – Фрейлинский и Кухонный, которые ограничивают собою Парадный двор (курдонер).

После ареста и ссылки Меньшикова дворец перешел в собственность государства. Позднее в нем устроили госпиталь. В 1743 г.
Владельцем Большого дворца стал Петр III
. Для него зодчий Ф.Б. Растрелли переделал дворцовые интерьеры, а позади восточного павильона выстроил дворцовый флигель, оградивший с востока парадный вход. В Восточном павильоне на золоченых резных кронштейнах разместил более 200 предметов японского и китайского фарфора. С этого времени павильон стал называться Японским. Также были переделаны террасы перед северным фасадом.

Читать еще:  Петергоф

С 1762 г. во дворце работал архитектор А. Ринальди. Вновь переделав террасу, он соорудил великолепную гранитную лестницу с полуциркульным балконом. Интерьеры дворца были украшены живописью, лепкой, тканями и зеркалами.

В конце XVIII в. Здание дворца занял Морской кадетский корпус. Затем оно перешло к Александру I, позже – его брату Михаилу. Здесь работали известные архитекторы: Л. Руска, К.И.Росси, В.П.Стасов и другие. В основном они переделывали интерьеры, в то время как внешний облик почти не изменился. Объемно-пространственное решение дворца Петра III и его планировка необычны. Это небольшой почти кубической формы двухэтажный павильон, увенчанный балюстрадой. В плане дворец имеет форму квадрата, один из углов которого срезан по плавной дуге. Именно эта часть здания – плавный переход от одной стороны здания к другой – и играет роль главного фасада. Благодаря этому дворец обозревается одновременно с трех сторон. Этот прием неповторимое своеобразие облику дворца, миниатюрное здание воспринимается как бы в развороте, кажется массивнее, значительнее.

Помещения дворца Петра III небольшие. Картины, лаки, ткани, резьба по дереву делали их необычайно насыщенными и по цвету и по плотности декоративной отделки. Льющийся через большие окна двери свет делает эту отделку еще красочнее, а при открытых окнах, когда в интерьер входят решетки изысканного рисунка и открывается восхитительные виды на парк.

Почетные ворота вели на крепостной плац. Их композиционны строй предельно четок и зиждется на контрасте въездной части, решенной формах, и изящной надвратной башни
Изящные, удивительно пропорциональные, своеобразные по композиции Почетные ворота – уникальный памятник архитектуры малых форм, не имеющий себе подобных в пригородах Санкт-Петербурга.