Все музеи Санкт-Петербурга

Экскурсии детям в музее Истории религии

Для школьников музей предлагает различные варианты обзорных экскурсий. Они адаптированы к детскому восприятию и учитывают возраст и уровень знаний учащихся.

Экскурсии рассчитаны на пребывание школьников в музее в течение одного часа.

«Мифология и религия в Древнем мире»

Экскурсия знакомит с особенностями архаического понимания устройства мира и места человека в нем. Откуда взялись Земля и небесные светила? Почему сменяются дни и ночи, лето, осень, зима и весна? Как появились животные и первые люди? Отвечая на эти вопросы, древние объясняли мировой порядок деяниями духов, богов и героев. Египтяне верили, что движение солнца по небу – это путешествие бога Ра на барке по небесному Нилу. Греки трактовали смену времен года как встречу или расставание богини земледелия Деметры и ее дочери Персефоны. Одушевляя и обожествляя природу, люди относились к ней с почтением и трепетом.

Во время экскурсии дети познакомятся с археологической коллекцией музея, увидят древнеегипетские амулеты и саркофаг, древнегреческие масляные лампы с изображениями богов и самую большую терракоту, найденную археологами музея в Северном Причерноморье, – скульптуру богини плодородия Деметры.

«Золотые одежды для слова»

В ходе экскурсии школьники узнают об истории славянской письменности, познакомятся с историей переводов Библии на языки разных народов. Дети увидят икону с изображением просветителей славян – святых Кирилла и Мефодия, рукописные Евангелия, печатные издания Библии на латинском, греческом и русском языках. Им покажут картину с изображением святого Иеронима, переводившего библейские книги на латинский язык, скульптурный портрет Мартина Лютера – великого реформатора и переводчика Библии на немецкий язык. В «Серебряной кладовой» дети смогут полюбоваться подлинными произведениями искусства – позолоченными окладами напрестольных Евангелий.

«Из истории календаря»

Во время экскурсии дети познакомятся с основными понятиями, связанными со счетом времени. Им расскажут о календарных традициях, мифах и обычаях разных народов, объяснят характер связи природного и религиозного календарей. Дети узнают много интересных фактов из истории календаря, а также: чем отличаются солнечный и лунный календарь, как они используются, от каких начальных событий ведут счет времени христиане, мусульмане, буддисты.

Школьники увидят икону «Рождество Христово» и узнают, когда время рождения Иисуса Христа стало начальной датой календаря. Им расскажут, что такое Святки и как гадали на Руси в святочное время. Дети увидят представленные в экспозиции пасхальные яйца, форму для творожной пасхи и услышат о празднике Пасхи, его происхождении и смысле.

Для студентов в музее разработаны обзорные и тематические экскурсии.

Экскурсии рассчитаны на пребывание студентов в музее в течение 1-1,5 ч.

«Иудаизм, христианство, ислам».

Экскурсия построена на сравнении основных вероучительных положений и особенностей культовой практики трех религий. Она начинается в разделе постоянной экспозиции, посвященном истории библейского монотеизма, рассказывает о том, каковы представления о едином Боге в иудаизме, христианстве и исламе. Студентам расскажут о Моисее, Иисусе, Мухаммаде, стоявших у истоков соответствующих религиозных традиций, покажут священные книги: Тору, Евангелие, Коран. Сравнительная методика позволяет выстроить ряд священных изображений, предметов, текстов, характерных для каждой из религий.

«Три направления христианства»

Экскурсия знакомит с особенностями вероучения, богослужения и организации трех христианских конфессий. Несмотря на различные формы существования, все разновидности христианства имеют общий исток – учение Христа, и сохраняют общие черты в догматике и культовой практике. Экскурсанты узнают об исторических и культурных причинах разделения церквей, о специфике православия, католицизма и протестантизма, увидят образцы религиозного искусства, богослужебную утварь и облачения священнослужителей. 

«Когда Отечество в опасности»

Экскурсия рассказывает о роли Русской Православной Церкви в тяжелые военные годы российской истории. Они узнают о том, как волею Петра I было начато формирование института военного духовенства, как строились отношения Церкви и армии в XVIII-XIX вв.

Во время экскурсии можно увидеть богослужебные предметы из походной церкви, полковые иконы, текст воинской присяги, фелонь, которую изготовили в год столетнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 г., иконы святых покровителей воинов и моряков – Георгия Победоносца и Николая Чудотворца. Экскурсанты узнают, как в Смутное время крестьяне и монахи защищали от поляков Троице-Сергиеву лавру, и увидят оружие, которым они сражались.

     Игровые программы в музее

Экскурсия-занятие «Как тебя зовут? История имени»   6-10 л
Во время занятия музейный педагог рассказывает детям о происхождении имен, о том, у какого народа они появились, что означают. Имена мальчиков часто имеют значения «сильный», «смелый», «защитник», «победитель», а имена девочек означают «солнечная», «чистая», «родная», «светлая», «тихая».

Имена могут поведать много интересного об историческом прошлом, народных традициях. Во время экскурсии юные посетители увидят иконы христианских святых и услышат связанные с ними легенды.
В конце экскурсии ребятам предлагается проверить и закрепить то, что они узнали на экспозиции на рабочих листах.

«Победить дракона»5-10 лет (группа 20 чел. максимум !).
В сказках, мифах и легендах герои часто сражаются с драконами и чудовищами. Почему так происходит, и что это значит «победить дракона»? Участники игры отправляются в увлекательное путешествие по залам музея, выбрав себе друзей и помощников из числа игрушечных добрых животных. Под руководством музейного педагога наши гости учатся рассуждать, общаются друг с другом, собирают паззлы, рисуют, смотрят мультфильм и узнают много нового о мифах, верованиях и событиях мировой истории.

«Загадки древнего сфинкса». 7-12 лет (группа до 15 человек).
Дети смогут примерить на себя роль ученых-египтологов, прослушать рассказ музейного педагога, поделиться собственными знаниями о религии Древнего Египта. Им предстоит найти ответы на стихотворные загадки, расшифровать написанные иероглифами слова.

«Боги и герои Древней Греции и Рима». 4-5 классы
Основная цель занятия – познакомить детей с понятием «атрибуты». А затем научить распознавать по ним основных персонажей древнегреческой мифологии.

Лук или кифара в руках Аполлона; крылатые шлем и сандалии Гермеса; устрашающая эгида Афины; сноп пшеницы, который держит Деметра – эти и другие атрибуты «подсказывают» зрителям, каким видам человеческой деятельности покровительствуют эти боги, а также напоминают об интереснейших мифах, героями которых они являются. В конце экскурсии ребятам предлагается поработать на рабочих листах, чтобы проверить и закрепить полученный материал.

«Чему нас научили древние»
Основная цель занятия – сформировать у детей представление о культурном единстве человечества. В повседневной жизни мы постоянно пользуемся тем, что создали и передали потомкам древние народы. Грекам мы обязаны устройством общественной жизни (они научили нас демократии), римлянам – существованием законов и правосудия. Египтяне научили потомков выращивать пшеницу и ячмень и писать священные знаки. Древние евреи положили начало созданию великой книги – Библии.

Во время экскурсии дети увидят изображение египетского бога Тота, покровителя писцов, и научатся писать некоторые иероглифы; узнают, что греки решали важные вопросы путем голосованием и для этого поднимали, как и школьники в классе, руку; услышат много историй, которые древние евреи рассказали о своем Боге и рассмотрят свиток Торы, где эти истории записаны.

«Вокруг нас символы и знаки»
В каждой религии существуют свои символические ряды, понятные для ее последователей — язык жестов, символика цвета и т. п. Символами могут быть различные предметы, знаки, несущие какую-либо важную информацию. На примере музейных экспонатов дети убедятся в единстве содержания многих символов, созданных людьми и хранящих человеческие надежды на возрождение после смерти и вечную жизнь, на благополучие и продолжение рода. Юные посетители музея познакомятся со значением основного христианского символа и увидят изображения различных по форме крестов: Голгофского, греческого, иерусалимского, патриаршего, крестов Папы Римского и Константина Великого, святых апостолов Петра и Андрея, святого Антония. Им покажут многие символы, распространенные в Древнем мире.

«Светлый праздник Рождества». 5-12 лет.
В декабре и январе дети и родителей ждет встреча с праздничной елкой, рассказ об истории рождественского дерева в России, поиски похищенного ключа, игры и мастер-класс.

Читать еще:  Летний сад