Все музеи Санкт-Петербурга

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из самых крупных художественных музеев во всем мире, общая площадь более 233 квадратных километров. Его первые здания были заложены во время правления императрицы Елизаветы. Несмотря на то, что Эрмитажу уже более 250 лет, он до сих пор поражает гостей и критиков своей роскошью и богатыми коллекциями, около около 3 млн экспонатов. Ее основа была собрана во времена правления Екатерины II, которая и подписала указ о строительстве зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства.

История Эрмитажа

Вид Зимнего дворца Эрмитажа (1839-1840)
Вид Зимнего дворца Эрмитажа (1839-1840). Бумага, литография, акварель, автор — Фердинанд Виктор Перро

В отличие от многих других музеев, создание которых растянулось на многие годы, можно легко ответить на вопрос «Сколько лет Государственному Эрмитажу?». Он был основан и открыт в 1764 году, то есть отметил свой 250-летний юбилей в 2014 году. Архитектор Эрмитажа в Санкт-Петербурге – Франческо Растрелли, именно он построил главное здание музея – Зимний дворец.

Основание Эрмитажа

Изначально Императорский музей Эрмитаж был частной коллекцией Екатерины II, потому как императрице понадобилось место, чтобы хранить переданные из Берлина 317 картин, имеющих особую ценность. Собрание живописи оценивалось в 183 тысячи талеров, а 1 талер состоял из 26 граммов серебра.

Коллекцию императрице передал Иоганн Эрнест Гоцковский, в счет своего долга, который образовался из-за его неудачных попыток поставлять зерно для русской армии. В переданное собрание картин входили полотна именитых художников, таких как Рембрандт и Рубенс, а также других мастеров. Сейчас от первоначальной коллекции в Эрмитаже осталось 96 холстов. Изначально они выставлялись в уединенных комнатах дворца – Малом Эрмитаже.

Авторский проект фасада Зимнего дворца Эрмитажа (1754-1762). Растрелли, Бартоломео Франческо
Авторский проект фасада Зимнего дворца Эрмитажа (1754-1762). Растрелли, Бартоломео Франческо

В 1768 году в коллекцию Эрмитажа вошли более 5 000 рисунков, который принадлежал австрийскому дипломату. В нее входили, в том числе, работы Жана Фуке – это приобретение посодействовало развитию графических экспонатов. В 1769 году князь Белосельский-Белозерский посодействовал в приобретении собрания полотен, принадлежавшего министру польского короля. Оно состояло из 600 картин, в том числе в коллекцию входила работа Тициана.

В 1772 году императрица Екатерина, с помощью князя Голицына, приобрела во Франции коллекцию картин барона Пьера Кроза. Это было одно из лучших собраний живописи в Париже. В него входили 400 картин XVI—XVIII века. Они принадлежали кистям Рафаэля, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка и других.

В 1779 году коллекция Эрмитажа вновь расширилась. Было приобретено собрание живописи, принадлежавшее британскому премьер-министру. Это помогло добавить к экспозиции еще несколько шедевров Рембрандта и Ван Дейка. А в 1781 году в Париже была приобретена коллекция, принадлежавшая графу Бодуэну, включавшая в себя 119 картин тех же художников. После в Эрмитаж были добавлены античные скульптуры, в том числе созданные Микеланджело.

Уже через несколько лет после открытия музея становится ясно, что здание не вмещает все приобретения. И в 1771 году начинается строительство Большого Эрмитажа. К 1796 году коллекция картин Екатерины II насчитывала 3996 работ. Так императрице удалось собрать уникальное собрание живописи, хотя до ее правления в стране не было ни одной значительной галереи.

Эрмитаж в XIX веке и начале XX

Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1830-1831. Крендовский Е.Ф.
Тронный зал императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце. 1830-1831. Крендовский Е.Ф.

Последующие российские императоры поддерживали начатое Екатериной IX дело. Александр I и Николай I покупали не только большие коллекции живописи, но и отдельные работы художников, которые до этого не были представлены в Эрмитаже. Полотна, преподносимые императорам в дар, также часто отправлялись в музейное собрание.

До правления Николая I Эрмитаж был частным императорским музеем. Он же перевел его в статус публичного, дав возможность большому количеству людей прикоснуться к искусству. До этого, даже именитые личности, как Александр Пушкин не могли войти в Эрмитаж по своему желанию. В 1852 году было открыто здание Нового Эрмитажа, которое возводилось специально для открытия общественного музея. Уже к 1880 году каждый год выставочные залы посещали более 50 тысяч человек.

Император также активно приобретал художественные ценности по всему миру. К сожалению, большая часть важнейших из них была продана в США советской властью.

Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы (акварель). 1851. Садовников В.С.
Новый Эрмитаж со стороны Миллионной улицы (акварель). 1851. Садовников В.С.

Особое влияние на музей оказал Андрей Иванович Сомов, работающий на должности хранителя картин и рисунков, а после повышенный до старшего хранителя Эрмитажа. Он проработал на благо искусства 22 года, и положил начало новой странице в истории российского искусствознания. Андрей Иванович исследовал и каталогизировал живопись и рисунки, пополнял хранилища, покупая и принимая в дар собрания российских коллекционеров и музеев. Сомов издал каталог «Картинной галереи Эрмитажа».

В 1895 году часть коллекции, состоявшую их работ российских мастеров, была передана в Русский музей. Вскоре в Эрмитаж поступили экспонаты с археологических раскопок, благодаря которым удалось обогатить тематический отдел.

К концу XIX века в Эрмитаже хранились тысячи полотен, и он по праву считался центром русского искусствознания. Однако как только возник научный подход, выявилось немало ошибок. Например, многие картины Рафаэля или Леонардо да Винчи, который император приобретал за большие деньги, оказались работами их учеников.

Эрмитаж после революции 1917 года и во время войны

Зимний дворец Эрмитажа, Гербовый зал. 1942
Зимний дворец Эрмитажа, Гербовый зал. 1942

После революции 1917 года в Эрмитаже случились весомые преобразования. Коллекция музеев быстро пополнялась ценными работами, изъятых из частных коллекций и ставших народной собственностью. В это время в галереях появились работы Боттичелли, Ван Дейка, Рембрандта, Делакруа и других. Из Зимнего дворца в музей были перенесены предметы интерьера и императорские подарки. В 1932 году в музее появились 515 китайских серебряных ямбов – их от переплавки спас Н. В. Алабышев.

До революции коллекция Эрмитажа состояла из работ, написанных до XVIII века. После же – она пополнилась работами других художников, появились картины Ван Гога, Матисса, Пикассо и других.

Но одновременно с этим, собрание не только пополнялось, но и вывозилось. Например, Бриллиантовая комната была переведена в Кремль, а некоторые работы старых мастеров, как Рубенс, Рембрандт, Тициан и других, были переданы в Музей изобразительных искусств.

Советская власть активно проводила распродажи в конце 1920-х и начале 1930-х годах. Были проданы 48 мировых шедевра, которые были вывезены их России. В их числе оказалась единственная картина Ван Эйка, личные вещи Рафаэля и Боттичелли.

Как только работникам музея стало известно о начале Великой Отечественной войны – началась эвакуация ценностей на Урал. Более 1,2 миллиона экспонатов были вывезены в Свердловск, ныне – Екатеринбург. Подвалы Эрмитажа стали бомбоубежищами, но сотрудники не переставали заниматься научной деятельностью, и иногда даже вели лекции по искусствоведению.

Восстанавливать музейные залы начали еще до окончания войны, а сразу после ее завершения – возвращать экспонаты. Благодаря подвигу работников Эрмитажа в годы войны не было утрачено ни одной ценности, но некоторым потребовалась реставрация. Вскоре музей вновь открыл двери для посетителей.

После войны коллекция Эрмитажа пополнилась трофеями из музеев Берлина. В 1958 году ценности были возвращены в столицу Германии.

Современный период в истории Эрмитажа

Современный период в истории Эрмитажа

Как только пал железный занавес, Эрмитаж, первый из музеев России, объявил о том, что в его хранилищах имеются трофейные произведения искусства, которые считались утраченными в ходе войны. Среди них оказались работы Сёра, Мане, Домье, Ван Гога и других. Они пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветский период музеем активно приобретались предметы искусства XX века. Так в выставочных залах появились работы Утрилло, Сутина, Руо и других. До этого ни одна из картин этих авторов не была представлена в российских музеях.

На рубеже XX и XXI века был учрежден Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 году в экспозиции появилась одна из версий картины Малевича «Черный квадрат», а 4 года спустя запустился проект, направленный на приобретение современного искусства.

В 2006 году обнаружили пропажу 221 экспоната. Все они были небольшие: ювелирные изделия, иконы, столовые приборы и посуда. Для объявления о краже была созвана пресс-конференция. Выяснилось, что кражу осуществляла одна из сотрудниц, вместе с семьей. Незадолго до того, как обнаружили факт пропажи, она скончалась. Украденные вещи удалось вернуть лишь частично.

Корпуса Эрмитажа

Эрмитаж — крупнейший музей мира. В его состав входит 6 основных корпусов главного музейного комплекса на Дворцовой площади, а также несколько дополнительных: Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец. Невозможно увидеть весь Эрмитаж за один визит. Даже есть тратить всего по 1 минуте на осмотр каждого экспоната, то потребуется 7 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть все сокровища музея. Поэтому лучше предварительно ознакомиться с выставками, и выбрать маршрут экскурсии исходя из собственных интересов. Перед посещением ознакомьтесь с тем, что находится в Государственном Эрмитаже и в каком здании.

Здания Главного музейного комплекса

Главный музейный комплекс Государственного музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге — это его основа, которая состоит из 6 исторических зданий, возведенных в основном в XVIII веке, главное из них – Зимний дворец. Также в состав входят Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В этих шести зданиях для зрителей открыты 365 выставочных залов. В них находятся богатые коллекции археологических находок, произведений искусства и культуры от античности до современности. Сами по себе постройки также представляют историко-культурную ценность. Посетителям не нужно отдельно оплачивать вход в каждое здание: если купить один билет, можно посетить каждое из них.

График работы: вт, пт, сб с 11:00 до 20:00, остальные дни с 11:00 до 18:00. Пн, 1 и 9 мая — выходные.

Адрес: Дворцовая площадь, дом 2.

Стоимость билета: 500 ₽.

План-схема Эрмитажа в Санкт-Петербурге 1 этаж

 

Зимний дворец

Зимний дворец Эрмитаж

Зимний дворец — некогда главная резиденция российских монархов начиная с ХVIII века, а сейчас — центральное здание музейного комплекса и одна из основных достопримечательностей Северной столицы. Дворец построили по приказу Елизаветы по проекту известного архитектора Ф. Б. Растрелли. Это яркий образец «елизаветинского барокко», которое отличалось торжественностью и обилием элементов из других архитектурных стилей.

На первом этаже Зимнего дворца открыта выставка древнего искусства и археологии, на втором – живописи Англии и Франции XVI-XVIII веков, а также роскошные залы (Тронный, Гербовый, Александровский, Петровский, Фельдмаршальский, Концертный зал, Аванзал  и др.) и личные помещения членов императорской семьи, а на третьем – классическое искусство Азии.

Отдельного внимания заслуживают Золотая и Бриллиантовая кладовые. В Золотой хранится уникальное собрание изделий из золота, изготовленных скифскими, греческими и китайскими мастерами, золотые украшения Великих Моголов, парадное оружие, а также Сибирская коллекция Петра Великого и многое другое. В Бриллиантовой находятся произведения ювелирного искусства разных эпох, сделанные с использованием бриллиантов. Среди них работы античных и византийских мастеров, ювелиров Западной Европы, средневековой Руси, петровской эпохи.

Малый Эрмитаж

Малый Эрмитаж

Возведен в 1766 по указанию Екатерины II рядом с Зимним дворцом зодчим Ю. Фельтеном. Здание выстроили в стиле классицизма: его отличают строгие линии и пропорции. В 1940 году Малый Эрмитаж был соединен переходом с Зимним дворцом, в нем есть площадка, где выставлены мозаики и рельефы Древнего Рима. Это переход назван в честь архитектора Александра Сивкова, который объединил здания в один музей.

В Малом Эрмитаже можно увидеть копии Бахчисарайского фонтана, множество мозаик и знаменитые часы «Павлин», сделанные английскими мастерами в XVIII веке и работающие до сих пор. В галереях Малого Эрмитажа хранятся экспонаты эпохи средневековья, а также картины и скульптуры XV-XVIII веков. Заслуживает внимания висячий сад со своим микроклиматом, благодаря которому осенью растения в нем дольше остаются зелеными.

Старый (Большой) Эрмитаж

Старый (Большой) Эрмитаж

Большой Эрмитаж, примыкающий к Малому Эрмитажу, —  корпус царской резиденции, где до Октябрьской революции находились собрания произведений искусства и книг. Здание также построил Ю. Фельтен 1787. Так как постройка была больше находившегося поблизости Малого Эрмитажа, ее назвали Большим Эрмитажем. Стиль — классицизм, набиравший популярность на исходе ХVIII века.

Здание Старого Эрмитажа намного меньше Нового и Зимнего дворца. Но здесь хранятся не менее ценные экспонаты, например, гости могут увидеть предметы искусства эпохи Возрождения, в том числе фрески и рельефы, выполненные Антонио Росселино, Сандро Боттичелли, Тинторетто и других. Отдельный зал посвящен Леонардо да Винчи. В нем реконструированы французские интерьеры XVII века, а также выставляются его картины «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Еще один зал демонстрирует работы Тициана.

Отдельный экспонат Старого Эрмитажа – лестница,соединяющая первый и второй этаж. Она сделана в XIX веке из белого и розового мрамора, и установлена на месте Овального зала, от которого к настоящему времени остался только плафон с богиней Минервой.

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж

Новый Эрмитаж — первое в стране здание, выстроенное специально для размещения коллекций Императорского музея Эрмитаж. Расположен справа от Зимнего и позади Большого Эрмитажа, выходит одним из фасадов на Миллионную улицу. После открытия в ХIХ веке там разместили произведения искусства, собранные российскими монархами.

Возведен в 1851 по проекту немецкого зодчего Лео фон Кленце, автора стиля «мюнхенского эллинизма», которого считали большим знатоком античного зодчества. Наиболее запоминающаяся часть — портик, опирающийся на 10 внушительных изваяний атлантов. В 1852 в здании торжественно открыли публичный музей изобразительного искусства Эрмитаж.

На первом этаже Нового Эрмитажа оформлена выставка античного искусства. Отдельное внимание заслуживает украшение музейных залов: стены, потолки и паркет украшены мозаиками и медальонами. К ним ведет Главная лестница, выполненная из белого мрамора, которую окружают колонны из гранита. В одном из залов можно увидеть древнейшие находки.

Здесь же есть зал Большой вазы, названный так в честь главного экспоната. Это 19-тонная Колыванская ваза, вырезанная из зелено-серой яшмы в 1843 году. У стен располагаются скульптуры из мрамора эпохи правления Траяна. Античный дворик воспроизводит убранство домов богатых римлян и греков, а в залах демонстрируются копии работ известных греческих скульпторов и оригинальные вазы.

Второй этаж Нового Эрмитажа хранит собрание живописи. В отдельном зале собраны 23 картины Рембрандта. Самая знаменитая из них – «Возвращение блудного сына», а «Даная» закрыта особым стеклом после нападения вандала. В зале Рафаэля можно увидеть керамику, картины художника и его учеников.

В Большом зале представлены работы итальянских художников, оригинальная мебель, а в Испанском просвете – картины Веласкеса, Сурбарана, Мурильо и других. Галереи Нового Эрмитажа украшает лепнина и работы российских камнерезов.

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр

Эрмитажный театр — это бывший императорский театр, построен на месте Зимнего дворца Петра Великого. Расположен обособленно от других зданий комплекса, по другую сторону канала Зимняя Канавка, однако соединен галереей с Большим Эрмитажем.

Возведен по приказу Екатерины II в 1789 — старый театр располагался прямо в Малом Эрмитаже, но проход в него лежал через покои императрицы, поэтому та решила его перенести в новое строение. Автор проекта — итальянский архитектор Дж. Кваренги. Для строительства разрушили Зимний дворец Петра I, но не полностью — использовали фундамент и часть стен. Дворец частично сохранился, реставраторы смогли частично восстановить цокольный и первый этажи. Сейчас тут размещена экспозиция посвященная Петру Великому, можно увидеть кабинет императора, столовую и парадный двор с санями.

Театральное фойе оформлено в серо-голубых тонах, украшено тяжелыми люстрами и медальонами, лепнинами и потолочной росписью. Зрительный зал устроен по принципу античного амфитеатра, с 6 рядами мест для гостей.  Театр сыграл большую роль в развитии русской культуры второй половины XVIII века. На его сцене шли многие оперы, балеты и драмы, в том числе пьесы, которые сочинила сама императрица. Сейчас театр продолжают использовать по назначению — на его сцене регулярно ставят спектакли, билеты на которые могут приобрести все желающие.

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I

Зимний дворец Петра I — один из самых «молодых» музеев в составе комплекса. Его экспозиция включает предметы, связанные с жизнью первого императора России. Зимний дворец Петра Великого построили в 1712 году. Поначалу он выполнял роль свадебных палат. Спустя 4 года здание расширили и сделали зимней резиденцией российского императора. Изначально строение было очень скромным, напоминало дом богатого голландского бюргера, но не царя. Позже его перестроили, придав ему более торжественный вид.

Дворец сохранялся до конца XVIII века, хотя в перестроенном виде. Но в 1783—1789 на его месте построили Эрмитажный театр. Казалось, что зимняя резиденция первого российского императора навсегда потеряна, но в 1970-х года в ходе раскопок установили границы старых стен дворца, а позже провели графическую реконструкцию.

Оказалось, что театр Кваренги выстроен на стенах дворца Петра, а часть внутренних помещений даже сохранила первоначальную планировку. В части здания, где она осталась нетронутой, в 1992 году организовали музей. Там собрали предметы, связанные с царем-реформатором: конторку, за которой он работал, токарную императора, посуда, прижизненный портрет Петра, работы фламандских живописцев XVII-XVIII веков и многое другое. Детально воссозданы кабинет, столовая и другие помещения, которыми пользовался император.

График работы: вт-вс с 12:00 до 18:00, пн, 1 и 9 мая выходные.

Стоимость билета: 700 ₽.

Запасной дом Зимнего дворца

Запасной дом Зимнего дворца

Расположен рядом с Эрмитажным театром. Ранее был частным особняком, принадлежавшим разным владельцам.

История Запасного дома началась еще в 1710-х годах, когда на его месте сподвижник Петра Великого корабельный мастер Феодосей Скляев построил двухэтажный особняк. Так как он умер бездетным и не передал никому наследства, и земля, и здание после его кончины отошли государству. В эпоху правления Анны Иоанновны дом сильно перестроили, а в 1787 году вообще снесли и возвели на этом месте новый по проекту Н. Беккера для великого князя Алексея Александровича.

Земельный участок и постройки на нем много раз переходили из рук в руки: они принадлежали Густаву Бирону, графине Воронцовой, Георгию Менгдену, пока их не национализировали и не превратили в музей после 1917. В настоящее время в строении реставрационные мастерские и лаборатория научной реставрации восточной живописи.

Адрес: Дворцовая набережная, 30, Миллионная улица, 31.

Здание Главного штаба

Здание Главного штаба Эрмитажа

Главный штаб – последнее приобретение музея. Он состоит из двух зданий, соединенных триумфальной аркой. Архитектором Главного штаба стал Карл Росси, посвятив строение победе в войне 1812 года. Главный штаб — шедевр русского классицизма. Его отличают строгость форм и прямота линий. Вместе с тем, у здания нестандартная форма — она полукругом опоясывает площадь.

Долгое время здание не использовалось для экспозиций и выставок, а выполнял лишь официальные и административные функции. До 1917-го в здании находился Главный штаб вооруженных сил Российской Империи. После Октябрьской революции там был Наркомат иностранных дел, управление милиции, а затем — штаб Ленинградского военного округа. До сих пор западное крыло используется представителями военных ведомств, а восточное находится в распоряжении музея. Сейчас там можно посмотреть экспозиции, посвященные искусству XIX и XX веков.

Адрес: Дворцовая площадь, д. 6/8.

Режим работы: вт, пт, сб с 11:00 до 20:00, остальные дни с 11:00 до 18:00.

Стоимость билета: 500 ₽.

Дворец Меншикова

Дворец Меншикова

Построен в 1720 по проекту Дж. М. Фонтаны и Г. И. Шеделя для сподвижника Петра Великого князя Меншикова в стиле «петровского барокко». Он сформировался под сильным влиянием фламандской архитектуры того времени, отличается строгой симметрией и геометричностью. Дворец Меншикова – первое строение Северной столицы из камня. При владельце в нем проходили пышные балы и развлекательные мероприятия.

Меншиков пользовался дворцом всего 7 лет. После смерти первого российского императора князя обвинили в опале, лишили всех титулов, имущества и сослали в сибирский город Березов. Среди конфискованного оказалась и резиденция Меншикова — его перестроили и открыли там кадетский корпус. После Октябрьской революции в здании работало Военно-политическое училище им. Энгельса. С 1966 по 1981 годы здание реставрировали, чтобы возвратить ему первоначальный облик, а после реставрации передали музейному комплексу.

Во дворце стоит посмотреть прежде всего интерьеры — у него богатое убранство. Заслуживают внимания изразцы петровских времен — их более 50 000.

Адрес: Университетская набережная, 15.

График работы: Вт-вс с 11:00 до 18:00, пн — выходной.

Стоимость билета: 700 ₽.

Музей Императорского фарфорового завода

Музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге

Музей рассказывает об истории первого фарфорового завода в России, запущенный по приказу Елизаветы в 1744. Он поставлял свою продукцию ко двору российских императоров, значительная часть фарфора XVIII-XIX веков из Эрмитажа изготовлена именно там. Завод до сих пор работает, музей занимает лишь часть помещений. Экспозиция включает не только изделия отечественных мастеров — также представлен фарфор из Китая, Японии, Европы.

Адрес: проспект Обуховской Обороны, дом 151.

График работы: Вт-пт, вс с 11:00 – 18:00, в субботу с 11:00 до 19:00. Пн— выходной.

Стоимость билета: 300 ₽.

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»

«Старая деревня» построена в 2006 году и входит в состав музейного комплекса. В ней хранят часть коллекции, а также реставрируют произведения искусства и предметы, обладающие исторической ценностью. В центре работает несколько постоянных экспозиций. Среди них Галерея костюма, Каретный сарай. Посетить центр можно только вместе с экскурсионной группой. Обратите внимание: в «Старой Деревне» нельзя делать фото экспонатов.

Адрес: Заусадебная улица, дом 37 «В».

График работы: Вт-вс с 10:00 до 18:00, пн — выходной.

Стоимость билета: 700 ₽.

Коллекция Эрмитажа

Коллекция Эрмитажа

Коллекция включает 3 185 642 предмета и охватывает периоды от глубокой древности до XX-XXI веков. Самый древний экспонат музея — саркофаг египтянки Ит, которая жила во времена Древнего царства (IV-III века до н.э.). Самые современные — работы классиков живописи XX века: Василия Кандинского, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Казимира Малевича. В собрании музея произведения искусства периодов античности, средневековья, Ренессанса, эпохи просвещения. Площадь Эрмитажа в Санкт-Петербурге составляет 233 345 м², под выставки выделили 100 000 м².

Музейный комплекс активно участвует в научной работе: реставрации, консервации, искусствоведении, изучении архивных документов. Музей курирует археологические исследования в разных частях России, а также в постсоветских странах.

Маршруты по Эрмитажу

Иорданская лестница Эрмитажа
Иорданская лестница

Из-за огромного количества экспонатов осмотреть все не получится, поэтому лучше исследовать экспозицию музея по маршрутам — так можно увидеть самое интересное. Вот описание нескольких таких маршрутов.

№ 1: Классический обзорный на 1 час

Рассчитан на осмотре наиболее интересных экспонатов, занимает около 1 часа. Предполагает путь по залам Зимнего дворца начиная с Иорданской лестницы. Далее он проходит через Фельдмаршальский, Петровский, Гербовый залы, Военную галерею 1812 года и Георгиевским (Большой тронный зал), созданные архитекторами XIX века.

Далее путь лежит вдоль Висячего сада Малого Эрмитажа в Павильонный зал, где находятся часы «Павлин». Оттуда следует перейти в Большой Эрмитаж, где можно посмотреть произведения искусства итальянского Ренессанса, среди которых картины Тициана, Джорджоне и Леонардо да Винчи.

Далее нужно пройти в Новый Эрмитаж. Там тоже представлено итальянское искусство: картины и скульптуры Рафаэля, Микеланджело, Караваджо. В одном из залов собрана испанская живопись. В Шатровом зале можно посмотреть на картины Рембрандта и других мастеров голландского Ренессанса.

После входите в Галерею истории древней живописи и на верхнюю площадку Парадной лестницы. Тут расположены коллекции европейской скульптуры и вазы русских резчиков.

Затем спуститесь на первый этаж — здесь из окна можно увидеть портик с атлантами. Тут располагается античная коллекция. Внимания заслуживают скульптура Венеры Таврической, бюст Филиппа Араба, статуя Юпитера на троне. Конец маршрута — зал Древнего Египта, где собраны предметы погребального инвентаря, египетского искусства.

Египетский зал Эрмитажа
Египетский зал

№ 2: семейный

Этот маршрут разработан специально для посещения музея с детьми. По сути, он представляет собой укороченную версию обзорного маршрута — путь повторяется, но заканчивается гораздо раньше: в Павильонном зале. Основное внимание сосредоточено на осмотре интерьеров залов Зимнего, а не произведений искусства.

Маршрут начинается на Иорданской лестнице. Далее нужно проследовать в Фельдмаршальский залы, через Галерею Отечественной войны 1812 года в Большой тронный зал. После этого следует пройти в Малый Эрмитаж — тут можно посмотреть знаменитые часы «Павлин». На этом маршрут окончен.

Большой итальянский просвет Эрмитажа
Большой итальянский просвет

№ 3: расширенный на 2 часа

Этот маршрут рассчитан на более внимательное знакомство с экспозицией. Начинается он также на Иорданской лестнице. Дальнейший путь пролегает через основные залы Зимнего: Фельдмаршальский, Петровский, Гербовому залу, Военную галерею и Георгиевский. Здесь можно осмотреть дворцовые интерьеры, а также портреты великих русских полководцев.

Затем нужно перейти в Александровский зал. Тут расположена коллекция серебряных изделий из Западной Европы. Отсюда следует идти в картинную галерею музея, где собраны произведения европейских художников.

Далее пройдите в Новый Эрмитаж. Начните с Шатрового зала, где можно посмотреть на голландскую живопись эпохи Возрождения. Затем переходите в Просветы, где собрана итальянская живопись XVII-XVIII веков. Потом следуйте в Рыцарский зал — тут представлены средневековые доспехи.

После нужно пройти по Советской лестнице в Малый Эрмитаж. Здесь в Павильонном зале можно увидеть часы «Павлин». Из окон можно посмотреть на Висячие сады. Из Павильонного зала надо снова перейти в Новый Эрмитаж и спуститься на первый этаж, где представлено искусство античности и Египта и русских камнерезов.

Рыцарский зал Эрмитажа
Рыцарский зал

№ 4: Через Главный штаб

Этот маршрут не предполагает посещение Зимнего и предусматривает путь по залам Главного штаба. Он позволит увидеть картины французских импрессионистов из собрания Щукина и братьев Морозовых, изделия Фаберже, произведения эпохи модерна и современную живопись. Подойдет тем, кто уже прошел по классическому маршруту.

Начинается маршрут с атриума Главного штаба, куда можно войти с Дворцовой площади. Оттуда надо подняться на второй этаж, затем по Красной лестнице на четвертый. Там следует двигаться по анфиладе — на пути располагаются залы Клода Моне, импрессионистов, постимпрессионистов, салона Ивана Морозова, французской живописи, Пикассо, Матисса, искусства XX-XXI веков.

Затем нужно спуститься по Синей лестнице на третий этаж. Оттуда надо выйти налево и через четвертый флигель перейти в зал Фаберже. Далее можно проследовать по анфиладе, которая начинается залом французского искусства XIX века, а завершается экспозициями, посвященными российской истории.

Через атриумы четвертого, третьего и второго дворов нужно пройти в первый двор и спуститься по Певческой лестнице. Тут расположены временные выставки, а также залы современного прикладного искусства, модерна и искусства народов Африки. После их осмотра можно завершать маршрут.

Выставка импрессионистов в Главном штабе
Выставка импрессионистов в Главном штабе

Мифы и легенды

С Эрмитажем и его экспозицией связано несколько легенд. Вот некоторые из них.

  • Загадочная лужица у статуи богини

Говорят, будто ежегодно в полнолуние у ног изваяния египетской богини войны и мести Сехмет появляется небольшая лужица крови.

  • Подземные ходы

Согласно легендам, под Зимним дворцом есть много подземных ходов, из которых можно тайно пробраться в другие места Северной столицы.

  • Атланты-исполнители желаний

Считается, что атланты Нового Эрмитажа исполняют желания, если коснуться большого пальца одного из мифических созданий.

  • Призрак императора

Говорят, что когда нет туристов, в коридорах Зимнего появляется туманная фигура. Считают, что это призрак убитого во время заговора Павла I или Николая I — единого мнения, кто именно гуляет по музею, нет.

Полезная информация

Лучшее время для визита — будние дни осенью, зимой или ранней весной. В высокий туристический сезон, с мая по октябрь, в Эрмитаж могут выстраиваться длинные очереди. Государственный музея – один из самых посещаемых в мире: в 2024 году гостями стали более чем 3 миллионов человек. Поэтому рекомендуется приобретать электронные билеты онлайн. Узнать подробную информацию о режиме работы и стоимости входных билетов можно в нашей статье.

Продолжительность первой прогулки по музею должна быть не менее 2-3 часов. Если пробудете там меньше, пропустите много интересного. Чтобы точно знать, что находится в музее Эрмитаж на пути вашего следования, на что вы смотрите и какая история у этого произведения искусства или предмета, лучше осматривать залы с гидом. Для детей в Эрмитаже предусмотрены образовательные квесты и другие мероприятия. Для взрослых и студентов проводят тематические экскурсии. Если хочется побродить по ним в одиночку, можно воспользоваться аудио-помощником, который доступен в специальном приложении на вашем телефоне.

Часто задаваемые вопросы

Навигация по Эрмитажу

Она расположена сразу за центральным входом в Зимний дворец. Это парадная лестница, построенная Бартоломео Растрелли. Служила императорской семье для торжественного выхода. Одна из главных архитектурных жемчужин музея.

Церковная лестница находится в юго-восточной части Зимнего дворца — между Большим (Георгиевским) тронным залом и Дворцовой церковью. Лестница использовалась членами императорской семьи и придворными для прохода на службы в церковь прямо из парадных залов.

Атланты — это 10 гранитных скульптур высотой около 3,5 метров, которые украшают портик Нового Эрмитажа. Они расположены на Миллионной улице, 35. Это не главный вход для посетителей, но одно из самых фотографируемых мест Эрмитажа.

Малый Эрмитаж — часть музейного комплекса, находящаяся между Зимним дворцом и Большим Эрмитажем. Здание выходит на Дворцовую набережную. Здесь расположены Павильонный зал, Лоджии Рафаэля и знаменитые часы «Павлин».

Обычно посетители попадают в Малый Эрмитаж через основной вход в Зимний дворец. Однако для экскурсий с гидом или по специальным билетам возможен отдельный вход через служебные двери.

Георгиевский (или Большой тронный) зал находится на втором этаже Зимнего дворца. Это самый большой парадный зал дворца, где проводились торжественные приёмы и церемонии.

Часы «Павлин» находятся в Павильонном зале Малого Эрмитажа. Это уникальный механизм XVIII века, представляющий собой автоматон с движущимися фигурами птиц и растений. Демонстрация проходит редко — по пятницам, около 19:00, но не гарантированно.

Малахитовая гостиная расположена во втором корпусе Зимнего дворца. Зал оформлен в 1830-х годах архитектором Бриулловым и использовался императрицами для официальных приёмов.

Оригинал картины «Черный квадрат» находится в здании Главного штаба (напротив Эрмитажа), в залах русского авангарда на 4-м этаже. Это часть коллекции искусства XX века.

Мумия находится в Египетском зале на первом этаже Зимнего дворца. Здесь выставлены саркофаги, статуи, предметы быта и ритуалов Древнего Египта.

Зал расположен в южном крыле Зимнего дворца, на первом этаже. Один из старейших разделов коллекции, включающий подлинные экспонаты из гробниц.

В Эрмитаже хранятся две картины Леонардо: «Мадонна Литта» и «Мадонна с цветком» («Бенуа Мадонна»). Они находятся в зале №214, на втором этаже Зимнего дворца, в разделе итальянской живописи.

Эта иконическая картина находится в том же зале, что и «Мадонна с цветком» — зал №214, второй этаж Зимнего дворца.

Коллекция импрессионистов и постимпрессионистов размещена в Главном штабе (напротив Дворцовой площади), на 4 этаже. Здесь — Моне, Ренуар, Ван Гог, Гоген, Сезанн, Матисс и Пикассо.

Картины Рафаэля можно увидеть в зале №229 и соседних залах второго этажа Зимнего дворца, в разделе итальянской живописи.

Висячий сад — закрытый внутренний двор с зелеными насаждениями на втором уровне. Он соединяет крылья Малого Эрмитажа и виден из Павильонного зала.

Организация посещения

Минимум — 2–3 часа на обзор. Для полноценного посещения всех зданий Эрмитажа нужно 2–3 дня.

Более 350 открыты для посещения. Полная коллекция насчитывает более 3 миллионов экспонатов.

Начните с обзорного маршрута по Зимнему дворцу: парадные залы, Иорданская лестница, тронный зал, Галерея 1812 года. Затем — залы живописи, в том числе итальянской и нидерландской. Если есть второй день — отправляйтесь в Главный штаб (импрессионисты и XX век).

Вход возможен только по экскурсионным группам с сопровождающим. Билеты доступны онлайн или в кассе, количество мест ограничено. В кладовой собраны уникальные изделия из драгоценных камней, ювелирные украшения и дары монархам.

Механизм запускается по пятницам вечером, примерно в 19:00, но не всегда. Лучше уточнять на сайте Эрмитажа или у сотрудников на месте.

На сайте hermitagemuseum.org нужно выбрать подходящий билет и указать оплату через Пушкинскую карту. Карта действует на основной маршрут и некоторые выставки.

На официальном сайте, в кассах музея или у партнеров. Онлайн-билет позволяет избежать очередей. Действителен в течение 180 дней с момента покупки (при посещении без привязки ко дню).

Да, но без вспышки и штатива. В некоторых залах фотографировать нельзя — об этом сообщают таблички.

Рядом много заведений: кафе «Теремок», рестораны «Гоголь», «КоКоКо», «Штакеншнейдер», фудкорт в ТЦ «Адмирал». Бюджетные и премиальные варианты — на Невском проспекте – на расстоянии 5–10 минут пешком.

Как добраться

На метро: от станции «Площадь Восстания» (находится прямо у вокзала) до станции «Адмиралтейская», затем 5–7 минут пешком до входа в Зимний дворец через Дворцовую площадь.

Ближайшая станция — «Адмиралтейская». Из метро идите по Малой Морской улице до Невского проспекта и далее на Дворцовую площадь.

Парковка в центре ограничена. Есть платные места на Исаакиевской площади, у Конногвардейского бульвара и на улице Миллионной. Рекомендуется добираться пешком или на метро.

Автобусы №3, №22 или маршрутки доставят до остановок вблизи Невского проспекта. Дальше — пешком.

Интересные факты

Имена котов могут варьироваться — они не официальные. Котов в музее около 50, они живут в подвалах и на службе по охране от грызунов. Есть даже праздник 31 мая – День эрмитажного кота. В этот день в Большом дворе Зимнего дворца проходят мероприятия для детей и взрослых, а также тематические игры и выставки, связанные с кошками.

От французского ermitage — «уединение» или «пустынь». Первоначально Эрмитаж был частной коллекцией Екатерины II для узкого круга лиц.

Как добраться

Главный корпус Эрмитажа, Зимний дворец, расположен по адресу: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – Адмиралтейская, от нее до Эрмитажа около 10 минут пешей прогулки. Рядом с Зимним дворцом находится остановка «Дворцовая набережная». Здесь останавливаются автобусы № 7, 10, 24 и 191, а также троллейбусы № 1, 7, 10 и 11.

Официальный сайт музея: https://www.hermitagemuseum.org/.

Телефоны для справок: администратор входной зоны: +7 (812) 710-90-79
круглосуточная справка автоответчик: +7 (812) 710-96-25

Схема проезда:

Государственный ЭрмитажМузей в Санкт‑ПетербургеДостопримечательность в Санкт‑Петербурге

Видео об Эрмитаже:

Последнее обновление: