Соборы и храмы Санкт-Петербурга

Большая Хоральная Синагога

Еврейская община сыграла значительную роль в развитии Российского государства и становлении новой столицы — Петербурга. Хотя по распоряжению Екатерины I, евреям было запрещено жить не только в Петербурге, но и России вообще, евреи приезжали в столицу на непродолжительное время. Во время царствования Анны Иоанновны был подписан еще более суровый указ о высылке евреев из Малороссии. Позже Екатерина II разрешила некоторым евреям в интересах России жить в Петербурге, хотя по-прежнему действовал указ о запрете евреям приезжать в столицу.

После раздела Польши Россия получает значительные земли, населенные поляками, литовцами, белорусами, украинцами и евреями. В конце XVIII века евреи стали частыми гостями в Петербурге, с этого же времени начала формироваться первая еврейская община в Петербурге, главным представителем которой был крупный предприниматель Абрам Перетц.

В 1802 году евреи купили у лютеранской общины часть земли на Волковом кладбище под еврейские захоронения. С этого момента началась официальная история еврейской общины в Петербурге.

Во время правления императора Александра II евреям (отставным солдатам, купцам, обладателям ученых степеней и дипломов о высшем образовании) разрешили проживать вне черты оседлости, в том числе и в Петербурге. Это право было дано и членам их семей, а также особо оговоренному числу приказчиков и слуг. Евреи также получили право приглашать раввинов из других городов.

1 сентября 1869 года было утверждено постановление Кабинета министров о разрешении петербургским евреям построить синагогу, и уже 11 сентября был избран комитет для постройки синагоги. Его возглавил Гораций Гинцбург.

Поиск места для строительства продолжался в течение десяти лет. Наконец, 16 января 1879 года еврейская община приобрела дом и участок А. А. Ростовского на Большой Мастерской улице. В июле этого же года был объявлен конкурс на строительство синагоги.

Читать еще:  Спас на крови, или храм Воскресения Христова

Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. Стасова и Бенуа.

16 мая 1 883 года Александром II был утвержден эскизный проект будущей синагоги. Строительный комитет возглавил А. А. Кауфман, непосредственно строительные работы шли под руководством А. В. Малова и его помощников С. О. Клейна и Б. И. Гиршовича. В 1884 году куратором строительства назначают архитектора Н. Л. Бенуа, а председателем Комитета С. С. Полякова.

В октябре 1886 года освятили Малую синагогу, в ней до открытия Большого зала разместилась Временная синагога.


В 1888 году завершилось строительство Большой синагоги. Тем не менее, работы по отделке интерьеров продолжались еще в течение пяти лет. Наконец, 8 декабря 1893 года состоялась торжественная церемония освящения Большой синагоги.

Здание храма построено в традициях древнееврейского зодчества. Его центр украшает ризалит и портал в виде арки с парными колоннами. Боковые ризалиты меньше центрального. Здание венчает сферический купол.

Вестибюль синагоги обладает уникальной акустикой — слова, произнесенные шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

Люстра в главном зале — оригинальная, отреставрированная и вновь покрытая сусальным серебром, изначально была газовой, впоследствии переоборудована в электрическую.

В 1909 году перед зданием появилось ограждение из гранитных блоков с металлической решеткой вместо старого и ветхого деревянного забора.

29 июня 1929 года Постановлением президиума Ленсовета религиозная еврейская община была ликвидирована. А 17 января 1930 года решением Леноблисполкома Большая хоральная синагога была закрыта.

После жалобы евреев в высший законодательный орган страны того времени — ВЦИК, 1 июня 1930 г. синагога была открыта вновь.

Перед XXII летними Олимпийскими играми 1980 г., проводившимися в Москве, Ленинграде и Талине, синагога попала в число основных экскурсионных объектов. Поэтому в 1978 году государство выделило средства на реконструкцию и ремонт здания, работы проводились под руководством К. А. Плоткина.

Читать еще:  Смольный собор

В 1991 году по инициативе Общества «Шамир» была открыта дневная школа при синагоге.

Большая хоральная синагога является ортодоксальной, это означает, что во время молитвы мужчины и женщины должны находиться раздельно, чтобы не отвлекать друг друга от общения с Всевышним. Поэтому для женщин предназначена специальная галерея на втором этаже. На балконе над женской галереей располагается мужской хор.

В синагоге хранятся свитки Торы, которые пишутся на пергаменте одним человеком на протяжении нескольких месяцев вручную без единой помарки, иначе она переписывается заново.

В 1998 году началась реставрация. Реализация этого важнейшего проекта началась благодаря усилиям руководства общины — главного раввина Санкт-Петербурга Менахема-Мендла Певзнера, председателя Санкт-Петербургской религиозной еврейской общины Марка Давидовича Грубарга, заместителя председателя и руководителя проекта реставрации Тамаза Акакиевича Сепиашвили. Проект стал возможен благодаря щедрому пожертвованию господина Э. Сафры, а также Л. Леваева, В. И. Когана, З. Д. Смушкина, Г. З. Щербаковского, Т. К. Боллоева.

В настоящее время синагога вновь является культурным общественным центром евреев, живущих в городе на Неве.

Большая хоральная синагога — памятник архитектуры федерального значения. Вторая по величине в Европе.