Соборы и храмы Санкт-Петербурга

Петропавловский собор

Петропавловский собор

Один из символов Санкт-Петербурга –Петропавловский собор, «видевший» всех российских императоров от Петра Великого до Николая Второго,самый старый храм из сохранившихся в северной столице. Он сразу задумывался не только как культовое сооружение, но и наблюдательный пункт, память славным победам русского воинства,усыпальница императоров и членов их семьи.

Факты о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге короткой строкой:

  • Длина главного здания: 61 м.
  • Ширина: 27,5 м.
  • Высота стен: 15 м.
  • Высота иконостаса: 20 м.
  • Размеры ангела (четвертого по счету): крест – 6,5 м, высота фигуры – 3,2 м, размах крыльев – 3,8 м.
  • Высота купола с крестом: 72 м.
  • Первоначальная высота колокольни со шпилем: 106 м.
  • Наивысшая точка собора после реконструкции 1858 года: 122,5 м.
  • Период строительства: 21 год.

Петропавловский собор оставался высочайшим зданием Санкт-Петербурга до введения в эксплуатацию башни «Лидер» в 2013 году.

История Петропавловского собора

Крепость, заложенная на берегу Невы близ ее устья 16 мая 1703 года*, форпост на только что отвоеванных землях, знаменовала основание новой столицы, абез храма на Руси городов не строили.

Закладка

Начало возведения церкви в самом центре укреплений приурочили к именинам государя 29 июня 1703 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла. От нее официальное названиеполучила и крепость – Петропавловская.

*Даты в статье приведены по Юлианскому календарю. В XVIII веке он отставал от Грегорианского на 11 дней.

Первый храм был деревянным, построенным в русских традициях, но уже имевшим высокую башню вместо куполов.Она служила наблюдательным пунктом: война со шведами была в разгаре. Появление вражеской эскадры ждали в любой момент. Освящение церкви состоялось 1 апреля 1704 года.

Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра XVIII век.
Деревянная Петропавловская церковь. Гравюра XVIII век.

Новый, каменный собор потребовался, когда Санкт-Петербург уже стал полноправной столицей государства, а угроза нападения шведов непосредственно на город ослабла. Он символизировал мощь и силу российского государства, осваивающего новые земли и одерживающего победы в Северной войне.

Закладка каменного собора состоялась в день рождения Петра I 30 мая 1712 года. Царь повелел начать стройку с колокольни, он же стал и автором эскиза всего храма. По задумке высота нового шпиля должна была превышать звонницу Ивана Великого в Кремле (81 м) и Меншикову башню (церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве – 84 м).

Государь сразу предполагал использовать колокольню как наблюдательную площадку и место приема иностранных гостей, чтобы с высоты удивлять их развитием новой столицы, фортами Кронштадта и новым парком с дворцами Петергофа.

Особенности строительства

Фасад и план Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Главным архитектором Петропавловского собора стал Доменико Трезини, уже с 1703 года пребывавший в Санкт-Петербурге. За период жизни в новой столице под руководством мастера было построено около 40 объектов. Из них до наших дней сохранились не более десяти. Почти все они претерпели значительные изменения и далеки от первоначального вида.

Колокольню достроили только к 1724 году: установили куранты и корильон (голландский музыкальный инструмент из колоколов), деревянный шпиль покрыли золоченой медью, а обычный крест заменили на флюгер в виде ангела, держащегося за главную ось. Здание собора при жизни Петра Великого едва успели подвести под крышу.

Интересно: первоначальную церковь, вокруг которой велось строительство, разобрали только перед возведением кровли и поставили на Васильевском острове, освятив ее в честь апостола Матфея.

Освящение иконостаса состоялось в 1731 году при императрице Анне Иоанновне. Годом постройки Петропавловского собора считается 1733, когда в престольный праздник храм был освящен целиком. Архитектор Трезини скончался спустя 7 месяцев после окончания строительства.

Назло всем стихиям

В конце апреля 1756 года в шпиль Петропавловского собора ударила молния. Металлическая обшивка не спасла от пожара. Конструкции развалились и рухнули на крышу храма и входной портик. В пожаре расплавилась часть колоколов курантов и корильона. Иконостас удалось вынести наружу благодаря быстрой разборке силами солдат голицынского полка, квартировавшего в крепости.

При императрице Елизавете удалось только возвратить иконостас на прежнее место и восстановить кровлю. Сложную конструкцию «с переломами» упростили до обычной двускатной.

Перестройка колокольни пришлась на царствование Екатерины II и длилась почти 20 лет. В результате укрепили фундамент звонницы, увеличили ее каменную часть, установили новые куранты работы мастера Оорта Краса, заменили портик на западной стене и пристроили к южной. Абсолютно новой деталью собора стал придел во имя святой Екатерины.

Длина нового шпиля выросла сначала до 112, затем до 117 м. Каркас при этом остался деревянным. Екатерина повелела установить и громоотвод во избежание новой катастрофы. Фигуру ангела возродили по чертежам Трезини.

К сожалению, практически сразу после установки ангел оказался сломан ураганом 1778 года. Архитектор Антонио Ринальди принципиально изменил конструкцию. Во-первых, он исключил функцию флюгера. Во-вторых, совместил центры тяжести скульптуры и креста. Ангел как будто обнимает основание креста одной рукой. Движение механизма стало направлено на снижение парусности.

Ангел на шпиле Петропавловского собора
Ангел на шпиле собора

Сильные ветра не пощадили и более крепкое сооружение. В 1828 году они снесли одно из крыльев ангела. Вернуть его на место взялся ярославский кровельщик Петр Телушкин. На высоту он забрался без установки лесов с помощью веревочных приспособлений.

Генеральную реконструкцию шпиля провели в 1857-1858 годах. Деревянные конструкции заменили металлическими, придали восьмигранную форму. Позолотили не только шпиль, но и купола колокольни и собора. Ангела опять заменили, но сохранили формы, созданные Ринальди. Общая высота Петропавловского собора в Санкт-Петербурге увеличилась до 122,5 м.

На курантах добавили минутную стрелку, корильон убрали, а бой курантов настроили на две мелодии: «Боже, царя храни!» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

Петропавловский Собор в XX веке

После революции 1917 года за исполнение «царских» мелодий куранты обстреливали восставшие, а в 1919 году культовое здание закрыли. Часть сокровищ оказалась разграбленной. С введением музейного статуса оставшиеся ценности передали в Эрмитаж.

Летом 1941 года золоченые части храма были прекрасной мишенью для немецких самолетов. Чтобы предотвратить его полное разрушение, провели маскировочные работы. Группа альпинистов повторила подвиг Петра Телушкина и с помощью веревочных конструкций перекрасила золото в серый цвет ленинградского неба. Фигуру ангела спрятали под мешковиной.

Снятие маскировочного чехла с купола Петропавловского собора 1944 год
Снятие маскировочного чехла с купола, 1944 г.

Реставрация

Послевоенные реставрационные работы длились с перерывами более 50 лет. В 1952 году восстановили разрушения снаружи, к концу десятилетия –основные повреждения внутри. Работу продолжили в 80-е годы, но в Перестройку не хватило денег для объекта культуры. Завершили ее уже в XXI веке – восстановили корильон, сусальное золото иконостаса, фреску на алтарной стене, освежили картины под сводами Петропавловского собора.

Необычная архитектура Петропавловского собора

Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Архитектурный стиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге специалисты относят к петровскому барокко. Фактически это смешение разных европейских направлений: ренессанса, классического барокко, маньеризма, классицизма и даже некоторых элементов готики.

Очертания Петропавловского собора мало походили на традиционный православный храм, как снаружи, так и внутри. На ленточном фундаменте глубиной 2 метра возвели базилику в виде строгого прямоугольника. Такая форма храма характерна для католических и лютеранских культовых зданий.Единственный купол расположен прямо над иконостасом.

Снаружи ее украшают пилястры (плоские полуколонны) и головки херувимов над окнами. Только в алтарной части была установлена большая картина «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом», позднее замененная фреской в православных традициях.

Окончательный вид колокольни

Куранты Петропавловского собора

Три четырехгранных яруса плавно переходят в восьмискатную крышу, под которой спрятан механизм курантов. Над ней поочередно расположены барабан с куполом-короной, маленькая башенка-основание и сорока метровый шпиль. Все эти детали восьмигранные, их металлические части позолочены. Этот каркас крепко держит ангела с крестом, вес сложной фигуры составляет 250 кг.

Несмотря на нехарактерные для православия внешние формы и интерьеры собора, его благословил сподвижник Петра архиепископ Феофан Прокопович. Храмы, копирующие очертания Петропавловского собора, позднее строились по всей России почти до конца XVIII века.

Внутреннее убранство Петропавловского собора в Санкт-Петербурге

Интерьтер Петропавловского собора

Единый зал Петропавловского собора в Санкт-Петербурге разделен двумя рядами пилонов (колонн) на 3 нефа. Его оформление больше напоминает парадный зал дворца. К этому и стремился Петр I. В период строительства завершилась Северная война, Россия превратилась в империю. Новый храм должен был стать главным памятником победы.

Для украшения интерьеров использованы различные виды мрамора, яшма, родонит. Своды оформлены лепниной, звездными и цветочными орнаментами. Чуть ниже по стенам расположены не иконы, а картины с библейскими сюжетами. Собор освещается пятью огромными паникадилами (люстрами) из венецианского стекла и горного хрусталя. Из них только ближнее к алтарю – подлинное, XVIII века. Остальные – копии, восстановленные в послевоенное время.

Царское место перед иконостасом Петропавловского собора
Царское место

При оформлении собора использованы не только иконы, но и многочисленные скульптуры, что тоже относится к традициям католической церкви:

  • архангелы Михаил и Гавриил по бокам царских врат;
  • Давид и Соломон:
  • Ангелы и Господь Саваоф;
  • Святой дух в виде голубя;
  • Апостолы в иконостасе и украшении кафедры.

Царское место перед иконостасом у южной стены – возвышение, покрытое пурпурным бархатом под золотой сенью в виде короны, – кресла не предполагало. Императоры и императрицы молились стоя, как обычные прихожане.

Кафедра в Петропавловском соборе
Кафедра

Кафедра для проповедей напротив царского места по северной стене –из католических традиций (православные священники обычно проповедуют с амвона). Она выполнена в виде лестницы. В ее ограждении – картины на тему «Сначала было слово».

Особенности иконостаса Петропавловского собора

Царские врата иконостаса Петропавловского собора
Царские врата иконостаса собора

Иконостас высотой 20 м выполнен в форме триумфальной арки. Он не закрывает алтарь от молящихся, как это принято в православии. Его легкие, ажурные контуры устремляют взгляды вперед и вверх. Царские врата скопированы с входной группы в Версальский парк.

Изготовление иконостаса было заказано мастерам Грановитой палаты. Каркас его деревянный. В покрытии использовано матовое и глянцевое сусальное золото, что при солнечном свете создает фееричное мерцание. При реставрации 2011 года этот эффект сохранен.
Иконы выполнены русскими мастерами, но в западных традициях. Богородица изображена Всецарицей: на троне, в торжественном облачении, с короной Екатерины I. Говорили, что и лицом она похожа на супругу Петра.Иисус – в облачении царей допетровского времени, в митре московских патриархов. Обе главные иконы символизируют не только мир горний, но и величие российских правителей.

Храм славы

В Петропавловском соборе хранились захваченные шведские знамена и штандарты. После Октябрьской революции их передали в Эрмитаж. В настоящее время восстановлены их копии.

Императорская усыпальница

Императорская усыпальница в Петропавловском соборе в Петербурге

Погребать представителей императорской династии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга начали еще в процессе строительства. В подлестничном помещении колокольни захоронили сестру Петра I Марию, его сына – царевича Алексея и его жену Шарлотту, в самом храме – нескольких детей императора, умерших в младенчестве, у северной стены — вдову царя Федора Алексеевича – Марфу (на месте будущего Екатерининского придела).

Для погребения самого императора пришлось срочно внутри возвести часовню, где и поместили саркофаг с телом. Два года спустя там же временно положили и гроб императрицы Екатерины I. Их торжественные похороны состоялись после освящения иконостаса в 1731 году.

Могилы находятся под полом собора на глубине двух метров. Первоначально места погребения обозначались плитами. Саркофаги белого мрамора установлены в 1865 году. При новых захоронениях их копировали.

Цветные надгробия выполнены по заказу императора Александра III для своих родителей – Александра II (зеленой яшмы) и Марии Александровны (розового орлеца). Их установили в 1887 и 1906 годах соответственно.

Последним захоронением в соборе стало перенесение праха матери Николая II Марии Федоровны из Копенгагена. Ее положили рядом с мужем императором Александром III. Надгробие заметно по свежему блеску золоченого надгробного креста.

Великокняжеская усыпальница

Великокняжеская усыпальница Петропавловского собора

К концу XIX века мест для захоронений императорских особ, великих князей и княгинь дома Романовых не осталось. В 1908 году для этих целей построили великокняжескую усыпальницу. С Петропавловским собором она соединена торжественной галереей. В нее из собора перенесли 8 захоронений нецарствующих особ, а до 1917 года погребли еще 5 человек.

В советское время здание посчитали не представляющим исторической ценности, убранство было изъято или разграблено. В годы войны усыпальница пострадала от обстрелов. Реставрация велась периодами до 2016 года. Сейчас она доступна для осмотра.

В постсоветское время произведены захоронения великого князя Кирилла, его сына Владимира и их жен Виктории и Леониды.

Захоронение императора Николая II и его семьи

Захоронение императора Николая II и его семьи в Екатерининском приделе Петропавловского собора

Останки императора и его близких, обнаруженные под Екатеринбургом в июле 1991 года (кроме цесаревича Алексея и его сестры Марии), торжественно погребены 17 июля 1998 года по распоряжению Президента РФ Бориса Ельцина в Екатерининском приделе Петропавловского собора.

Предварительно была проведена полная реставрация придела. На стенах установлены памятные плиты всех погребенным. Впервые рядом с представителями императорской семьи были похоронены простые граждане – слуги и врач, расстрелянные вместе с ними.

На плитах уже написаны имена Алексея и Марии, но их останки, найденные в 2007 году, до сих пор не упокоены. Результаты следственных действий, проведенных СК РФ, и однозначно подтвердивших в 2018 году подлинность всех останков, не признаны РПЦ. Ближайшее рассмотрение этого вопроса назначено на Архиерейский собор в ноябре 2021 года.

Интересные факты и легенды Петропавловского собора

Грандиозные сооружения обычно обрастают мифами и домыслами. Не обошелся без них и собор Петра и Павла в Петропавловской крепости.

  1. При закладке собора в крепость будто бы прилетел орел и остался жить. Якобы сам император с руки кормил гордую птицу, считая ее доброй приметой успешных начинаний.
  2. Императрицу Екатерину II и ее убитого супруга Петра III их наследник Павел захоронил одновременно. Для этого провели вскрытие могилы его отца, траурную церемонию по переносу гроба и посмертное сокоронование. Из единой даты 18 декабря 1796 года на обоих надгробиях кажется, что пара будто бы правила долго и счастливо и умерла в один день.
  3. Много сплетен было о вскрытии захоронений императоров в советское время. В действительности в 1939 году извлекли прах великой княгини Александры Георгиевны, дочери греческого короля, супруги младшего сына Александра II и передали на историческую родину по просьбе царственных родственников. Прах императоров не беспокоили. Это подтверждено исследованиями мраморных плит у надгробий.
  4. После установки рубиновых звезд на башни московского Кремля, возникла аналогичная идея и в отношении Петропавловского собора. Планам помешала война.