История Петербурга

Петровские ассамблеи

Ассамблея при Петре I, картина Хлебовского С. , 1853 год

В 1718 г. появился указ Петра I об ассамблеях. Ассамблея (фр.) — это «вольное в котором доме собрание или съезд».., «делается не только для забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть и о всякой нужде переговорить».

Указ об ассамблеях произвел коренной перелом и в домашней, и в общественной жизни наших предков, и послужил первым шагом к тому, чтобы и у нас женщины заняли в обществе то положение, какое они занимали в западной Европе. Прежние их затворничество и отчужденность были уничтожены царскою безграничною властью, и нарушение в этом отношении старинных обычаев вызвало среди русских сдержанный ропот,так как никто не смел явно ослушаться государева повеления.

Подготовкою к Петровским ассамблеям служили пред писанные Петром изменения в одежде подданных. Так, царь повелел, чтобы с праздника Богоявления 1700 года все русские, кроме духовных лиц и крестьян, носили «венгерское платье». Даже жены солдата и стрельцов должны были надеть с этого дня «бостроги», юбки и башмаки немецкие 18-го февраля 1702 года появился царский указ, чтобы в торжественных случаях «парадным» людям под «французскими» кафтанами иметь золотые камзолы, a чиновным лицам, кроме таких камзолов, и самые кафтаны носить с золотым украшением.

В первое время по издании этих указов дозволялось донашивать старую одежду, на которую, в виду этого, прикладывались казенные клейма. Но в 1705 году не принимались уже никакие отговорки о донашивании старого платья, и в этом же году, 16 января, издан был указ о бритии бород и усов. Таким образом, на первых общественных собраниях — «ассамблеях», гости и гостьи явились уже преображенные на иностранный лад , и в числе их смахивавшие по внешности даже на версальских маркизов и маркиз — первых
щеголей и щеголих того времени.

Читать еще:  Традиции пушечных выстрелов

Женщины впервые получили право посещать общественные собрания. В допетровское время девушки и женщины в богатых семьях сидели дома, в теремах, шили и пряли, слушали песни «сенных девушек», болтовню «шутих», сказки «мамок» и рассказы богомолок. Грамотные (их было очень мало) читали священные книги и переписывали их для церквей. Теперь и они учились одеваться по-европейски, танцевать «галантные танцы» и вести светские беседы. На ассамблеях полагалось говорить о политике, науке, искусстве и модах.

Ассамблеи, введенные Петром Великим, принадлежали к разряду зимних увеселений. Они были учреждены на первый раз в Петербурге, и о времени их открытия объявлялось с барабанным боем на площадях и перекрестках. Ассамблеи распределялись между чиновными лицами, жившими в Петербурге, без соблюдения, впрочем, какой-либо очереди. Сам государь назначал, в чьем доме должно было быть первой ассамблее, а затем дальнейшее назначение ассамблей зависело в Петербурге от генерал-полицеймейстера, а когда он были заведены в Москве, то там назначались комендантом.

Несмотря на то, у кого бы ни происходила ассамблея, — хотя бы у самого царя, — вход на нее быль доступен каждому прилично одетому человеку, за исключением слуг и крестьян. Вследствие этого на ассамблеи собирались: чиновные особы всех рангов, приказные, корабельные мастера и иностранные матросы. Каждый мог являться с женою и с домочадцами. Петр приглашал на ассамблеи и духовных лиц. Первым условием ассамблеи государь постановил отсутствие всякого стеснения и принужденности. Так ,ни хозяин, ни хозяйка не должны были встречать никого из гостей, даже самого государя или государыню и членов их семейства.

Хозяин дома — дворянин, сановник, богатый купец — был обязан выделить для гостей четыре комнаты, приготовить свечи, игры и «питье». Он не был «повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни потчевать». В одной из комнат беседовали старики, в другой веселилась молодежь, в третьей курили табак и пили вино, в четвертой играли в шахматы и шашки (карт Петр не любил).