Все музеи Санкт-Петербурга

Центральный музей Октябрьской железной дороги

Центральный музей Октябрьской железной дороги

Первые железные дороги
Когда появились первые железные дороги, никто и не думал, что громыхающие по рельсам вагоны скоро изменят мир. Об извергающих клубы дыма паровозах в те годы говорили как о фантастическом транспорте будущего, не подозревая, что это будущее наступило. Мечта о быстром и надежном транспорте постепенно воплощалась в жизнь. В течение второй половины XIX века путь прогресса пролегал по рельсам в самом прямом смысле. Железная дорога оказала поистине неоценимые услуги человечеству в развитии цивилизации.

Центральный музей Октябрьской железной дороги создан в 1978 году.

Музей знакомит с историей развития Санкт-Петербургского транспортного узла и сети железных дорог Северо-Запада, охватывающей около 30 дорог Царскосельскую, Петербурге-Московскую, Петербурге-Варшавскую, Балтийскую, Финляндскую, Московско-Виндаво-Рыбинскую, Мурманскую и другие.

В 1712 году по указу Петра I началось и в Общий вид экспозиции музея.1746 году закончилось строительство тракта между Петербургом и Москвой через Новгород. В 1817—1834 годах тракт был перестроен в шоссе. Для организации регулярного пассажирского сообщения между столицами в 1820 году образовано первое в стране общество дилижансов.

Поездка из Петербуга в Москву в дилижансе занимала трое суток вместо прежних шести.

Первая в России железная дорога общего пользования — Царскосельская — открылась 30 октября ( 11 ноября ) 1837 года. Поезд из восьми вагонов вел автор проекта и организатор строительства дороги австрийский инженер Ф А Герстнер. Через 33 минуты после отпрвления из Санкт-Петербурга поезд прибыл в Царское Село. 22 мая 1838 года Царскосельская ж.д. открылась до Павловска,где был построен вокзал по проекту архитектора А. И Штакеншнейдера с рестораном и летним театром. Павловский вокзал стал излюбленным местом отдыха петербуржцев.

Макет пассажирского паровоза Петербурго-Московской железной дороги., 1851 г.Постройка железной дороги Петербург — Москва началась 27 мая 1843 года. Проектировали и возглавляли строительство первой магистрали России выпускники Петербургского института Корпуса инженеров путей сообщения, видные ученые П. П. Мельников, Н. О. Крафт, Н. И. Липин, С. В. Кербедз и др.

Читать еще:  Адмиралтейство

Станция КлинНеповторим архитектурный стиль оформления железнодорожных станций. Фотографии и макеты некоторых из них представлены в экспозиции. Совершенствовалась система электромеханической централизации, сигнализации и связи — в одной из витрин размещена коллекция аппаратов связи конца XIX — начала XX веков.

Для сооружения электромагнитного телеграфа вдоль железной дороги был приглашен академик Б. С. Якоби. Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября (13 ноября) 1851 года. Первый поезд из Петербурга в Москву находился в пути 21 час 45 минут.

Строительство Петербурге-Варшавской железной дороги связано с привлечением отечественного и иностранного капитала. Для создания железнодорожной сети России в 1857 году организуется Главное общество российских железных дорог. 1 сентября 1868 года Главное общество вступило во владение Николаевской железной дорогой. Началась серьезная реконструкция дороги: перестраивались мосты; развивались станции; обновлялся подвижной состав, строились новые заводы и депо.

Постепенно формировался Петербургский железнодорожный узел: строились Финляндская железная дорога (в 1870 г.); Сестрорецкая железная дорога (в 1894 г.); Ириновская железная дорога (в 1892 г.); Петергофская (1857г.), Балтийская (1870 г.) железные дороги . Железнодорожная сеть Московско-Виндаво-Рыбинского железнодорожного общества сформировалась к 1904 году.

Период экономического подъема конца XIX века характеризуется ростом сети железных дорог, концентрацией производства и укрупнением железных дорог, выкупом частных дорог в казну. К Николаевской железной дороге, переданной вновь в казну в 1893 году, присоединились Путиловская железная дорога — в 1894 году; Новоторжская железная дорога — в 1895 году; Боровичская железная дорога — в 1896 году; Бологое-Полоцкая железная дорога — в 1907 году.

Неповторим архитектурный стиль оформления железнодорожных станций. Фотографии и макеты некоторых из них представлены в экспозиции. Совершенствовалась система электромеханической централизации, сигнализации и связи — в витрине размещена коллекция аппаратов связи конца XIX — начала XX веков.

Читать еще:  Маршруты посещения Эрмитажа в 2024 году

Экспонаты музея иллюстрируют драматические события социалистической революции и гражданской войны. Главной задачей послевоенных годов, была задача восстановления железных дорог.

В 1933 году началась электрификация Ленинградского железнодорожного узла.

С первых же дней Великой Отечественной войны Октябрьская железная дорога стала прифронтовой. 8 сентября 1941 года, после того как гитлеровцы ворвались в Шлиссельбург, Ленинград оказался в кольце вражеской блокады. Фронт разделил Октябрьскую железную дорогу на две части: Северную — с центром управления в Ленинграде и южную — с центром управления в Бологом. Ленинградцы — железнодорожники трудившиеся в локомотивных и вагонных депо, изготовляли «стаканы» для снарядов в помощь фронту. Три бронепоезда оснастили и укомплектовали экипажами железнодорожники Ленинградского узла.
Особое место в истории Октябрьской железной дороги занимает работа Дороги жизни и Дороги Победы.

7 февраля 1943 года после полуторагодичного перерыва в Ленинград с Большой земли прибыл первый грузовой поезд. Девятьсот дней беспримерной в истории войн блокады остались позади. Отступая, враг оставил после себя сотни взорванных вокзалов, мостов и зданий, более пяти тысяч километров разрушенного пути. На стендах и в турникетах музея представлены материалы и фотографии, показывающие разрушения и ход восстановительных работ на магистрали.

Послевоенные годы — шло восстановление и дальнейшее развитие.Обновилось вагонное хозяйство Октябрьской железной дороги.

Введение более мощных видов тяги позволило увеличить вес поездов. На Октябрьской магистрали появились ПМС — путевые машинные станции, с их помощью самый сложный капитальный ремонт пути производится во много раз быстрее, чем при ручном труде.

Постоянно обновляется экспозиция музея, рассказывающая о современном состоянии Октябрьской железной дороги, открытии новых депо, совершенствовании техники. Не забыты и совсем юные посетители музея. Специально для них представлен макет действующей железной дороги.