Все дворцы Санкт-Петербурга

Мраморный дворец

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге расположен на 1-ом Адмиралтейском острове. Он является образцом екатерининского классицизма, отличается дорогой наружной отделкой из мрамора и изысканными внутренними интерьерами. В настоящее время здесь создан филиал Государственного Русского музея. Посетители смогут увидеть дорогое убранство залов дворца и познакомиться с выставленными здесь произведениями искусства. О режиме работы Мраморнорго дворца в 2021 году, а также стоимости билетов и как их купить читайте в нашей статье.

История Мраморного дворца и его владельцы

Вид Мраморного дворца со стороны Невы. Картина Садовника В.С., 1847г.
Вид Мраморного дворца со стороны Невы. Картина Садовника В.С., 1847 год

В начале XVIII века на месте, где стоит Мраморный дворец, ранее находился Почтовый двор с пристанью. Рядом с этим местом располагался Зверовый двор, в котором жил первый в Петербурге слон. Его привез в дар Петру I правитель Персии Солтан Хусейн. После того как животное умерло, из него сделали чучело, которое стало экспонатом Кунсткамеры.

В 1737 году на месте Почтового двора и бывшего слоновника произошел пожар. После этого здесь находилась «Площадь Верхней набережной». В 1768 году построить на этом месте дворец решила Екатерина II. Известно, для кого строился Мраморный дворец.  Он предназначался в дар ее любовнику Григорию Григорьевичу Орлову в награду за помощь в организации переворота. Однако в 1783 году Г. Г. Орлов умер, не дождавшись завершения строительства.

Первоначально здание называлось «Каменный дом у Почтовой пристани».

Дворец был закончен в 1785 году. К этому времени Екатерина II выкупила здание у родственников Г. Г. Орлова и в качестве свадебного подарка передала его своему внуку князю Константину Павловичу.

История мраморного дворца, фото 1865-1869
Мраморный дворец, 1865-1869

В 1797-1798 годах в Мраморном дворце жил последний монарх Польши С. Понятовский. После смерти внука императрицы зданием стал владеть сын Николая I генерал-адмирал Константин Николаевич. В середине XIX века дворец был отреставрирован по замыслу архитектора А. Брюллова. Он работал со стилем «эклектика», элементы которого нашли отражение в интерьере комнат. В 1911 году Мраморный дворец перешел по наследству сыну генерал-адмирала князю Константину Константиновичу. Затем зданием владел его наследник Иоанн Константинович.

После революции 1917 года помещения дворца занимало Министерство труда. Перед входом в здание был установлен броневик «Враг капитализма», похожий на тот, с которого выступал В. И. Ленин возле Финляндского вокзала. В 1930-е годы годы здесь находился филиал музея В. И. Ленина.

В 1992 году Мраморный дворец стал частью Русского музея. В его помещениях размещены постоянные и временные выставки.

Архитектура

Архитектура Мраморного дворца в Санкт-Петербурге

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге выполнен в стиле раннего екатерининского классицизма. Здание отличалось от остальных сооружений в городе красивыми фасадами, выполненными из настоящих гранита и мрамора. Отсюда пошло название «Мраморный». Архитектором Мраморного дворца в Санкт-Петербурге был итальянец Антонио Ринальди, поэтому в стиле здания просматриваются элементы флорентийского стиля, дающие ему сходство с итальянскими палаццо.

Дворцовые стены имеют толщину 1,5-2 м, в высоту здание достигает 22 м.

Часовой павильон с курантами и две скульптуры Мраморного дворца «Верность» и «Щедрость»
Часовой павильон с курантами и две скульптуры «Верность» и «Щедрость»

Облицовка дворца выполнена из материалов разных оттенков: первый этаж отделан гранитом коричневого тона, два верхних этажа оформлены серо-голубым рускеальским мрамором и пилястрами из розового карельского мрамора. На фоне нежной цветовой гаммы эффектно смотрятся элементы с позолотой: балясины балкона, филенки с гирляндами, вазоны на крыше.

Парадный восточный фасад сооружения выходит на Дворцовую набережную. Его украшают полуколонны и венчает часовой павильон с курантами, отреставрированными Русским музеем в 1999 году. На общем фоне выделяются композиция из доспехов и две ключевые скульптуры Мраморного дворца «Верность» и «Щедрость», расположенные на аттике. Они выполнены скульптором Ф. И. Шубиным. Над входом видна надпись «Здание благодарности», которая нанесена по велению Екатерины II. Кровельный парапет по всему периметру украшают более 80 вазонов из доломитового известняка.

Памятник Александру III перед Мраморным дворцом в Питере
Памятник Александру III перед дворцом

В 1994 году на площади перед Мраморным дворцом, где ранее находился броневик, было установлено изваяние императора Александра III, сидящего на коне. Его создал скульптор Паоло Трубецкой еще в начале XX века. После революции монумент находился в закрытом дворе Русского музея.

Интерьеры и залы Мраморного дворца

В первой половине XVIII века на месте "Мраморного Дворца" в Санкт-Петербурге находился Почтовый двор, а также пристань для двух почтовых фрегатов. Эти почтовые фрегаты совершали постоянные рейсы из Петербурга в Москву и обратно. В дальнейшем почтовая набережная была переименована в Дворцовую. Мраморный дворец, 1790 год В 1768–1785 годах на этом месте строится дом, подаренный Екатериной II своему фавориту Григорию Орлову, за активное участие в событиях 1762 года. После исторических событий Екатерина оказалась на троне. Мраморный дворец, 1847 год Народная легенда гласит, что Екатерина сделала сама набросок будущего здания, который очень понравился Ринальди и он тут же приступил к строительству. На постройку дома ушли большие средства, так как императрица приказала их не жалеть. Для облицовки стен было использовано 32 вида мрамора, а нижняя часть здания была облицована гранитом. Несмотря на большие финансовые затраты постройка дворца затянулась на долгий срок и граф Орлов уже умер. он так и не увидел своего будущего дома. В 1783 году Екатерина II выкупила дворец и Служебный дом у наследников графа. Литография Джозефа Шарлеманя (1782—1861) В 1796 году она подарила дворец своему внуку Константину Павловичу ко дню его бракосочетания. Тогда ему было всего 16 лет. Но за плохое поведение Екатерина выселила внука из дворца. В 1797 году сюда въехал бывший польский король Станислав Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты. Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена В. Бренной. Однако и после этого Понятовский жаловался на тесноту.После его отъезда дворец был возвращён Константину Павловичу. После переезда Константина Павловича в Польшу, дворцом ведала Придворная канцелярия. В 1832 году Николай I передал дворец своему сыну Константину Николаевичу (будущий глава морских сил России). К этому времени дворец требовал полного капитального ремонта. В 1849 году работы были полностью завершены. Мрамор стал монохромным, был упрощён рисунок портрета, исчезли камин и печи. Во время Первой Мировой Войны в "Мраморном дворце" Петербурга был госпиталь для раненных офицеров. В дальнейшем там размещалось Министерство труда, а потом Российская академия истории истории материальной культуры.

Внутренний интерьер помещений дворца поражает богатством и роскошью. Яркой особенностью внутренней отделки является использование ценного камня агата. По проекту А. Ринальди интерьеры залов по стилю исполнения должны были повторять оформление внешних фасадов здания. На трех этажах Мраморного дворца расположено много объектов и помещений, отделанных различными ценными материалами:

  • парадная лестница;
  • мраморный зал;
  • зимний сад;
  • белый зал;
  • лаковый зал;
  • Орловский зал;
  • Екатерининский зал;
  • «Собранный зал»;
  • китайский зал;
  • греческая галерея;
  • дубовая комната;
  • княжеский кабинет.
Парадная лестница Мраморного дворца в Санкт-Петербурге
Парадная лестница

Парадная лестница, ведущая на второй этаж, оформлена разносортным мрамором серых тонов. Ее украшением служат статуи мастера Ф. Шубина, размещенные в проемах. Между первым и вторым этажами стоят 4 изваяния, отождествляющих периоды жизни человека: «Утро» в виде Авроры – это детство, «Полдень» – юность, «Вечер» в виде богини Дианы – зрелость, «Ночь» – старость.

В пролете второго и третьего этажей есть еще пара скульптур «Осеннее и Весеннее равноденствие». На потолке над лестницей висит золотистая люстра «Суд Париса».

Скульптура весеннего и осеннего равноденствия в Мраморном дворце
Скульптура Весеннего (женская фигура) и Осеннего (мужская фигура) равноденствия

Стены третьего этажа украшают объемные изображения четырех человеческих добродетелей:

  • Умеренность;
  • Справедливость;
  • Сила духа;
  • Благоразумие.

Мраморный зал, находящийся на втором этаже уникален и является изюминкой дворца. Зал отделан разными сортами русского и итальянского мрамора с добавлением лазурита.

Мраморный зал в Мраморном дворце Санкт-Петербурга
Мраморный зал

Вдоль двух стен стоят колонны, поддерживающие верхние своды зала.По периметру стен размещено несколько округлых барельефов с изображениями на тему «Жертвоприношение».

На восточной стене находятся два двуглавых орла. Рамы окон и балконных дверей покрыты позолотой. Яркими элементами зала являются позолоченные люстры с хрустальным убранством.

Плафона С.Торелли "Свадьба Купидона и Психеи" в Мраморном дворце Питера
Плафона С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи», 1775 г.

На потолке зала, высота которого составляет 11,5 метра, расположен плафон Стефано Торелли «Свадьба Купидона и Психеи», написанный маслом на холсте.

Зимний сад размещен на террасе двух верхних этажей. Он создан А. П. Брюлловым в помещении, где ранее находился Висячий сад. Потолочные арки поддерживают чугунные колонны. Металлический потолок сада поделен на многочисленные четырехугольники с кессонами посередине. С восточной стороны находится балкон с кованой решеткой. В середине зала расположен трехуровневый фонтан из светлого мрамора. В цветочную оранжерею ведет трехстворчатая дверь со стеклянными вставками. Среди изобилия цветов можно рассмотреть мраморный камин и зеркало.

Белый зал является самым большим парадным помещением дворца, он отличается лепным орнаментом в готическом стиле. Мраморные колонны разделяют помещение на три части. Свое современное оформление зал получил в середине XIX века после масштабной реконструкции, проведенной архитектором А. П. Брюлловым.

Белый зал в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге
Белый зал

Интерьер Лакового зала был оформлен полированным деревом, на стенах находились панно с изображением подвигов Александра Великого.

Оформление Орловского и Екатерининского залов прославляет императрицу Екатерину II и ее фаворита. В Орловском зале стояли бюсты братьев Орловых, а на стенах находились белые барельефы с изображением их достижений. Авторство этих работ принадлежит русскому скульптору М.Козловскому.

«Собранный зал» посвящен Екатерине II, его стены отделаны бархатом, на котором нанесены императорские вензеля. На западной стене под пышной занавеской висит портрет императрицы. Напротив него стоял вазон с военными трофеями.

Китайский зал играл роль главной столовой, здесь кормили гостей во время торжественных приемов. В Греческой картинной галерее находилась коллекция портретов всех членов семьи Романовых. Названием помещение обязано отделкой из греческого мрамора. Всего в галерее было более 200 полотен известных художников: Рафаэля, Рембранта, Тициана и других.

На первом этаже сохранился кабинет князя Константина Константиновича Романова конца XIX века. Интерьер выполнен в стиле жакоб, отделкой служит красивое красное дерево. Рядом находится Дубовая галерея, стены которой обшиты плитами из настоящего дуба.

Выставки во дворце

Выставки Русского музея в Мраморном дворце

Сегодня в помещениях дворца демонстрируются постоянные и временные выставки различных произведений искусства. Регулярные экспозиции Мраморного дворца посвящены шедеврам русских и иностранных мастеров. Они включают следующие тематических выставки:

  1. «Музей Людвига в Русском музее. Мировое искусство XX века: идеи и направления». В экспозиции представлены произведения коллекции Петера и Ирене Людвиг. Сюда вошли работы мастеров периода с послевоенного времени до начала XXI века.
  2. Коллекция образцов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства петербургских коллекционеров Ржевских.
  3. «Константин Романов – поэт Серебряного века». Экспозиция открыта в кабинете и гостиной, где много времени проводил князь Константин Константинович Романов. Здесь собраны его личные вещи и документы, которые дают представление о жизни и творчестве члена царской семьи.

Регулярно во дворце проходят временные выставки, где можно увидеть работы определенных авторов или произведения различных направлений искусства. Также в здании проходят концерты, однодневные обучающие или развлекательные мероприятия.

Легенды и интересные факты

Как и многие другие исторические здания Санкт-Петербурга, Мраморный дворец окутан тайнами и легендами. Одна из них гласит, что во время закладки дворца в 1769 году в его фундамент был замурован сундук с монетами. Екатерина II самолично следила за ходом строительства и награждала отличившихся строителей.

Известно, что за Мраморный дворец Екатерина II получила от Григория Орлова ответный подарок – большой персидский бриллиант «Надир-шах» в 189,62 карата. По цене он лишь немного не дотянул до полной стоимости дворца. Позже бриллиант вошел в историю под названием «Орлов».

Архитектор А. Ринальди – тот, кто построил Мраморный дворец, во время отделки интерьера получил серьезную травму ноги. Он увидел в этом дурной знак и уехал лечиться домой в Италию.

Одна из легенд гласит, что Екатерина II сама сделала набросок проекта будущего Мраморного дворца и показала его А. Ринальди. Идея ему очень понравилась и вскоре он начал строительство.

Интерактивная панорама дворца

Осмотреть Мраморный дворец снаружи и пройтись по его залам Вы можете не выходя из дома при помощи интерактивной панорамы.